ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

Новый святой, отставка митрополита и Патриарх как политик: обзор греческих СМИ за март

Александр Марков :: 04 апреля 2011

Элладская Православная Церковь: события марта

Греческая пресса продолжает следить за жизнью Церкви с неослабевающим вниманием. В марте произошли события, на первый взгляд незаметные, но показавшие, что епископат Элладской Православной Церкви усиливает свои позиции в политике страны, невзирая на планы социалистического правительства по ограничению бюджетных выплат и по дальнейшей секуляризации государства. Не имея возможности выиграть в вопросе о государственных расходах, епископат выигрывает в уважении к нему общества, в том числе и со стороны такой обычно довольно враждебно пишущей о Церкви газеты, как "Та Неа" ["Новости"]

Новый греческий святой

Одним из важнейших событий прошедшего месяца стала канонизация преподобномученика Ефрема Новомакрийского (14 сентября 1384 г. – 5 мая 1426 г.). 3 марта Патриарх Константинопольский удовлетворил прошение Синода Элладской Церкви о внесении имени святого Ефрема в церковный календарь. Этот византийский подвижник в возрасте 14 лет, после захвата византийских земель султаном Баязетом, бежал в Аттику, где поступил в монастырь Благовещения на "Горе Непорочных", которая тогда была одним из центров восточного монашества.

В 1424 г. османские войска вторглись в Аттику, разграбили монастырь и убили большую часть монахов. Св. Ефрема в то время в монастыре не было, но когда турки пришли во второй раз, они подвергли Ефрема страшным пыткам, надеясь выведать у него, где спрятаны сокровища монастыря, но ответа не добились. После многих месяцев истязаний, св. Ефрем был повешен.

Греческая пресса включилась в дискуссию о частоте канонизаций в Элладской Православной Церкви и основаниях этой канонизации. Так, отвечая на вопросы газеты "Та Неа", проф. Александрос Кариотоглу (Фессалийский Университет), заявил, что редкость канонизаций в Элладской Православной Церкви объясняется тем, что епископат только подтверждает уже существующее народное почитание. Такие перечисляемые в учебниках богословия и церковной истории критерии, как православное учение, прижизненные и посмертные чудеса, наличие достоверных свидетельств в устном предании и нетление мощей, говорят не о сути святости, а только о сопровождающих святость явлениях силы Божией.

Для признания истинной святости необходимо сначала всенародное почитание – не должно быть ни одного грека, который не знал бы этого святого, затем запрос епископа, который выступает как предстоятель от лица всего верующего народа, а затем и ответ церковной власти (Патриархии), подтверждающий канонический характер молитв к этому лицу как к святому. Как мы видим, греческое богословие стремится раскрыть в святых как заступников за церковный народ – поэтому и требуется всенародное почитание, так и тайносовершителей общей Литургии Церкви, в которой участвует и торжествующая, и воинствующая Церковь – поэтому требуется подтверждение святости со стороны Патриарха как главного предстоятеля литургического собрания.

Но в том же репортаже газеты "Та неа" (к сожалению, названном в развязном духе этой просоциалистической газеты довольно хулигански: "Очередь за нимбами"), упоминается и о том, что значительная часть верующих греков желает более частых канонизаций. Так, некоторые миряне говорили, что и канонизация преподобномученика Ефрема несколько запоздалая, учитывая, что чудеса по молитвам к преподобномученику совершаются часто. О многочисленных чудесах, совершаемых по молитвам к преподобномученику, можно прочесть на специальной страничке в социальной сети "Facebook" – число почитателей нового общегреческого святого среди пользователей этой социальной сети уже превысило 8000 человек, и страничка пополняется все новыми свидетельствами о чудесной помощи.

Газета напоминает, что предыдущими канонизированными Элладской Православной Церковью святыми стали (20 декабря 2009 г.) родители, сестры и братья св. Григория Паламы – его отец Константий, мать Каллони, и братья и сестры Феодосий, Макарий, Епихарита и Феодота. Вряд ли можно говорить о широком народном почитании этих святых, но о святости всей семьи величайшего византийского богослова и подвижника говорят и жития св. Григория, начиная с жития, написанного другом святого Патриархом Филофеем Коккиным, а также традиция почитания семьи святого в Верии, втором после Фессалоник по значимости городе Фессалии, месте подвигов родственников святителя.

