ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

С точки зрения христианства нет ничего неожиданного в словах патриарха о том, что некоторые события – результат греха

Легойда Владимир :: 05 мая 2011

6-8 мая патриарх Кирилл посетит Донецк и Харьков. О том, почему предстоятель так часто совершает поездки на Украину, как правильно трактовать его слова о том, что трагедия на ЧАЭС – Божья кара, и о том, что многие украинские раскольники доверяют патриарху, в интервью порталу "Интерфакс-Религия" рассказал глава синодального Информационного отдела Владимир Легойда.

– Патриарх Кирилл в течение последних двух недель посещает Украину дважды – в конце апреля он был в Киеве и Чернобыле, а в начале мая едет в Донецк и Харьков. Планируется поездка и в июле. С такой же частотой, как Киев, патриарх посещает разве что Петербург, свою малую родину. Нет ли ощущения, что Украина стала для предстоятеля как будто соседним регионом и что границы между государствами для него словно и не существует?

– Напомню, что Святейший патриарх с момента своей первой поездки на Украину в 2009 году выражал желание бывать здесь чаще, больше времени проводить с украинской паствой. Это желание патриарха, безусловно, является ответом и на стремление самих украинцев. Опыт уже нескольких поездок показывает, что встреча с предстоятелем Русской православной церкви очень важна для людей, причем не только для верующих. Когда в 2009 году патриарх выступал в прямом эфире телеканала "Интер", рейтинги этой программы превышали рейтинги самых популярных телепередач и телетрансляций. Эфир с патриархом оказался для зрителей не менее интересным, чем, скажем, футбольные матчи – как известно, бьющие рекорды по рейтингам. Это свидетельствует о колоссальном интересе к вере, к жизни Церкви и, конечно, к личности Святейшего в том числе и со стороны людей сомневающихся. Ведь патриарх всегда дает ответы на самые острые вопросы, которые могут быть у скептиков.

Все пастырские поездки патриарха Кирилла – это в первую очередь поездки предстоятеля к святыням и к людям. Его последний визит на Украину начался во второй день праздника Пасхи: Святейший хотел разделить пасхальную радость с верующими украинцами и, конечно, общую боль со всеми, кто пострадал в результате страшной трагедии в Чернобыле 25 лет назад, ставшей общей бедой для многих стран и бывшего Советского Союза, и Европы.

По поводу границ. Ценностное поле, которое созидается пространством Святой Руси, превосходит политические границы, но не отменяет их, не отменяет уважительного к ним отношения. Политические границы – это результат выбора народов на определенном этапе развития. Но при этом братские народы соседних государств объединены общими ценностями, общим пониманием жизни, мировоззрением. Церковь – носитель этих общих ценностей, вышедших из киевской крещальной купели.

Наконец, напомню, что и Киев, и Москва, и Петербург – это три синодальные столицы, и посещения патриархом этих городов связаны в том числе и с проведением здесь заседаний Священного Синода. Так, очередное заседание Синода пройдет в конце мая в Санкт-Петербурге.

– Недавно были обнародованы данные исследования Института социологии НАН по религиозной ситуации на Украине. По результатам опросов, 73% прихожан общин самопровозглашенного Киевского патриархата хотели бы поддерживать религиозное общение с русским народом. Чем Вы это объясните?

– Мне кажется, эта цифра как раз и подтверждает существование того общего для наших народов ценностного поля, о котором я сказал. Любой человек реализуется в профессии, в семье. А есть еще некая наивысшая самореализация – в вечности. Пространство веры как раз и является устремленностью в вечность, оно превосходит любые другие идентичности человека. И данные опроса подтверждают наше ценностное единство, единство в вере, которое никуда деться не может. Правда Божия не отменяется никакими переменами.

В упомянутом Вами исследовании приводились и другие интересные данные – например, что 38% украинских раскольников доверяют патриарху Кириллу. О чем это говорит? О том, что, с одной стороны, раскол есть страшная рана на теле Церкви, возникшая по политическим причинам, как результат частных амбиций. Но, с другой стороны, люди, ставшие жертвами этих амбиций, зачастую даже не понимают, что происходит. И озвученные цифры совершенно однозначно свидетельствуют, что, конечно, никакой массовой поддержки так называемого Киевского патриархата в украинском народе нет.

Вообще для современного светского сознания, которое не всегда понимает логику церковной жизни, раскол – это все равно что ссора в семье. Мол, люди поругались, разошлись – но надо помириться и опять, так сказать, жить вместе. Но это совершенно неверная аналогия. В евангельской логике, на мой взгляд, самая адекватная параллель при разговоре о расколе – это история блудного сына. Отец ждет возвращения сына, но заставить его вернуться в семью он не может. Ведь что является условием возвращения? Сын сам должен понять, что ему надо вернуться, он сам должен произнести слова: "Согрешил я на небо и пред тобою".

– Бурную реакцию многих вызвали слова патриарха Кирилла о причинах катастрофы в Чернобыле, когда он назвал аварию на ЧАЭС Божьей карой за людские грехи. Почему, на Ваш взгляд, это вызвало такой протест со стороны отдельных журналистов?

– Долгие годы нам говорили, что религия очень мало связана с жизнью. А сегодня, когда у Церкви есть возможность внятно озвучивать свое объяснение многих вещей и быть услышанной, не все оказываются готовы это объяснение принять, поверить в его связь с реальностью. Грех – одно из ключевых понятий в объяснении того, почему в мире существует зло. Грех как следствие и одновременно как причина возникновения зла в результате свободного отказа человека от жизни в Боге. Поэтому с точки зрения христианского мировоззрения нет ничего неожиданного в словах патриарха о том, что некоторые события, в том числе катастрофы, есть результат человеческого греха. И реакция людей в духе "да как же патриарх посмел это сказать" выдает их непонимание христианства. Похоже, современный мир чем дальше, тем меньше будет брать в расчет такую категорию, как грех. Но это не значит, что Церковь не будет говорить о грехе. Более того, чем больше мир будет от этого отходить, тем, может быть, жестче будут звучать слова предстоятеля.

Надо понимать, что тот образ жизни, который ведет современный человек, приводит к определенным последствиям. Говоря, что Бог наказывает человека за грехи, мы не имеем в виду, что злобный демиург рассердился и решил убить три тысячи человек. На самом деле это человек дошел до такого состояния, что против него начинает восставать природа, техника дает сбои. Почему Церковь сегодня говорит о модернизации? Потому что модернизация – это не проблема техники, не проблема технологии, а проблема человека. Наша планета в этом смысле предельно антропоцентрична: в основании любой проблематики находится человек. Если техника дает сбои – виноват человек. Природа гибнет – виноват человек. А если виноват человек – значит, он делает что-то не так. Нередко это "не так" связано с грехом.

Однако же здесь не идет речи ни о каком-то неизбежном законе холодного детерминизма, ни о мести человеку со стороны Бога. Господь обращает во благо даже злые действия со стороны людей, даже страшные катастрофы, случившиеся по человеческой вине, вследствие греховного отношения к жизни. Как сказал Святейший, в чернобыльской аварии "присутствовал перст Божий, ибо ликвидация этой катастрофы стала великим нравственным подвигом для тысяч людей".

Надо избегать плоского с нравственной, религиозной точки зрения восприятия причин природных, техногенных катастроф. В одном из интервью патриарх, комментируя прошлогодние лесные пожары, призывал не проводить прямой взаимосвязи между грехом и трагическим событием, например, тем, что человек, допустим, дал взятку либо обидел соседа – и у него сгорел дом. Но грех людей перед Богом проявился в сфере их отношений к окружающему миру, природе. Как сказал патриарх, "если бы мы любили Бога и окружающий нас мир, неужели бы мы предали забвению заботу о наших лесах, полях, неужели бы допустили, чтобы некогда вырытые каналы заросли мхом и тиной?" Ведь духовная жизнь человека неизбежно отражается на окружающем его мире, природе как творении Божьем. В этом смысле современный экологический кризис отражает связь духовного состояния человечества со всей природой. Как писала в свое время Марина Цветаева:

Мы с ремеслами, мы с заводами

Что мы сделали с раем, отданным

Нам? Планету, где все о Нем –

На предметов бездарный лом?

Слава разносилась реками,

Славу возвещал утес...

В мир, одушевленней некуда! –

Что же человек принес?

Святейший патриарх как настоящий пастырь пытается еще и еще раз сказать о теснейшей связи между христианской традицией, опытом христианских подвижников и нашей повседневной реальностью. Нравственные законы пронизывают нашу жизнь, а их нарушение приводит к катастрофам.

– Может быть, проблема еще и в том, что СМИ просто не приучены понимать слова патриарха, духовенства в силу слабого знакомства с религиозной культурой?

– Я, безусловно, не сторонник того, чтобы во всех наших бедах винить журналистов. Хотя иногда СМИ в погоне за броскими заголовками и скоростью подачи информации грешат небрежным отношением к содержанию, точности фактов. Впрочем, с этим, мне кажется, сейчас уже мало кто может что-то сделать. Другое дело, что иногда какие-то вещи звучат просто абсурдно. Можно вспомнить главное мировое зрелище минувшей недели – свадьбу принца Уильяма и Кейт Мидлтон. Сколько ляпов прозвучало во время телетрансляции венчания! Переводчик хорошо знал язык, но плохо понимал обстановку, смысл того, что он переводил. Главная молитва христиан "Отче наш" в прямом эфире переводилась не то чтобы не близко к тексту – скорее, очень отдаленно от него. Как рассказывал один мой верующий друг, его восьмилетняя дочь смеялась: ой, дядя не знает "Отче наш"! Ведь молитва "Отче наш" – это уже даже не просто религиозный, но и культурный факт, не знать которого образованному человеку, по меньшей мере, странно.

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Плаха – геноцид русских"Ректор РПУ: яркая дискуссия о традиционных ценностях подтвердила актуальность темыВ рамках Петербургского экономического форума официальный представитель МИД России М.В. Захарова провела презентацию монографии В.А. Щипкова "Против секуляризма"Представители Церкви приняли участие в панельной дискуссии на сессии "Религия и экономика: к новым путям взаимодействия государства и религиозных организаций" в рамках Петербургского экономического форумаА.В. Щипков выступил на сессии "Роль государства и медиа в формировании мировоззрения и ценностей человека" в рамках Петербургского международного экономического форумаЩипков. "Писательский труд"Щипков. "Беловежский сговор"Щипков. "Потёмкинские деревни"Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама