Зал в слезах. На экране – сын Божий, которого жестоко мучают римляне. На израненное тело Христа обрушиваются удары палки, а потом плети. Мел Гибсон показывает зрителям все. Плоть рвется , брызжет кровь. Палачи свирепствуют. Крестный путь еще не начался.
На премьере нового фильма Мела Гибсона "Страсти Христовы", состоявшегося в среду на Манхэттене, публика была шокирована сценами насилия, которые не прекращаются все два часа. Иисус (Джим Кавизель) страдает на экране беспрестанно. Через двадцать минут его уже трудно узнать: так искажено болью его лицо. Фонтаны крови, удары, показанные в замедленной съемке... В Канзасе женщина прямо в зале упала в обморок и вскоре скончалась в больнице от сердечного приступа.
Антисемитизм. Хотя режиссер в интервью телеканалу ABC сказал, что не ожидал "таких дебатов", его лента вызвала бурную полемику. За Христовы Муки кто-то должен нести ответственность. Мел Гибсон, католик-интегрист, не склонен к нюансам. Его интерпретация Евангелия проста: вина за смерть Иисуса лежит не только на духовенстве, но и на еврейском народе. Когда Христа ночью приводят к первосвященнику Каиафе, который видит угрозу для себя в том, кого называют царем иудейским, вокруг уже стоит толпа, преисполненная ненависти. Каиафа будет ходатайствовать о его казни перед римским прокуратором Понтием Пилатом: тот показан человеком, терзаемым сомнениями и не склонным предавать смерти человека, который, по его словам, "не совершил никакого преступления". Если в конце концов он уступает, то причиной тому – настойчивость Каиафы и сотен собравшихся иудеев. "Что же хотите, чтобы я сделал с этим человеком?" – спрашивает он. "Распни его!" – хором отвечает толпа. В Нью-Йорке директор еврейской организации "Лига по борьбе с диффамацией" выразил сожаление в связи с тем, что "Гибсон недвусмысленно обвиняет кровожадных, полных ненависти и мстительных евреев, а римлян изображает снисходительными".
На арамейском и на латыни. Хотя мнения о картине в США разделились, сам фильм стал событием. С первого дня выхода на экраны страны он собрал от 15 до 20 миллионов долларов – это рекорд для ленты, посвященной религиозной тематике, снятой к тому же на арамейском языке и латыни (с субтитрами).
После вердикта, вынесенного Понтием Пилатом, фильм уже превращается в "кровавую баню". Сосредоточившись на последних двенадцати часах жизни Христа, режиссер изображает его прежде всего как жертву, испытывающую невыносимые мучения. Короткие флэш-бэки, показывающие Иисуса среди его учеников, не меняют общего ощущения. Появление Моники Беллуччи в роли Марии Магдалины не в состоянии отвлечь зрителя от ужаса происходящего.
И наконец, сцена распятия. Подходя к кресту, Иисус представляет собой сплошную живую рану. Вот его руки, прямо перед камерой прибиваемые гвоздями к доскам... И этот человек, который просит Бога простить этим людям, "ибо не ведают, что творят".
"InoPressa", 27 февраля 2004 г.