ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

В России начался Пасхальный фестиваль

Ирина Муравьева :: 25 апреля 2011

Уже в десятый раз Пасхальное воскресенье в Москве отметили не только церковными службами, но и классической музыкой.

В Концертном зале Чайковского Валерий Гергиев с Симфоническим оркестром Мариинского театра открыли программу Х Московского Пасхального фестиваля, исполнив сочинения Родиона Щедрина, Александра Лядова, Сергея Прокофьева с участием Ольги Бородиной и Дениса Мацуева. Юбилейная афиша Пасхального охватит в этом году 38 российских городов и 5 столиц стран СНГ и Балтии, соберет на концертных сценах более тысячи участников из разных стран. В программе – около ста концертов, цикл которых завершится в День Победы – 9 Мая в Москве колокольными звонами и выступлениями Валерия Гергиева на Поклонной горе и в Доме музыки. По сложившейся традиции маэстро Валерий Гергиев дал пасхальное интервью для читателей "Российской газеты".

Граммофон против попсы

– Фестиваль открывается одновременно в двух городах – в Москве и в Петербурге. Но питерская афиша выглядит в этом году лаконично: один Пасхальный концерт.

– В апреле у нас была огромная программа в Мариинском театре: только что завершился Международный фестиваль балета "Мариинский", выпустили премьеру "Мертвых душ" Щедрина. Это серьезная работа, которой мы придаем особое значение: одно из крупнейших сочинений ХХ века ждало своего возрождения на сцене 30 лет. И на удивление оказалось очень современным, потому что героев и антигероев "Мертвых душ" сегодня стало даже больше. Надеюсь, и Москва, и регионы еще увидят эту постановку. В Петербурге в день открытия фестиваля мы включили в программу сольный концерт выдающегося финского пианиста Олли Мустонена. А накануне исполнили в Концертном зале "Колокола" Рахманинова.

– Мустонен – звезда финской музыки, композитор, дирижер. Почему провезете его мимо Москвы – в Саратов и Оренбург?

– Мне хотелось, чтобы его услышали в России. У нас ведь очень мало знают об известных всему миру музыкантах. В России вообще практически не поставлена информация о классической музыке, нет изданий, где серьезно анализировались бы концерты, программы, исполнители. Даже нет ни одного журнала уровня Gramophone.

– У нас принято считать, что музыкальная аналитика не интересна российскому читателю.

– Неужели все дошло до этого! Когда я готовился давать фестиваль Стравинского в Нью-Йорке, The New York Times страницами давала материалы о Стравинском. А мы – страна Чайковского!

Очень критическая ситуация у нас с фондовыми записями: они просто не делаются. А ведь это музыкальная культура России, которая останется после нас. В советские времена записывали постоянно, и я помню, как молодым, 25-летним дирижером приглашался в Москву участвовать в записях с Большим симфоническим оркестром. Классическая музыка постоянно звучала по радио, я помню это из детства. А сейчас у нас почти нет каналов, целенаправленно вещающих классическую музыку. В той же Америке – два-три великих композитора, а каналов классики – не счесть. Взять радио BBC, которое каждое лето проводит в Лондоне собственный фестиваль BBC Proms, где выступают крупнейшие в мире оркестры и музыканты. Фестиваль длится два месяца, все концерты транслируются, и каждый день в огромном зале Альберт-холла – аншлаг. А у нас страна, где десятки великих имен композиторов, выдающихся музыкантов, но все слушают попсу. Именно поэтому мы создали свой лейбл Mariinsky, а теперь пришли к мысли, что надо радио Мариинки открывать.

Век просвещения РГ

– Вы и Пасхальный фестиваль в последние годы стали позиционировать как просветительский.

– Да, сегодня это самая главная задача. Если говорить даже о себе, то мои первые впечатления от музыки настолько прочно врезались в память, что я до сих пор помню все слова, которые говорила когда-то лектор-музыковед Владикавказской филармонии. Мне было 9-10 лет, на сцене исполнялись фрагменты из "Раймонды": какие-то неведомые мне рыцари, неведомые звуки труб. Это так важно – первое прикосновение к музыке. Мы и на Пасхальном делаем специальные программы для студентов и молодежи, и в Мариинском – целые серии детских и молодежных абонементов. И когда сегодня администратор Мариинского театра говорит мне, что основная аудитория театра уже не туристы, а студенты, я радуюсь этому не меньше, чем хорошей премьере.

Именно за это я боролся много лет, приходил в университетскую аудиторию и спрашивал: кто видел постановку "Игрока" с Владимиром Галузиным? Поднимались несколько рук. Я говорил: приходите, билеты будут – 500 рублей на всех! Приходили. На "Войну и мир" пришло более 1000 студентов из Политехнического университета. И это то, о чем я с высоты своего опыта мечтал. Ведь, если из тысячи даже 100 станут постоянными посетителями спектаклей и концертов, цель моя будет достигнута. Ведь именно эти молодые, интересные, внимательные люди будут определять, какой будет Россия через 20, 40 или 50 лет. И я хочу, чтобы они знали, где находится Мариинский театр, что там играют, что им там нравится.

– Но вы не можете строить стратегию Пасхального фестиваля и Мариинки в расчете на одно поколение.

– Конечно нет, для нас главное, чтобы ходили все. Мой педагог – Илья Александрович Мусин, который прожил 95 лет, еще за несколько недель до ухода оставался одним из главных моих слушателей, знатоков, которые могли мне дать совет. Кстати, больше всего он советовал мне не перерабатываться. Если же говорить о молодежи, которой надо давать шанс, то приведу примеры, вызывающие сегодня улыбку: 16 лет назад я вывел на сцену Аню Нетребко, и полтеатра говорили тогда, что я сошел с ума, а чуть раньше обсуждали, что я не продержусь как главный дирижер и несколько месяцев, когда, имея несколько народных артистов Советского Союза, я поставил Ольгу Бородину на партию Марфы в телевизионную трансляцию "Хованщины". Я не делал это против кого-то: просто понимал, что надо искать новые ресурсы для роста театра.

Сейчас Московский Пасхальный фестиваль решает такие же задачи: 1, 2 и 3 мая в Концертном зале Чайковского выступят с сольными программами лауреаты XVI Шопеновского конкурса – Даниил Трифонов, Евгений Божанов, Юлианна Авдеева.

Мариинка и родина Глинки РГ

– Несмотря на богатую географию юбилейной афиши – по России и четырем странам, Пасхальный фестиваль в этом году выглядит как монофестиваль оркестра и коллективов Мариинского театра?

– Не забывайте, что в Москве в этом году закрыт, можно сказать, "дом" Московского Пасхального фестиваля – Большой зал консерватории. Многое, что вспоминается из истории фестиваля, связано именно с невероятной атмосферой этого зала: концерты-открытия с Анной Нетребко, с Михаилом Плетневым, с Мишей Майским, с Ольгой Бородиной, "Троянцы", "Валькирия" с Брином Терфелем. В этом году мы выступаем в Зале Чайковского, имеющем другие акустические возможности. Но фестиваль будет интересный: Натали Дессей в "Лючии ди Ламмермур" – событие, сольный концерт Михаила Петренко, одного из самых интересных молодых певцов в мире, выступающего в Зальцбурге, Парижской опере, Мет, тоже, я уверен, не оставит равнодушной публику. 4 мая прозвучит "Реквием" Верди с участием Ольги Бородиной и Ильдара Абдразакова. Конечно, мы бы сделали еще более активной московскую афишу, если бы рассчитывали на Большой зал консерватории.

– К слову, проблема российских концертных залов сдвинулась с мертвой точки, когда на Пасхальном фестивале открылся для публики Концертный зал Мариинки. Строительство залов в стране началось, и сейчас они открываются один за другим – в Красноярске, Омске, в Ярославле.

– Меня это радует. Действительно, благодаря Пасхальному фестивалю, я стал более серьезно знакомиться с ситуацией на местах. И это великолепно, что у нас появляются новые комплексы. Но главный закон строительства подобных зданий – достижение хороших акустических параметров. Иначе в этом смысла нет. Мы сейчас сотрудничаем с театрами в Петрозаводске, Великом Новгороде, Мурманске, Владикавказе, с Кисловодской филармонией, открывали театры в Архангельске и Самаре. Я считаю нормальным, когда крупный российский театр курирует 4-5 региональных: это поднимет планку в регионах, расширит возможности музыкальных коллективов. И я отлично вижу, как трудно живется российским театрам. Культура в последние годы получила миллиарды рублей. Но необходимо четко понимать, что деньги, которые идут на строительство театров, это одно, а бедственное положение многих из наших коллег в регионах, отсутствие внимания или безволие губернаторов – другое.

– Яркий пример – Смоленск, где вы сейчас будете выступать: родина Глинки, "колыбель" русской музыкальной культуры. В советские времена здесь была одна из лучших филармоний страны, где постоянно выступали Гилельс, Рихтер, Шафран, Ойстрах, известное на всю страну музыкальное училище с высококлассными педагогами, студенческим оркестром, хорошими инструментами. Сегодня на свои нужды училище получает несколько тысяч рублей в месяц, а коллектив выселяют из здания в историческом центре на задворки какого-то ресторана в помещение кулинарного техникума. Вот отношение местной власти к культуре.

– Тут надо решать конкретно. То, что вы сказали про Смоленск, я никогда не забуду. Это родина Глинки, и, если там есть училище, его надо усиливать и укреплять. Мы готовы делать ежемесячные творческие акции силами наших инструменталистов и певцов, даже балета, если городу будет необходимо. Это действительно важно для русской культуры!

Под звуки Страдивари РГ

– Нынешний Пасхальный тур оркестра бьет рекорд по километражу и нагрузкам: ночи в поезде, в каждом городе по два концерта. Для чего такой изнурительный график?

– Да, мы часто играем "с колес", преодолеваем огромные расстояния в 10-12 тысяч километров поездом за 8-9 дней. Это огромный труд, нужна предельная мобилизованность, физическое состояние, которое часто оставляет желать лучшего. Но мне кажется, такова судьба театра-просветителя. Кроме того, мы считаем себя обязанными давать огромное количество благотворительных концертов.

– Что вынуждает вас играть по два концерта в день в одном городе?

– Приведу пример: лет шесть назад мы впервые побывали в Красноярске. Зал был битком, все довольны. Но на пресс-конференции меня спросили: вы в курсе, что простые любители музыки не смогли попасть на ваш концерт? Я ответил: не в курсе, я не могу спросить каждого, является ли он простым любителем музыки или особым приглашенным. Но вопрос меня расстроил, и я пообещал, что мы вернемся в Красноярск и дадим специально два концерта, чтобы на один из них, кроме простых любителей музыки, никто не попал. Мы действительно вернулись через полгода и показали два спектакля "Набукко" в постановке Дмитрия Бертмана. Теперь мы следим за этой ситуацией. Причем у нас нет такой установки, что днем мы играем маловажный концерт, а вечером – важный концерт. В 2005 году в Калининград на юбилей города прибыли главы государств – Владимир Путин, Жак Ширак, Герхард Шредер. Мы выступали перед ними в соборе, где похоронен Кант, а через час, когда здание покинули службы безопасности, сыграли такой же концерт для простых любителей музыки.

– С прошлого года в региональной программе появились концерты Брасс-ансамбля, а в этом году – "Страдивари". Антикварные инструменты, которые появились в последние годы в оркестре, реально влияют на его звучание?

– Звук оркестра просто сверкает! Представьте, что Россия еще при царях обладала едва ли не самыми ценными инструментами того времени – Страдивари, Гварнери, Руджери. А на каких инструментах играли знаменитые концертмейстеры Мариинского оркестра, выдающиеся скрипачи Леопольд Ауэр и Генрик Венявский! И вообще – какой интерес у русских царей был к искусству, если Мариинский театр по указу Александра II был построен всего за 11 месяцев!

– А современная Мариинка-2 не откроется теперь и в 2011 году?

– Сейчас идут к завершению бетонные работы, разрабатываются интерьеры и материалы, закуплена часть оборудования. У Северо-Западной дирекции сменился руководитель. Основные работы по зданию должны быть завершены в 2011 году, но открытия театра для публики мы ожидаем в 2012 году.

Наши святые – композиторы РГ

– На нынешнем Пасхальном вы появитесь в столицах Казахстана, Украины, Белоруссии, Литвы. У вас уже были проекты "Киевская Русь", гастроли Пасхального в Армении, выступление в Москве сводного Молодежного оркестра стран-участниц Второй мировой войны. Что вас, как музыканта, привлекает в межкультурных проектах?

– Я являюсь продолжателем дела Георга Шолти, одного из величайших дирижеров в истории ХХ столетия. В 1995 году он организовал Оркестр Мира , в который вошли представители из 60-70 стран, включая Южную Африку, Америку, Австралию, Азию, Европу. Мы выступали с этим оркестром в Москве, в Петербурге, в Пекине, в Берлине, в Лондоне, в Стокгольме, в Роттердаме, в Кракове. И сама идея этого оркестра удивительно резонирует с теми тревожными процессами, которые сегодня происходят в Африке и на Ближнем Востоке. У нас же спокойно играют рядом представители Палестины и Израиля, южные и северные корейцы. Я серьезно отношусь к такого рода проектам и очень хочу, чтобы пространство СНГ напоминало бы настоящее содружество, а не антагонистически заряженную территорию. И тут без мастеров искусств, без ощущения понимания, уважения не только к своей культуре, но и соседей, не обойтись.

– В Вильнюсе вы планируете исполнить "Литовскую сагу" Родиона Щедрина. Мировую премьеру этого сочинения вы играли там же с Лондонским симфоническим оркестром. Теперь выступите с Мариинским. Что заставляет возвращаться к этой партитуре?

– Недели две назад мы с ЛСО сыграли "Литовскую сагу" в Лондоне, причем с большим успехом. Эта симфоническая фреска, посвященная Грюнвальдской битве, представляется мне очень неординарной по звучанию, не приглаженной, вызывающей ощущение непритворного напряжения. Мне интересно играть эту музыку. Не секрет, что нас с Родионом Константиновичем связывает творческая дружба, и я считаю большим завоеванием появление на сцене Мариинки спектаклей на музыку Щедрина. Мариинский театр на протяжении всей своей истории сотрудничал с композиторами – с Глинкой, с Римским – Корсаковым, с Чайковским. С театром работали Прокофьев, Стравинский, Шостакович. И сегодня не замечать живущих композиторов я считаю для себя невозможным.

– Как вы видите будущее Московского Пасхального фестиваля?

– Мой первый разговор о Пасхальном фестивале, состоялся, когда я вместе с Софией Губайдулиной был в Казани. Мы исполняли там ее грандиозное произведение "Страсти по Иоанну", причем при огромном стечении публики.

Минтимер Шаймиев, тогдашний президент Татарстана, понимал важность приезда Губайдулиной, возможность для нее отметить свой юбилей на родине. Тогда же в Казани мне показали новый концертный зал, мечеть, которую строили, проект ремонта Театра оперы и балета.

Я был под огромным впечатлением, позвонил Юрию Михайловичу Лужкову и предложил начать в Москве фестиваль. Он не дал даже договорить – когда? Говорю: в следующем году. Он говорит: нет, в этом году! Пасхальный фестиваль рождался в хорошей атмосфере, при благословении Патриарха Алексия. Кремлевские колокола зазвонили тогда впервые после 70-летнего молчания, церкви, храмы открылись для концертов. А главное, что Москва, люди сразу приняли эту идею.

И сегодня для меня важно сохранять этот дух Пасхального фестиваля, огромное количество благотворительных концертов, разнообразие музыкальных программ.

Наш принцип – не забывать о великих именах, потому что наши "святые" – это величайшие композиторы. Мы много говорим о том, как сделать более привлекательной российскую экономическую ситуацию для инвесторов, но факт, что крупные фестивали – это всегда и фактор экономического роста. Главное, мы должны думать о наших людях, о том, чтобы у них не ушло ощущение, что Россия – страна великой культуры – Чайковского, Прокофьева, Шостаковича.

И мы должны делать все, чтобы оставаться в мире величайшей музыкальной державой. Вот в этом я вижу будущее Пасхального фестиваля.

Досье "РГ"

С 26 апреля по 8 мая пройдет пасхальный тур Валерия Гергиева и Симфонического оркестра Мариинского театра по городам России, стран СНГ и Балтии.

26 апреля – Саратов, 27 апреля – Оренбург, 28 апреля – Челябинск, 29 апреля – Екатеринбург, 30 апреля – Омск, 1 мая – Астана, 2 мая – Алма-Ата, 3 мая – Уфа, 5 мая – Липецк, Воронеж, 6 мая – Киев, 7 мая – Калининград, Вильнюс, 8 мая – Минск, Смоленск.

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Плаха – геноцид русских"Ректор РПУ: яркая дискуссия о традиционных ценностях подтвердила актуальность темыВ рамках Петербургского экономического форума официальный представитель МИД России М.В. Захарова провела презентацию монографии В.А. Щипкова "Против секуляризма"Представители Церкви приняли участие в панельной дискуссии на сессии "Религия и экономика: к новым путям взаимодействия государства и религиозных организаций" в рамках Петербургского экономического форумаА.В. Щипков выступил на сессии "Роль государства и медиа в формировании мировоззрения и ценностей человека" в рамках Петербургского международного экономического форумаЩипков. "Писательский труд"Щипков. "Беловежский сговор"Щипков. "Потёмкинские деревни"Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама