ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

Виртуальный музей эпохи социализма

Алексей Пищулин :: 12 апреля 2011

Зимы тогда были снежными и продолжались бесконечно. С ноября по март я просыпался от жестяного звука: в синей утренней темноте дворники скребли лопатами снег моего детства. Я цеплялся за обрывки сна, понимая, что сейчас придут меня будить. Не открывая глаз, я исследовал пространство дома. В доме пахло теплом крашеных масляной краской батарей, мамиными цветами, сохнущими от перенаселения квартиры, и птичьим кормом, который сыпался на пол из канареечной клетки на родительском подоконнике. А ещё – если на собачий нюх – пахло пятью человеческими существами, делившими между собой обычную "хрущёвку" с низким потолком и маленькими окнами, смотревшими в социализм. Ночью в ней было просторно и даже таинственно, а днём – привычно и тесно. Боком протискиваясь на кухню, мы посменно завтракали и обедали, посменно пили чай, непрочно сидя на колченогих табуретках румынского производства: стулья на кухне не помещались, да и пронести их сквозь игольные уши коридора было непросто.

Моя лежанка стояла враспор между массивным дубовым столом и изящным дамским столиком, за самодельной завесой, которая превращала проходную комнату в "почти изолированную". Каждый вечер тяжёлая бежевая ткань со свистом скользила по струне, отделяя дневное бытие от ночного, обозначая завершение очередного спектакля нашей семейной жизни. Если отец поздно возвращался с работы, он пробирался в родительскую спальню по зыбкому коридору, задевая штору плечом и стараясь ступать потише. Ткань ещё целую минуту волновалась, успокаиваясь. Стоит ли удивляться, что, проведя детство за театральным занавесом, я питаю такое пристрастие к мелодраме?

Теперь нет ничего – ни этого дома, ни этого быта, ни нелепой и отрадной громадности страны, вооружённой ядерным оружием и передовым учением (курам на смех). Нету двух бабушек, вечно выяснявших отношения над моей вихрастой головой. Нет заснеженного переулка, авансом названного улицей, с сугробами, детьми в санках и редкой – раз в три часа – машиной. Замолчал белый репродуктор с единственной программой и единственной регулировкой: громче/тише. C шести утра и до полуночи, от гимна до гимна, он никогда не молчал – даже выключенный до упора, зудел обиженно, сочился дикторскими голосами. Заглянем в холодильник: и там всё другое. Не найти молока в треугольных пирамидках и кефира в стеклянной бутылке с зелёной бескозыркой – "не порежься", автоматически предупреждает мама. Но большой палец помнит, как надавливать в середине крышки, чтобы из-под хищного края проступила, как на губах эпилептика, пузырчатая белая пена...

И, конечно, нет меня – такого, каким я был в родительском доме. Переехав по новому адресу, я оставил в старом жилище детский страх смерти, не потащил во взрослую жизнь тревоги и унижения первой встречи с грубым миром людей. И вместе с ними остались в прошлом нескончаемые болезни, хрипы в лёгких и молоко с мёдом, и зверьки-одноклассники, вечные гонители ребёнка, слишком инакомыслящего даже для спецшколы с продвинутым английским (строгая директриса Евгения Львовна блюла железную дисциплину, но тайно сочувствовала идее эмиграции из СССР).

Но где-то за рамкой условного времени всё это сохранилось, как в музее, и я надеюсь, что, следуя указательным стрелкам, выйду в знакомый двор, в валенках с калошами, в дурацкой шапке, закрывающей уши, с новой пластмассовой лопаткой и варежками на резинке: очень удобно, и так щекотно, как живые, убегают они в рукав, правда, потом их приходится оттуда мучительно доставать. Я отыщу натоптанный проход между двух бараков, построенных пленными немцами всего-то лет за десять до моего рождения: наверное, чужой махорочный дух ещё не до конца выветрился, и звуки губных гармоник витают под трухлявыми потолками, среди кухонного чада и хлопанья дверей. Бараки – охристые, приятного и спокойного европейского колера, но жизнь в них течёт кромешная, с запоями и драками, и детей из этих вороньих гнёзд я опасаюсь. Обойду-ка их по дуге и посмотрю, вытягивая шею, как за пустырём сбавляют ход, рассыпают звонки трамваи 27-го маршрута, идущего к Тимирязевке – и встречного 23-го, который спешит на Беговую.

Я отчётливо помню маленькие хитрости трамвайного завсегдатая: как протаивать пяткой ладони смотровые окошки в заиндевевшем стекле, как ездить зайцем и как жалобить контролёров, когда попался. Я помню хребтом железный скрип колёс на повороте и то, как весь фанерный фонарик трамвая кренился и кряхтел, заворачивая по ослепительно откатанной, незамерзающей рельсовой дуге. Под жёсткими досками неудобных скамеек индевели безжизненные короба неработающих печек, и пар синевато извергался из пасти людей-драконов, превращённых косыгинской лёгкой промышленностью в одинаковые чёрные кули.

Теперь я знаю, что где-то была совсем другая жизнь и другая нищета: там отбирали паспорта, чтобы молодёжь не сбежала в город, там иначе мёрзли и иначе зарабатывали на хлеб и макароны. Но сам я до мозга костей горожанин, до позорных инстинктов – неисправимый столичный совок. Я вырос в серых ущельях улиц, не знавших рекламной пестроты, с тусклыми мигающими фонарями, под серым небом вечной непогоды. Я ходил в школу и ездил в гости мимо гигантских плакатов с румяными рабочими; я рос в изоляции родительской любви и заботы, среди книг и рисунков, но всё равно мне перепадали крупицы понимания и памяти старших, переживших войну и эвакуацию, карточки и чистки. Они радовались добытому куску сыра, пакету гречневой крупы; а коричневая дубинка "сухой колбасы" с сучками жира, сырокопчёная волшебная палочка, превращала любое застолье в праздник.

Зимы исчислялись короткими перебежками от выходных до выходных. Ведь по воскресеньям мы ездили за город на электричке, с лыжами, чьи острые мордочки были спрятаны в сшитые мамой мешки на тесёмках. Оббитые жестью носы лыжных ботинок клацали об железные подножки трамваев и поездов, их кожаные подмётки скользили по пластику пола. У отца за спиной болтался бурый рюкзак, и в нём до поры таился боезапас лучшего в мире пиршества: бутерброды с варёной колбасой на сером хлебе и китайский термос с остывающим кофе. Мы выходили на облизанной ветром потрескавшейся платформе с розовой будкой кассы и ржавым расписанием поездов. Двери вагона с лязганьем закрывались, и электричка, по-рабойничьи свистнув в два пальца, улетала в воронку пурги. Нужно было с риском для жизни спуститься по заледеневшей лесенке, встать на лыжи, потрудиться ногами и руками, далеко ушагать в лес по лоснящейся лыжне, замёрзнуть и устать – и только тогда, на исходе детского терпения, всегда неожиданно, мама втыкала палки, как гарпун, в пушистую спину сугроба, и надевала на их верхушки мокрые, покрытые катышками льда варежки: привал! И вот, не отстёгивая лыж, балансируя на них посреди весёлого белого пространства, под сверкающим на солнце конфетти снежинок с берёзовых ветвей, я получал свой бутерброд и обжигающую губы металлическую крышку от термоса, в которой плескался главный напиток туриста – кофе со сгущенным молоком...

Как же было вкусно! Этого не передать никаким высоким слогом, никакими раблезианскими ужимками. Ни французские рестораны будущего, ни импортные повара ущербных российских миллиардеров так и не создадут ничего равного этими нищими бутербродами, поглощёнными стоя, на обдирающем щёки подмосковном ветру. Благословляю нетопленые воскресные электрички и весёлые компании лыжников, по одному убегавших в лес; всем сердцем тоскую по священной простоте нашего быта и полновесной радости нашего бытия.

В гулком музее Царствия Божия, среди высоких достижений духа, среди картин и икон, мрамора и бронзы есть, надеюсь, и такая экспозиция: "Социализм с человеческим лицом". Должна быть, во всяком случае. Попроситься, что ли, туда смотрителем, пенсионером в униформе, со слезящимися глазами и полным набором баек на все случаи жизни, для экскурсии любого состава и происхождения... Только там я придусь к месту, только там всегда найду, чем занять своё памятливое воображение. Только там, у стендов с личными вещами моей семьи, я хотел бы переворачивать песочные часы вечности, дожидаясь встречи с теми, кого помню и люблю.

Источник: Радонеж

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Плаха – геноцид русских"Ректор РПУ: яркая дискуссия о традиционных ценностях подтвердила актуальность темыВ рамках Петербургского экономического форума официальный представитель МИД России М.В. Захарова провела презентацию монографии В.А. Щипкова "Против секуляризма"Представители Церкви приняли участие в панельной дискуссии на сессии "Религия и экономика: к новым путям взаимодействия государства и религиозных организаций" в рамках Петербургского экономического форумаА.В. Щипков выступил на сессии "Роль государства и медиа в формировании мировоззрения и ценностей человека" в рамках Петербургского международного экономического форумаЩипков. "Писательский труд"Щипков. "Беловежский сговор"Щипков. "Потёмкинские деревни"Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама