ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

О смысле и бессмыслице

Алексей Харитонов :: 29 апреля 2011

В среду Светлой Седмицы, по окончании Литургии Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к собравшимся с Первосвятительским словом. Некоторые слова из этой проповеди были тут же выхвачены светскими журналистами, которые поспешили обвинить Патриарха Кирилла в "жестокости" за его слова:

"Ведь Господь Бог мог и остановить руку оператора, который, управляя реактором, совершил страшную ошибку. Господь попустил, и многие люди своей смертью внесли свой вклад в искупление грехов многих".

Это глубокое непонимание того, что сказал Патриарх – отчасти продиктованное нежеланием понимать, отчасти – искренним невежеством. Но то, что проповедь Патриарха задела за живое – само по себе очень хорошо. Проповедь должна задевать за живое; когда человек задет, возможно, он над чем-то задумается и что-то поймет.

Есть два взгляда на реальность. Для одного из них мироздание в целом бессмысленно; примерно четырнадцать миллиардов лет назад вселенная сама себя привела из небытия в бытие, и по законам, которые никто не устанавливал, расширялась и остывала, пока безличные и абсолютно слепые природные процессы не породили звезды и планеты. Так случайно получилось, что физические постоянные в этой вселенной оказались благоприятны для формирования известной нам таблицы элементов. Случайно, в результате, опять же, слепых процессов на поверхности одной из планет образовалась первая молекула ДНК. Потом она – вместо того, чтобы тут же распасться – начала случайно воспроизводиться, за бесчисленное количество циклов стала немного меняться, образовались клетки, потом многоклеточные организмы, потом, без какого-либо плана и замысла, просто в результате сочетания случайных мутаций, давления среды, и очень, очень долгого времени, на поверхности планеты появились существа с развитым мозгом. Какие-то сложные (но такие же бессмысленные) электрохимические процессы в коре их головного мозга привели к тому, что они стали, ставить бессмысленные вопросы – "почему мы живем?", "почему мы умираем?", "какой смысл во всем этом?".

В рамках этой картины мира сами эти вопросы не более, чем результат искажения каких-то природных импульсов, почему-то уклонившихся от своей единственной задачи – эволюционной борьбы за самок и ресурсы. Ответа на них нет – впрочем, нет и самих вопросов. Все, что есть – это материя, которая движется из никуда в никуда без цели, без смысла, без надежды. Как выражает эту точку зрения популярный атеистический публицист Ричард Докинз, "Во вселенной... нет замысла, нет цели, нет добра и зла, ничего, кроме слепого, безжалостного безразличия". В этом случае бедствия не могут быть наказанием за грех – никому не интересно, как мы себя ведем. Вселенной глубоко безразлично, праведник Вы или злодей, природа прихлопнет Вас независимо от этого – и, когда в Вашем мозгу прекратятся соответствующие природные процессы, Ваше сознание навсегда угаснет, а вселенная продолжит свой бессмысленный бег, как будто Вас, с Вашими чувствами, мыслями, вопросами и надеждами никогда и не было.

Есть другой взгляд на мир – именно его и придерживается Православная Церковь. В основании всей реальности находится личностный, всемогущий, нравственно благой Бог, вызвавший нас из небытия в бытие, Бог, который желает привести нас к вечной жизни в общении с Ним. История – драма, у которой есть смысл и содержание, которая разворачивается от Творения, через Падение и Искупление к Суду и Спасению. Во вселенной есть замысел и цель, добро и зло, и спасительная Любовь, которая ищет каждого из нас, как пастырь ищет заблудившуюся овцу. В этой картине мира наши поступки имеют значение – мы принимаем ту или иную сторону в космической битве сил добра и зла, становимся под знамя рая или ада, совершаем выбор, который будет для нас источником вечной радости – или вечной муки.

Люди приверженные этим двум мировоззрениям, будут по-разному оценивать трагические события вроде чернобыльской катастрофы. В безбожном мироздании страдания и смерть лишены смысла – это не наказание, не искупление, не урок, не трудный путь к спасению, это просто еще один бессмысленный факт в бессмысленной вселенной.

В рамках веры в Бога такие события – как и любые события вообще – наполнены промыслительным смыслом, и мы призваны задуматься над тем, что они нам говорят, какие выводы мы должны сделать.

Здесь, во времени, наши поступки тоже имеют последствия – и, поскольку мы часто делаем неправильный выбор, эти последствия оказываются горестными. Об этом и говорит Патриарх: "Мы совершаем во множестве отступления от Божиего закона, мы совершаем грехи и в мыслях, и в делах своих, и в личной своей жизни, и в жизни общественной. Мы часто живем так, как будто ни Бога, ни Божиего закона нет. Кого-то еще укоряет совесть, а у кого-то совесть сожжена".

Как предупреждает Писание, " Господь с вами, когда вы с Ним; и если будете искать Его, Он будет найден вами; если же оставите Его, Он оставит вас. (2Пар.15:2)". Милость Божия бережно хранит нас от последствий наших грехов; и обычно мы этого даже не замечаем . Но наступает момент, когда человеческое упорство в грехе достигает определенного предела – и Господь отводит Свою руку.

Должен ли был Патриарх скрывать это? Нет, его долг как пастыря как раз в том и состоял. чтобы обратить на это внимание. Да, грех ведет к временным и вечным бедствиям. Поэтому, как сказал Патриарх, " Никогда и ни при каких условиях мы не должны отрекаться от Бога. Никогда и ни при каких условиях мы не должны пренебрегать Его нравственным законом, потому что иначе мы будем смертельно уязвлены, как смертельно уязвленным оказалось то наше безбожное общество"

Мирозданию – вернее, Тому, кто Его создал – есть дело до того, как мы себя ведем, и как отдельные люди, и как общество. Иногда, чтобы направить нас на путь спасения, Он показывает нам неправду наших путей. Это может быть горько – но за этой горечью приходит радость. "Всякое наказание в настоящее время кажется не радостью, а печалью; но после наученным через него доставляет мирный плод праведности. (Евр.12:11)", говорит Апостол. Кто-то научится; кто-то предпочтет упорствовать и ожесточиться. Долг пастыря – указывать на духовный смысл земных событий. И мы можем только порадоваться тому, что Святейший Патриарх Кирилл его верно исполняет.

Источник: Радонеж

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама