В мощевике Киево-Печерских святых Духосошественского собора хранится частица мощей преподобного Никона, игумена Киево-Печерского, в Ближних пещерах (память 5 апреля по н.ст.). Он был первым учеником и сподвижником преподобного Антония, основателя Киево-Печерской обители, к которому пришел, будучи уже иереем. Святой постригал в монахи всех новоприходящих в обитель братий и в их числе преподобного Феодосия Печерского. Когда в обители собралось много иноков, преподобный Никон пожелал уйти в уединение и безмолвствовать. Он удалился на полуостров Тмутаракань (на восточном берегу Керченского пролива) и поселился в безлюдном месте. Когда слава о его жизни распространилась в округе, к нему собрались желавшие проводить иноческую жизнь. Так был основан монастырь с церковью во имя Пресвятой Богородицы. Когда Никон возвратился в Киево-Печерскую обитель, преподобный Феодосий оказывал ему самую почтительную любовь как духовному отцу. По словам преподобного Нестора Летописца, преподобный Феодосий, отлучаясь куда-либо, поручал ведению преподобного Никона всю братию. По удалении из Киево-Печерской обители игумена преподобного Стефана, епископа Владимиро-Волынского, игуменом монастыря был избран святой Никон. Он много потрудился, чтобы украсить свою обитель иконным писанием и мозаикой. Скончался преподобный в глубокой старости и был погребен в Ближних пещерах.
В мощевике собора также хранится частица мощей преподобного Захарии, постника Печерского, в Дальних пещерах (память 6 апреля по н.ст.). Он подвизался в обители в XIII – XIV веках. Строгость его поста доходила до того, что он не ел ничего печеного или вареного, а питался лишь травами, и то один раз в день после захода солнца.
Преподобный Ипатий, целебник Печерский, в Дальних пещерах (память 13 апреля по н.ст.), прославился в подвиге сурового постничества и постоянного молитвенного бдения. Ночами он стоял на молитве, спал очень мало, а питался только хлебом и водой. Преподобный Ипатий всецело посвятил себя служению больным и за самоотверженный подвиг получил от Бога благодатный дар чудесных исцелений. Больные различными недугами часто прибегают к его молитвенному заступничеству. Мощи этого святого также находятся в мощевике Духосошественского собора.
Там же мощи преподобного Геронтия, канонарха Печерского, в Дальних пещерах (память 14 апреля по н.ст.), который был иноком монастыря в XIV веке. Он исполнял послушание канонарха. Всю свою жизнь святой Геронтий провел в обители, в подвигах воздержания, послушания и молитвы.
Преподобный Иосиф Многоболезненный, Печерский, в Дальних пещерах (память 17 апреля по н.ст.), жил в XIV веке. Много лет страдая от различных недугов, он дал обет Богу, что если получит исцеление, то до конца дней своих будет служить братии Киево-Печерского монастыря. Молитва его была услышана. И после выздоровления Иосиф, приняв монашеский постриг в Киево-Печерском монастыре, стал усердно подвизаться в посте и молитве и с любовью и терпением служить братии. Частица его мощей хранится в мощевике собора.
Также и мощи преподобного Руфа, затворника Печерского, в Дальних пещерах (память 21 апреля по н.ст.), который подвизался в Киево-Печерском монастыре в XIV веке. Он отличался послушанием и служил примером для постников и трудолюбцев.
В Свято-Троицком соборе города Саратова находится икона с частицей мощей святителя Иннокентия, митрополита Московского (память 13 апреля по н.ст.). Будущий святитель родился в 1797 году в Иркутской губернии в семье пономаря церкви во имя святого пророка Божия Илии. В девятилетнем возрасте, после смерти родителей, мальчик был привезен в Иркутск и определен в тамошнюю духовную семинарию.
В 1823 году в сане иерея отец Иоанн Вениаминов отправился на Алеутские острова ( а именно на остров Уналашка), входившие тогда в состав русских владений, для просвещения светом Христовой веры тамошних инородцев. Он построил здесь храм, усердно изучал алеутский язык, что помогло ему с большим успехом заниматься миссионерской деятельностью. Помимо Уналашки, отец Иоанн часто бывал и на других островах, наставляя свою паству и проповедуя слово Божие среди некрещеных; занимался переводом священных книг на язык алеутов, для которого он сам изобрел азбуку. За десять лет пребывания на Уналашке священник обратил к христианству всех его жителей.
Новым местом служения отца Иоанна стал остров Ситха, где в течение пяти лет он просвещал колошей. Его ходатайством Святейший Синод принял решение об увеличении штата священно и церковнослужителей в американских владениях России, а также разрешил издание священных книг на алеутском языке.
В ноябре 1840 года после смерти супруги отец Иоанн принял постриг с наречением имени Иннокентий, в честь святителя Иркутского, а в декабре того же года был возведен в сан епископа и назначен архиереем новообразованной Камчатской, Курильской и Алеутской епархии. Епископ Иннокентий открывал новые приходы, совершал поездки для обозрения епархии, во время которых он лично поучал инородцев слову Божию и устраивал, где можно, училища для детей. За свою плодотворную миссионерскую деятельность епископ Иннокентий в 1850 году был возведен в сан архиепископа. Его миссионерское рвение простиралось и на более отдаленные народы, жившие по Амуру и даже за границей с Китаем.
В 1867 году, после кончины Московского митрополита Филарета, архиепископ Иннокентий стал преемником великого архипастыря. В возрасте уже более семидесяти лет, удрученный болезнью, почти слепой, преосвященный Иннокентий все так же был преисполнен сил и жажды деятельности. За новыми заботами он не забывал своего миссионерского призвания. С целью проповеди Евангелия на окраинах России им было учреждено миссионерское общество для наставления народа в истинах христианской веры и нравственности.
Последние годы жизни митрополит Иннокентий много болел; в последний раз приобщался Христовых Таин в Великий Четверг, а вскоре 31 марта 1879 года отошел ко Господу.
Источник: Православие и современность