Примеряют сторонников редких канонизаций с ревнителями новых канонизаций слова митрополита Навпактского Иерофея, приводимые газетой "Та неа": "Внесение человека в календарь святых Православной Церкви требует строгих духовных и богословских критериев, а не социальных, нравственных и тем более национальных. Обычно народ утверждает, что этот человек был святым, а Вселенский Патриархат самым внимательным образом исследует этот вопрос, поступая вполне справедливо".

Митрополит Иерофей в этих словах обратил внимание и на значение Вселенского Патриархата для Элладской Православной Церкви: не притязая на особое духовное ведение, и признавая связь между ведением истины и стяжанием благодатной святости в каждом верном и в каждой церковной общине, Вселенский Патриарх выступает как "внимательный исследователь", свидетельствующий о признании данного образа святости всей Церковью. Канонизируется не добродетель человека, не его отдельные нравственные свойства, но "правило" святости, предложенное им всем верным и очевидное для всех верных.

Отставка Митрополита Феоклита

Другая тема, взволновавшая греческую прессу – отставка митрополита Яннинского Феоклита с поста руководителя исполкома Центральной Церковной Экономической Службы. Сам митрополит Феоклит, по сведениям газеты "Та Неа" сообщил о причинах отставки в неясных выражениях, и газета связала отставку с истечением срока полномочий генерального директора Службы А. Забелиса.

На заседании Синода Забелис не был назначен на новый срок, вместо него генеральным директором стал архимандрит Антоний (Аврамиотис), а руководителем исполкома был провозглашен митрополит Элассонский Василий. Такие перестановки пресса связывает с усилением влияния архиепископа Афинского в Синоде: известно, что архимандрит Антоний долгое время работал вместе с архиепископом. При этом показательно, что пресса отделалась скупыми сообщениями, не давая никаких прогнозов, как изменится экономическая политика Элладской Православной Церкви при новом руководстве.

Даже доброжелательная обычно к Церкви газета "И Катимерини" ["Ежедневная газета"] сообщила лишь, что перспективы этих кадровых решений неясны. Известно только, что епископат будет шире принимать участие в работе Службы, что может означать как больший контроль над расходованием средств, так и более тесное сотрудничество архиереев друг с другом в борьбе за свои имущественные права в ходе полемики с социалистическим правительством.

Прав ли Патриарх Григорий?

Наконец, в преддверии национального праздника Греции, дня начала освободительной революции (25 марта, праздник Благовещения), вспыхнули споры о роли священномученика Патриарха Григория V в революции 1821 г. Как только началось восстание, Патриарх в Окружном послании отлучил от Церкви всех участников восстания, но был казнен по приказу султана как сообщник восставших греков. Историки до сих пор спорят о том, был ли прав Патриарх Григорий, издавая свое послание.

Так, по мнению Василия Креммидаса, всем участникам восстания было понятно, что Патриарх издал послание под давлением султана: его "филэллинская" позиция была всем известна, и никогда до послания он не отождествлял турецкую власть с властью царей – властью от Бога. Поэтому послание Патриарха, в котором анафеме предавались неопределенные лица, покушавшиеся на власть султана (а восставшие греки вовсе не собирались свергать султана), не могло никого смутить и не бросило никакой тени на прежний патриотизм и народолюбие Патриарха.

Другой историк, Василис Панайотопулос, считает, что Патриарх поступил согласно законам Османской Империи, по которым он несет личную ответственность перед султаном за всех православных подданных султана и "представительствует" за них. Если бы Патриарх поддержал восставших открыто, то турки могли бы перейти к расправе над всеми греками, не ограничившись локальными военными действиями.

Но известно, что Патриарх Григорий был участником "заговора", он знал в подробностях о готовящемся восстании, и не только не осуждал, но и всячески поддерживал заговорщиков, об этом знали и руководители и полководцы греческой национальной революции. Таким образом, позиция Патриарха оказалась очень удачной: действия султана против восставших греков выглядели после осуждения бунта Патриархом уже не как законное подавление бунта, а как нарушение благополучия православных подданных султана, которые находились под защитой России и других европейских держав, что в свою очередь сделало вмешательство Европы в дела Греции и поддержку революции неизбежными.

Последний пример показывает, что греческая пресса, в том числе и левая, обращаясь даже к темам церковной и национальной истории, видит в церковном руководстве активного субъекта политики, а не пассивного исполнителя воли государственной власти. Соответственно, и современные события в церковной жизни трактуются как ряд вполне успешных усилий епископата, высшей церковной власти, по отстаиванию своей политической и экономической самостоятельности.

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Потёмкинские деревни"Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама