В среду Светлой Седмицы, по окончании Литургии Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к собравшимся с Первосвятительским словом. Некоторые слова из этой проповеди были тут же выхвачены светскими журналистами, которые поспешили обвинить Патриарха Кирилла в "жестокости" за его слова:
"Ведь Господь Бог мог и остановить руку оператора, который, управляя реактором, совершил страшную ошибку. Господь попустил, и многие люди своей смертью внесли свой вклад в искупление грехов многих".
Это глубокое непонимание того, что сказал Патриарх отчасти продиктованное нежеланием понимать, отчасти искренним невежеством. Но то, что проповедь Патриарха задела за живое само по себе очень хорошо. Проповедь должна задевать за живое; когда человек задет, возможно, он над чем-то задумается и что-то поймет.
Есть два взгляда на реальность. Для одного из них мироздание в целом бессмысленно; примерно четырнадцать миллиардов лет назад вселенная сама себя привела из небытия в бытие, и по законам, которые никто не устанавливал, расширялась и остывала, пока безличные и абсолютно слепые природные процессы не породили звезды и планеты. Так случайно получилось, что физические постоянные в этой вселенной оказались благоприятны для формирования известной нам таблицы элементов. Случайно, в результате, опять же, слепых процессов на поверхности одной из планет образовалась первая молекула ДНК. Потом она вместо того, чтобы тут же распасться начала случайно воспроизводиться, за бесчисленное количество циклов стала немного меняться, образовались клетки, потом многоклеточные организмы, потом, без какого-либо плана и замысла, просто в результате сочетания случайных мутаций, давления среды, и очень, очень долгого времени, на поверхности планеты появились существа с развитым мозгом. Какие-то сложные (но такие же бессмысленные) электрохимические процессы в коре их головного мозга привели к тому, что они стали, ставить бессмысленные вопросы "почему мы живем?", "почему мы умираем?", "какой смысл во всем этом?".
В рамках этой картины мира сами эти вопросы не более, чем результат искажения каких-то природных импульсов, почему-то уклонившихся от своей единственной задачи эволюционной борьбы за самок и ресурсы. Ответа на них нет впрочем, нет и самих вопросов. Все, что есть это материя, которая движется из никуда в никуда без цели, без смысла, без надежды. Как выражает эту точку зрения популярный атеистический публицист Ричард Докинз, "Во вселенной... нет замысла, нет цели, нет добра и зла, ничего, кроме слепого, безжалостного безразличия". В этом случае бедствия не могут быть наказанием за грех никому не интересно, как мы себя ведем. Вселенной глубоко безразлично, праведник Вы или злодей, природа прихлопнет Вас независимо от этого и, когда в Вашем мозгу прекратятся соответствующие природные процессы, Ваше сознание навсегда угаснет, а вселенная продолжит свой бессмысленный бег, как будто Вас, с Вашими чувствами, мыслями, вопросами и надеждами никогда и не было.
Есть другой взгляд на мир именно его и придерживается Православная Церковь. В основании всей реальности находится личностный, всемогущий, нравственно благой Бог, вызвавший нас из небытия в бытие, Бог, который желает привести нас к вечной жизни в общении с Ним. История драма, у которой есть смысл и содержание, которая разворачивается от Творения, через Падение и Искупление к Суду и Спасению. Во вселенной есть замысел и цель, добро и зло, и спасительная Любовь, которая ищет каждого из нас, как пастырь ищет заблудившуюся овцу. В этой картине мира наши поступки имеют значение мы принимаем ту или иную сторону в космической битве сил добра и зла, становимся под знамя рая или ада, совершаем выбор, который будет для нас источником вечной радости или вечной муки.
Люди приверженные этим двум мировоззрениям, будут по-разному оценивать трагические события вроде чернобыльской катастрофы. В безбожном мироздании страдания и смерть лишены смысла это не наказание, не искупление, не урок, не трудный путь к спасению, это просто еще один бессмысленный факт в бессмысленной вселенной.
В рамках веры в Бога такие события как и любые события вообще наполнены промыслительным смыслом, и мы призваны задуматься над тем, что они нам говорят, какие выводы мы должны сделать.
Здесь, во времени, наши поступки тоже имеют последствия и, поскольку мы часто делаем неправильный выбор, эти последствия оказываются горестными. Об этом и говорит Патриарх: "Мы совершаем во множестве отступления от Божиего закона, мы совершаем грехи и в мыслях, и в делах своих, и в личной своей жизни, и в жизни общественной. Мы часто живем так, как будто ни Бога, ни Божиего закона нет. Кого-то еще укоряет совесть, а у кого-то совесть сожжена".
Как предупреждает Писание, " Господь с вами, когда вы с Ним; и если будете искать Его, Он будет найден вами; если же оставите Его, Он оставит вас. (2Пар.15:2)". Милость Божия бережно хранит нас от последствий наших грехов; и обычно мы этого даже не замечаем . Но наступает момент, когда человеческое упорство в грехе достигает определенного предела и Господь отводит Свою руку.
Должен ли был Патриарх скрывать это? Нет, его долг как пастыря как раз в том и состоял. чтобы обратить на это внимание. Да, грех ведет к временным и вечным бедствиям. Поэтому, как сказал Патриарх, " Никогда и ни при каких условиях мы не должны отрекаться от Бога. Никогда и ни при каких условиях мы не должны пренебрегать Его нравственным законом, потому что иначе мы будем смертельно уязвлены, как смертельно уязвленным оказалось то наше безбожное общество"
Мирозданию вернее, Тому, кто Его создал есть дело до того, как мы себя ведем, и как отдельные люди, и как общество. Иногда, чтобы направить нас на путь спасения, Он показывает нам неправду наших путей. Это может быть горько но за этой горечью приходит радость. "Всякое наказание в настоящее время кажется не радостью, а печалью; но после наученным через него доставляет мирный плод праведности. (Евр.12:11)", говорит Апостол. Кто-то научится; кто-то предпочтет упорствовать и ожесточиться. Долг пастыря указывать на духовный смысл земных событий. И мы можем только порадоваться тому, что Святейший Патриарх Кирилл его верно исполняет.
Источник: Радонеж