Монастырь это зазеркалье. Здесь всё так же, как в миру, но только на первый взгляд. На самом деле здесь действуют свои тайные законы. К примеру, если ты кому-то доброе дело сделаешь к тебе и вернется. По-настоящему!
Вот пошлет тебе Господь яблоко спелое, сладкое, но ты его не съешь, а подаришь другой сестре, которая встретится по дороге. Пройдет день. Вечером в келью придешь и увидишь свое яблоко вот так сюрприз! Как так? А оказывается яблоко уже всех сестер обошло и назад к тебе вернулось сокелейница тебе его положила, думала утешить. Так сестры друг о друге заботятся, передаривают яблоко, пока оно не найдет самую проголодавшуюся или чем-то огорченную сестричку и не порадует ее.
В этом году у нашего Свято Введенского монастыря, что в городе Иваново, юбилей 20 лет. Многие сестры здесь живут с самого его открытия. Всего в обители около 200 человек. Большинство инокини и монахини по 10-15 лет уже подвизаются. Я пока только 6 лет возраст даже не отроческий. Хорошо, когда тропинка уже протоптана легче идти по ней, так и у монахов радуешься, когда есть с кем посоветоваться. С теми, кто уже прожил те испытания, которые теперь у тебя.
Помню, как монастырь мне впервые "открылся". Несколько раз приезжала на День Ангела к духовному отцу архимандриту Амвросию, но монастырь воспринимала как красивые стены из красного кирпича. И только в третий приезд почувствовала, что у монастыря есть "свой дух".
Стала обращать внимание на сестер, как они друг с другом общаются вежливо, с улыбкой, мирно, никто не кричит, голоса не повышает. Мне это странно после светской суеты показалось, я даже не поверила и еще года два, уже будучи послушницей, думала, вдруг только перед новенькими так, а на самом деле...
Но нет, так и есть за все шесть лет я ни разу не слышала, чтобы кто-то из старших монахинь или младших сестер друг на друга покричал или поскандалил. Ни матушка Мария, настоятельница, ни батюшка Амвросий ни на кого никогда голоса не повышают и всех сестер учат мирно, с молитвой обращаться друг с другом. Это произвело на меня серьезное впечатление. Ведь терпеть немощи ближнего это деятельный подвиг. Можно прочесть много святоотеческих книг, молиться по ночам и бить тысячи поклонов, но если не делаешь самого простого, то к чему думать о серьезных подвигах?
Верно говорят: в монастырь не уходят, в монастырь приходят. В монастыре жизнь только начинается. Настоящая жизнь духовная. Кто же приходит в монастырь? Об этом написано в Евангелии. Господь обращается к нам: Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас (Мф 11:28). Вот мы грешные и нуждающиеся в покаянии и пришли в монастырь, чтобы обрести здесь покой от страстей и грехов и очистить сердце, чтобы быть с Богом.
Конечно, для этого нужно много работать над собой, и работа эта сладкой никому не покажется. Даже когда тебя поддерживают сестры, когда рядом есть духовный отец и внимательная мать игумения, если ты сама не можешь терпеть свои немощи, то приходится очень тяжело. Трудно себе признаться, что ты никакая не святая, хоть и живешь в монастыре, и носишь "святую одежду", особенно если сравнивать себя с книжками, которые читала до монастыря и которые у каждого православного стоят на полках о прп. Сергии Радонежском, прп. Серафиме Саровском, а уж как строго спрашивает с монаха свт. Игнатий Брянчанинов!
И еще труднее смириться с тем, что твои слабости доставляют неприятности дорогим тебе сестрам. Но видишь, как тебя терпят, и сама начинаешь немощи ближних терпеть с радостью и благодарностью. Батюшка говорит, что сестры в монастыре как в мешочке камушки их набрали вместе и трясут, чтобы пообтесались друг о дружку, пока не станут кругленькими, ровными и других перестанут цеплять, и сами раниться перестанут. Такая незамысловатая мудрость на деле оказывается академической наукой, через которую постигаешь тонкости самого настоящего монашеского подвига. Ведь в общении с ближним проявляются все недостатки и добродетели.
Конечно, случаются в монастыре и чудеса удивительные, утешающие и ободряющие как без них? Но ведь в монастырь идут не ради чудес. ...Возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим; ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко (Мф 11:29 30). Смирение и кротость вот настоящая драгоценность для души, и все монахи знают это. За тем и мы пришли в монастырь и стараемся жить здесь с Божией помощью.
Игумения Мария (Перепеча) идет впереди постригаемых. Традиция ползти на постриге пришла к нам с запада, но прочно утвердилась и теперь трудно представить постриг без того, чтобы новопостригаемые проделали на локтях путь к заветной мечте.
Постриги в наши дни – торжественное событие. Все сестры собираются в храме. Клирос поет "Обьятия Отча". Обещаешься ли... отрицаешься... звучит строгий голос владыки Иосифа. – Ей Богу содействующу – отвечают постригаемые. – Да, с помощью Божией, владыка – можно сказать так, если переводить их ответы на современный язык.
На монаха или монахиню надевают параман. Сложно описать его. На груди деревянный крест, на спине небольной квадратный кусок ткани, с вышитым крестом. В годы советской власти тайных монахов узнавали именно по нему: крепко обнимали и похлопывали по спине – параман чувствовала рука.
Первые минуты после пострига. Видно внутреннее ликование и постриженных, и тех, кто подошел их поздравить. Помоги Господи монахине Василии, монахине Паисии и монахине Митрофании!
Источник: Православие и мир