ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

Нарисованный добрый мир

Михаил Алдашин – о рецепте хорошего мультфильма и о воспитании

Оксана Головко :: 29 апреля 2011

Вряд ли будем неправы, если скажем: мультипликаторы – немного волшебники. Оживляя придуманный мир, они раскрашивают его в любой цвет радуги. Но после таких манипуляций этот мир не становится менее настоящим. Мультипликатор, режиссер, сценарист и продюсер, призер многочисленных отечественных и международных премий Михаил Алдашин хорошо известен своими работами в проекте "Гора Самоцветов". Но по-настоящему волшебным, повествующем о Чуде рождения Младенца, стал снятый им в 1997 году фильм "Рождество". О рецепте хорошего мультфильма и о воспитании говорила с Михаилом Алдашиным Оксана Головко.

– О ваших фильмах много говорят. Их называют светлыми, добрыми, с надеждой. Откуда такое стремление к уютности и теплоте, которые Вы воссоздаете в своих мультфильмах?

– Ну... этого всего мало в реальной жизни. Из-за недостатка доброты вокруг я и делаю "доброе" кино, чтобы тепла стало больше, чтобы к людям пришло хорошее настроение. Когда у человека хорошо на душе, то хорошо и тем, кто рядом. Так что я сознательно рисую "радостные" моменты. Стараюсь улучшить мир.

– Должна ли, на Ваш взгляд, существовать особая детская анимация?

– Ну конечно. Сказки, например. Хотя я считаю, что хорошее, настоящее кино интересно и взрослым, и детям. Даже если взрослым покажется, что какой-то мультфильм малышу не понятен, это еще не значит, что ребенок будет смотреть его без удовольствия. Дети чувствительны к ритму, музыкальному строению фильма. Не всегда же надо понимать, иногда достаточно чувствовать. Дети любят пересматривать одни и те же фильмы, потому что хотят снова и снова испытывать те радостные ощущения, которые они вызывают.

– Да, но мультфильмы, кроме эстетического наслаждения, должны еще и воспитывать ребенка?

– Детей вообще-то должны воспитывать родители. Личным примером. А что касается роли мультфильмов – я не специалист по детской психологии, но знаю, что детям нравится смотреть то, что я делаю. Что-то отзывается в детских душах, привлекает их. Даже совсем крохи смотрят, что удивительно. Но как именно действует кино, и, тем более, что в них воспитывает, и воспитывает ли – честно признаться, не знаю.

Боюсь, что воспитательная функция кино и вообще искусства не существенна по сравнению с реальным жизненным опытом. Дидактические приемы, призывы и наставления вызывают у большинства детей обратную реакцию, желание действовать от противного. Так что если и воспитывать мультфильмами, то опосредованно, ненавязчиво.

– Знаю, что Вы еще и картины пишете, связаны ли они как-то с вашими фильмами?

– Да, случается, что идеи из живописных картин переходят в анимационные. Например, до начала работы над "Рождеством" я написал картину "Благовещение", там как раз ангел и шепчет Марии на ухо (тайну, весть-то не для всех). Этот жест я использовал и в кино. В фильмах я часто использую детали, жесты, сюжеты, подсмотренные в работах других художников. Кино – это вообще заимствование, и не только из искусства – из жизни в первую очередь. Постоянное наблюдение, поиск. Без этого кино просто не оживет.

– А как возникает идея анимационного фильма?

– Кто же ее знает, как она появляется? Ходишь, ходишь – и вдруг что-то придумалось. А вот художественное решение картины зависит уже от каждого конкретного случая. Скажем, в сказке "Про Ивана-дурака" я использовал русский лубок. Лучше ничего и не придумать. Да и кино такого, лубкового, я не много видел.

– А что Вас вдохновило на создание мультфильма по евангельскому сюжету?

– Я увидел в книге фотографию старинного барельефа: ангел будит волхвов, спящих, как братья, под одним одеялом. И висит над ними большая, как цветок, звезда. Вырезано это всё из камня, с первого взгляда наивно и грубовато, но так искренне и добродушно, что не радоваться, глядя на это, совершенно невозможно. И этот барельеф дал ключ к работе над фильмом.

Захотелось рассказать о Рождестве без слащавости и пафоса, сделать такой фильм, который я бы сам хотел увидеть, как зритель.

Радует, что фильм оказался нужным, что люди его смотрят. Куда-то я, значит, попал в этой работе. Но если честно говорить, после окончания съёмок было ощущение, что некоторые места и сцены не удались. И сейчас считаю, что фильм мог быть лучше, но мне не хватило сил и умения.

– Как Вы считаете, нужна ли анимационному кино государственная поддержка?

– Конечно. Но она, увы, часто оказывает плохую услугу, потому что нет никакого контроля качества по результатам этой поддержки. А этим пользуются все, кто хочет и может.

– А советская анимация...

– Так это была не поддержка, а госзаказ, план, в стране действовала система проката. Теперь пришли другие времена. Знаете, многие древние города исчезли, как Херсонес, например, не оттого, что их сожгли или разрушили, а потому что торговые пути изменили направление. И города хирели и постепенно умирали. Нет притока средств – нет жизни. То же относится и к анимации. И хотя по натуре я скептик, но надежды не теряю. В целом, на мой взгляд, наша анимация живет сейчас не лучше, но и не хуже, чем во всем мире. Есть у нас свои нюансы, конечно, но в целом так.

Да, господдержка необходима. Но дело же не только в деньгах. Был момент в постсоветский уже период, когда на анимацию давали много денег. Продюсеры бегали, искали режиссеров, которые могли хоть что-то делать. Надо же "освоить поддержку". В результате: кто умел делать хорошее кино, те и дали приличный результат, но где остальные фильмы, десятки фильмов, где это кино? Кто его помнит и смотрит?

– Но как выживать в современной ситуации отечественному аниматору?

– Здесь я не большой советчик, сам кино не снимаю лет пять, другим занят. Отчасти и потому, что не хочу "выживать", быть заложником ситуации. Но вижу, что происходит. И мне это не нравится. Я вижу уже много лет: кто может – едет за границу, там находит работу. Остальные приспосабливаются, как могут. В целом же это не только анимации касается, вся жизнь вокруг, в принципе, такая. Почему именно в анимации всё должно быть в порядке? У нас же ничего толком не производят, только из земли что выкопают, то и продают, и вдруг среди этой разрухи анимация в сияющих доспехах! Странно это было бы.

– Но это же очень обидно, что до "массового зрителя" не доходят хорошие мультфильмы: например ваши, Александра Петрова, других интересных авторов...

– Кто интересуется, не ленив – тот находит и смотрит. И Петрова тоже. Его "Корова" и "Сон смешного человека" – по-настоящему сильное кино. Не помню других таких верных экранизаций, точно передающий дух Платонова и Достоевского. Да их и издают редко, и не особо читают. Не массовое это чтение. И уж точно не школьное.

Вообще я считаю, что не надо заставлять школьников читать классику. Надо сделать ее запретной, тогда они из любопытства полезут под обложку, под одеялом будут читать. А из-под палки... понять серьезное произведение ребенок не в состоянии. Принуждение вызывает стойкое отторжение. Став взрослым, он к классике уже не возвращается, читали же в школе, нудятина какая!

А как вспомню обязательные сочинения на темы вроде "Образ русской женщины в русской литературе второй половины XIX века" – это же насилие над детским сознанием! Ну какой анализ может быть в таком возрасте? Пусть дети читают Жюля Верна, Марка Твена, Стивенсона – что угодно, но только потом в сочинениях пусть пишут, что действительно думают о прочитанном. Пусть учатся спорить, доказывать, аргументированно отстаивать свое мнение и не боятся признавать ошибки, вот что важно. В школе должны учить мыслить, а не зубрить. Иначе потом люди так и привыкают. Сначала – пятерочка за то, что сказал правильные слова, которых от тебя ждали. Потом, во взрослой жизни, то же самое: человек продолжает делать и говорить ожидаемое, то, за что платят, это уже рефлекс. И никакие мультфильмы тут, к сожалению, не помогут.

Источник: Фома

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама