Люди хотят, чтобы и храмы Божии, и облачения духовенства, и элементы, связанные с общественным престижем духовенства, были максимально видимыми и отражали бы то место церкви в жизни общества, которое любой верующий человек считает центральным, так глава синодального отдела по взаимоотношениям церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин ответил на вопрос о роскоши в Русской православной церкви, о дорогих вещах, которыми пользуются священники.
Надо отдать должное отцу Всеволоду, решившему открыто выступить на тему очень непростую и давно облюбованную критиками церкви. Еще знаменитый Дидро, приехав в Россию, донимал одного русского митрополита: мол, отчего он ездит в карете, запряженной шестеркой лошадей, апостолы ведь пешком ходили. В наше время разговоры о батюшках на "Мерседесах" уже стали дежурными.
В церковной среде высказывания отца Всеволода вызвали неоднозначную реакцию. Одни священники говорят, что пользуются дорогими иномарками не ради престижа, а исключительно в силу их надежности и удобства. Другие объясняют, что неловко обижать дарителей. Третьи не отрицают, что иногда это производит на чиновников впечатление "серьезный человек приехал!". А ведь отцам-настоятелям частенько приходится решать с ними хозяйственные вопросы своих приходов и монастырей.
С патриаршими лимузинами все еще проще. Уже скучно напоминать Патриарха охраняет ФСО. И поэтому ездить он будет на том, что удовлетворяет требованиям этой спецслужбы.
Совсем другое дело богослужебные облачения. Со времен Ветхого Завета первосвященников украшали самым дорогим в этом мире золотом, драгоценными камнями. Облачение Патриарха стоит недешево. А несколько месяцев назад ему подарили серебряную митру, в которой он служил на Рождество. Когда-нибудь она займет место в музее. Кстати, зайдите в музеи Московского Кремля, посмотрите, там половина экспонатов произведения ювелирного искусства, украшавшие когда-то иерархов Русской церкви.
Впрочем, внутри РПЦ далеко не все согласны с отцом Всеволодом в его оценках полезности предметов роскоши.
Церкви они престижа не добавляют, и я не думаю, что люди хотят, чтобы иерархи выглядели не хуже, чем представители светской власти, убежден известный богослов, профессор Московской духовной академии Алексей Осипов. Людей это действительно смущает. Недавно умерший сербский патриарх Павел пользовался трамваем и любовь народа стяжал не богатством, а скромностью!
Но ведь святой Иоанн Кронштадтский носил шелковые рясы. На это Осипов отвечает так: "А зачем цепляться за исключения? И почему бы не вспомнить Серафима Саровского? Он шелковых ряс не носил". Даже драгоценные богослужебные облачения, с точки зрения Осипова, излишество. А что до традиций, так не каждая из них может быть одобрена, уверен богослов.
Осипов сурово напоминает: в XVI веке именно роскошь пап и кардиналов стала одним из существенных поводов для раскола католической церкви и появления протестантизма.
РПЦ, конечно, из-за этого в обозримом будущем не расколется. А вот повод для полемики, не менее жаркой, чем споры о дресс-коде, уже есть. И это дискуссия не о частной жизни священников, а о том, какой пример подают люди, проповедующие нормы нравственного поведения, в том числе и в отношении к богатству.
Источник: Комсомольская правда