ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

Лесковский "Рассказ про чёртову бабку"

Алла Анатольевна Новикова-Строганова :: 22 марта 2011

Если физически сытому, но изголодавшемуся духовно, "духовной жаждою томимому" читателю, захочется вдруг отдохнуть от суеты, можно выбрать минутку-другую для знакомства с малоизвестной сказкой Лескова "Рассказ про чёртову бабку". Небольшое произведение из творческого наследия вели-кого писателя земли русской, созданное после 1886 года, при жизни автора опубликовано не было. Несмотря на крохотный объём (по-чеховски: "мень-ше воробьиного носа"), рассказ этот обращает вдумчивого читателя к рели-гиозно-философской мысли, нравственному опыту христианства, отношений человека и Бога.

Лесков излагает легенду из переведённой с датского языка "благочестивой книжки" "Письма из ада" – "о том, как сатана портил "божественный образ" в человеке и приходил разговаривать об этом с своей бабкой". Однако дьявольские козни не главное в лесковском тексте. В центре внимания – открытие человеком собственной сущности, богочеловеческое сотрудничество.

"Смысл легенды следующий, – передаёт Лесков. – Когда сатана узнал о наме-рении Бога создать человека, он сейчас же решился во что бы то ни стало испор-тить человека". Но как можно испортить "божественный образ"? Сотворив человека по Своему "образу и подобию", Господь тем самым наградил его величайшим даром, прославил, вознёс над "всею тварью". В то же время ясно, что это не только дар, но и величайшая ответственность: не уронить в себе образ Создателя. Здесь-то и подкарауливает беспечного человека дьявол (одно из значений слова "диаболос" в переводе – разделитель: он стремится разделить, разрушить связь творения с Творцом): "Я подпортил человека так, что ему всё будет того хотеться, чего ему нельзя. Он через это начнет делать нехорошее, – будет и лгать, и отнимать, и ненавиствовать, и даже самого Бога станет осуждать: зачем Он ему одно дал, а другого недодал. Сделаю, что человек станет самим Богом недоволен и оскорбит своего Создателя".

Однако лукавые происки бессильны: "Бога оскорбить никак нельзя. Он это всё простит и всю твою порчу в людях исправит". Небесный Отец не может не защитить детей Своих: "На руках понесут тебя, да не преткнешься о камень ногою твоею. На аспида и василиска наступишь; попирать будешь льва и драко-на. "За то, что он возлюбил Меня, избавлю его; защищу его, потому что он познал Имя Мое" (Пс. 90: 10 – 14). Очень важно сочетание Божественного отклика на свободное человеческое стремление к "свету разума": "при свете разума, кото-рый Бог дал человеку, люди не утратили, однако способности понимать, что не всё им полезно, что хочется".

Враг человеческий не сдаётся, но не может не заметить, что "в тех самых сердцах, в которых он глубоко засеял семена "эгоизма", рядком начинает проби-ваться что-то иное, – совсем от другого корня". Лесков верит в преображение падшей человеческой природы, в полном соответствии с евангельской концепци-ей, когда и последнему грешнику открыта дорога к спасению. Однако для изо-бражения закосневшего в грехах телесного "существа", забывшего о душе, предавшего её на поругание, писатель подобрал зоологическое сравнение не просто обидное, насмешливо-уничижительное, но и несовместимое со званием "человек": "чёрный таракан", "тараканий век": "Живёт-живёт человек, наживает себе всякого добра много, и со всех сторон всё рвёт и хапает, и всё себе за голе-нища пхает. До того тяжело наберётся, что даже ходить ему неловко, – как чёрный таракан на стенке корячится <...> И прёт его в тараканий век меры нет, а вдруг прихватит хорошенько этого тараканишку – он и раздумается: Господи мой! Что это я? Камо бегу и кому понесу?.. С собой ничего не возьмешь...". Писатель перефразирует библейское: "камо пойду от Духа Твоего, Господи, и от Лица Твоего камо бежу?" – так вопрошает человек, осознавший глубину своего бес-смертного "я".

И вот уже "человек-таракан", погрязший в житейской суете, начинает умо-лять Всевышнего: "Господи, дай мне очувствоваться..." Этого первоначального духовного усилия достаточно, чтобы началась работа "самовосстановления": "И вот рассудок в человеке просветлеет, и он не одобряет себя и начнёт остепенять и свой проклятый эгоизм удерживать. Всё, значит, есть ещё спасение".

Атака злого духа ведётся не только на сердце человеческое. Лукавого врага привлекает также возможность затуманить людской разум: "Я, – говорит, – переверну в человеке всё понятие на вын-тараты, – будет ему казаться умное глупым, а глупое умным и ни в чём он не разберёт истины".

"Не мудрствуйте лукаво..." – гласит заповедь, потому что лукавство – та же ложь, но её трудно распознать сразу. Мудрость должна исходить не от "лукаво-го", а совсем из иного источника.

Возвращаемся к тексту лесковской сказки. По замечанию многоопытной "чёртовой бабушки", Бог сразу может исправить злокозненную выдумку: "Он пошлёт на землю Посла, Который покажет людям настоящую истину, и разрас-тётся это малое семя, и выйдет великое древо". Бог посылает человеку дар спасения, сравнимый разве что с даром творения.

Крохотное повествование лесковской сказки вмещает в себя тысячи и тысячи лет – это какое-то вселенское время, воплощающее библейскую идею "полноты времён". Снова промелькнуло тысячелетие – после пришествия Христа. А вот и последняя выдумка сатаны: "Я выдумал касающееся к этой самой истине. При-шла истина, ну и пришла. Так ей и быть. Теперь назад не воротишь, а я теперь буду вперять человеку, что он один познал эту истину самым лучшим родом, и он тогда во всех смыслах зайдётся. Не станет ничем не поверять и ни о чём ни с кем спокойно и умно не посоветует, а всех почтёт в заблуждении, и что ему в лоб вступит, то и велит всем почитать за истину. Тогда ему во весь век не услыхать слово истины". И, кажется, на этот раз злая проделка удалась. Сказка завершается похвалой "чёртовой бабки" в адрес неугомонного внука: "Живу я давно, и очень я опытна, а эта твоя выдумка меня озадачила. Хорошо ты выдумал!"

В датском источнике, который обрабатывал Лесков, весь этот сюжет препод-носится довольно сухо и рационально. Фрагмент завершается следующим обра-зом: "Конечно, для Господа всё возможно! Но со всею моею опытностью, не знаю, как Он убедит тщеславного человека в том, что он живёт в грехе?!" Наш писатель не только расцветил легенду новыми красками, придал ей национально-сказочный колорит. Лесковский рассказ венчает мощный – и в эмоциональном, и в идейно-художественном, и в нравственно-философском смысле – финал: "И начали чёрт с бабкою на весь ад громко смеяться". Дьявольский хохот, раздаю-щийся на весь мир и сейчас, не может не насторожить, не ужаснуть.

Из Священного Писания известно, что Господь никогда не смеялся. Наобо-рот, Его часто видели плачущим. Конечно, он плакал и о людях, отвернувшихся от своего доброго Отца и предавших себя злому духу. Гордыня и тщеславие – по сути своей дьявольские качества – более всего мешают человеку в достижении благодати. Легенда из датского перевода предостерегает: "Даже совесть не заговорит в человеке против тщеславия. Он не увидит в нём зла и с закрытыми глазами бросится в бездну". Здесь усматривается прозрачная аналогия с эпизодом Евангелия от Луки (8: 26-39) – о том, как Иисус повелел нечистому духу выйти из человека и войти в свиней – образ плотской косности, перед которыми, как известно, не стоит "метать бисер", – и те бросились в бездну.

Лесков, стремившийся зажечь в своих читателях "искру разумения о смысле жизни", и сегодня призывает нас остановиться у бездны на краю.

Источник: Радонеж

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Плаха – геноцид русских"Ректор РПУ: яркая дискуссия о традиционных ценностях подтвердила актуальность темыВ рамках Петербургского экономического форума официальный представитель МИД России М.В. Захарова провела презентацию монографии В.А. Щипкова "Против секуляризма"Представители Церкви приняли участие в панельной дискуссии на сессии "Религия и экономика: к новым путям взаимодействия государства и религиозных организаций" в рамках Петербургского экономического форумаА.В. Щипков выступил на сессии "Роль государства и медиа в формировании мировоззрения и ценностей человека" в рамках Петербургского международного экономического форумаЩипков. "Писательский труд"Щипков. "Беловежский сговор"Щипков. "Потёмкинские деревни"Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама