ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

Не узнала я бабьего счастья, и во всем виновата война

11 мая 2011

В День Победы мы публикуем воспоминания труженицы тыла – Анны Федоровны Журавлевой. К началу войны ей был 21 год – и с другими девушками она работала на аэродроме, копала окопы и траншеи, трудилась на лесозаготовках. "В 1939 году брат и мой жених вместе ушли в армию. Должны были из армии прийти осенью, а война опередила – летом началась. Они прямо из армии попали на фронт. Писали письма, я берегла-берегла". Ни брат, ни жених не вернулись. Анна Федоровна живет в доме престарелых под Калугой.

Родилась я в 1920 году, 17.06, около Полотняного Завода в маленькой деревне.Потом мы переехали в Редькинский колхоз, где Соменков председателем был. В войну, когда немец все сжег, корову отобрал и все разграбил, мы поставили там домик. Потом купили маленький домик в Устье, около Полотняного Завода.

В 1935 году была коллективизация. До этого жили единолично, а в 1935 начались колхозы. Мне было 15 лет. Я 4 класса кончила, дальше меня отец не пустил учиться. У нас в деревне школа была до четырех классов, 5-6-7 надо на квартире в Полотняном стоять, а 8-9-10 – в Кондрово. Отец сказал: "Младшего будем учить, а ты будешь работать". Так я и осталась работать в колхозе.

В 1939 году брат и мой жених вместе ушли в армию. Должны были из армии придти осенью, а война опередила – летом началась. Они прямо из армии попали на фронт. Писали письма, я берегла-берегла. Брат 1922 года рождения погиб на фронте. Чуть не дожил до победы – сто с лишним денечков. В феврале пришел конверт матери, извещение, что он погиб. Он такие письма писал... У матери потом выпросили эти письма и взяли в краеведческий музей Калуги, а потом спрашивали разрешение передать его документы в военный музей. В Полотняном Заводе в музее есть "Книга вечности", брат туда внесен. Под День Победы про него много писали в газетах.

Анна Федоровна Журавлева

Немцы пришли в деревню 14 октября, как раз на Покров. А 11 января уже наши стали наступать и освободили нас. Три месяца мы были в оккупации. У нас ничего еще – не безобразничали, а в других местах, в деревне около Угры, детей в колодец кидали. У нас еще терпимо было. Они мало у нас стояли, все куда-то ездили.

Как-то ночью пришли к нам два наших лейтенанта. Мамка говорит: "Ребята, и вас убьют, и нас убьют. Осторожно надо, тут немцы близко стоят". Они сказали: "Мы в сено закопались в сарае. Дайте нам что-нибудь перекусить, мы пробираемся к своим. Если будем живы, то пришлем вам письмо". Мама дала им с собой еды в сумочку, и они пошли пробираться к своим.

Потом, когда от немцев освободили нас, стали все восстанавливать. А у нас трудодней много было, зерна много. Мы закопали в землю большой рундук – 6 мешков, и под полом дома муки кадушка стояла. У нас было из-за этого хорошо. Мы за рожь, за зерно купили домик – мать, я и сестра (сестра моя, 1925 года рождения, уже тоже была невеста). Бревна мы возили на себе. Военные увидели: "Девочки, что же вы делаете? Вы рожать не думаете, такие бревна таскаете? Мы вам поможем". Они нам помогли: на Пегачке (лошадь пегая у них была), а потом на машине еще большие бревна возили. Так мы поставили домик.

Брат Володя писал с войны: "Меня поранило, покарябало мне плечо, я сейчас нахожусь в госпитале у двоюродной сестры Тони. У меня есть возможность, я к вам заеду денечка на два". Вот он заехал, мы на крыльце были, а мать несла огурцы в погреб. Увидела, что Володя идет – огурцы посыпались по дороге. Так обрадовалась! Он говорил: "Вам же еще трудней пришлось, чем нам. Сколько вы пережили!"

Нам с подругою были повестки – явиться в военкомат, иметь с собой продукты на два дня, котелок, ложки. Мы встали рано и пошли, идти было 13 километров. Гроза, дождь, а мы то побежим, то сядем. А впереди нас из соседней деревни девушка бежала. Только из леса вышла, ее прямо на полянке грозой и убило. Там долго крестик стоял, перевязанный черной лентой.

Мы прибежали в военкомат, а там начальник сидит: "Девочки, что вы?" – "Вот так и так. Повестки дали, а мы опоздали – дождь нас захватил". Он говорит: "Сейчас эшелон отправили, а повестки еще будут. Вы будете не на фронте, а в швейной, на кухне или в прачечной. За фронтом будете идти. Ждите". Мы пришли домой, мать говорит: "Отдыхай. Если кто придет, скажу, еще не пришла", но никто не пришел. Потом пришла повестка – на Муковнинский аэродром работать. Брали работать девушек 1920-21 года рождения, потом 1922. Сначала мы работали на аэродроме, потом траншеи, окопы копали под Калугою, потом нас отправили на лесоразработку для мостов: деревья мы валили, толстые сосны, а потом война кончилась.

В войну на аэродроме работали, противотанковые рвы копали, под Калугой работали и в лесу работали. Дома не были, в землянках жили. Раз был такой случай: в коптилочке керосина не было, бензина налили, такие керосиночки сделали, вешали. В два ряда нары, где жили. Эту керосиночку кто-то свалил, и одну девушку облило бензином. Она загорелась, а мы не знаем, что делать. Стали ее заливать, а она все равно горит. Батюшки родимые! Инвалидом осталась, но живая. Прибежали потом санитары с красными крестами, одежду накидали на нее, тогда только затушили.

В войну не были дома. Только придем – опять повестки. А после войны – 40 лет в животноводстве отработала. Мне было работать тяжело, но интересно. Я опять пошла бы. Коровы хорошие, телята. За быками никто не хотел ухаживать. За ними ухаживала одна женщина, раз она стала кормушку чистить, а бык ее подцепил рогом за карман и перекинул через кормушку. Она и бросила за быками ухаживать. Меня попросил зоотехник, немножко, пока кого-то найдут. Никого не нашли, так я и ухаживала за ними. Три быка было. Зачем держали? Коров осеменяли искусственным осеменением, а некоторые коровы не осеменялись от этого. Тогда были вынуждены быка впускать, чтобы корова покрылась. Я встану, а они здоровые, насыплю овса им, когда привязываю, когда с улицы придут. Встану на кормушку, обхвачу шею: "Хороший, хороший", – причитываю, а он тает. Еще как лизанет языком шершавым. Мне было интересно, я управлялась, была проворная. И вот прожила до каких пор. Говорят, кто больше работает, тот дольше живет. У нас многие долго жили. Прадедушка и прабабушка до 92 жили. Бабушка в войну померла, дедушка жил, а потом уехал на Украину.

Бабушки в доме престарелых в Радюкино. Фото: Старикам.ру

Наша мать была старшая невестка, а раньше боялись свекрови и свекра. А сейчас у брата девочка со свекровью... Я, говорит, свекровь свою люблю больше матери. И свекровь говорит: Леночка-дочка. И ребенка отведет в садик. Хорошо живут. У нас, у Журавлевых, все семейные были.

У матери была сестра в Тальцево, ее раскулачили, угнали куда-то на Урал. Она хорошо работала, и все у нее было, купила молотилку, молотить зерно. Потом она оттуда сбежала, скрывалась вместе с еще одной женщиной из Орехово-Зуево. Вот она-то ее и устроила там, где жила. В Орехово-Зуево две мои тети жили.

Многие тогда уходили из колхоза, убегали, а меня председатель не отпустил: "Мы с тобой должны хлеб растить, коров доить. Не надо никуда уезжать. Мы постановили на заседании тебя бригадиром выбрать". В 1946-47 я была бригадиром. Работала два года. Большой урожай картошки собрали. Про меня писали, флаг Трудовой Славы поднимали.

Потом стали скот выводить, и я стала работать дояркой. У меня 40 лет беспрерывного стажа, мне за это больше начисляют пенсию. Работала на старом дворе, 13-16 коров доили руками. Трудно было.

Когда построили у нас новый комплекс, меня выбрали заведующей фермой. Я говорю: "Я справлюсь. И группу коров буду иметь, и заведовать буду". Работала заведующей фермой, и ферма наша была передовая, и молоко качественное было, шло в детские учреждения, в больницы. Так и писали. Меня заставляли по телефону говорить корреспонденты: "Интервью вы должны". – "Я не умею". – "Сумеешь. Сначала тут, а потом по радио будешь говорить на весь район. Зачем ты попала в животноводство?" Я сказала: "Я люблю животных, я люблю делать добрые дела, а молоко – самое главное питание для старых и для малых, для всех. Не одна я – все у нас на ферме работают хорошо, добросовестно". Наша ферма первые премии получала все время, и мне давали награды: орден, медали.

Замужем я не была, хотя много предложений было. Сейчас думаю, такая моя доля, а племянница говорит: "Сама ты не захотела, окунулась в работу".

Бабушки в доме престарелых в Радюкино

Бабушки в доме престарелых в Радюкино. Фото: Старикам.ру

Стихотворение есть, вроде как про меня. Я стану бабам рассказывать, а они: "Ты сама, наверное, сочинила".

Стоит домик в нашей деревне

На перекрестке дорог.

Дни коротает старушка,

А молодым невдомек,

Сколько на сердце усталом

Разных забот и тревог.

Как ты одна там осталась?

Быт твой хорош или плох?

Мы пред тобой виноваты,

Что ты живешь сиротой.

Ты не расстанешься с хатой,

Жизни не хочешь иной.

Любишь земле поклониться,

Времени нет отдыхать –

С солнышком на ночь ложиться,

С солнышком утром вставать.

Любишь ты русскую печку –

В городе нету такой.

Садик, родное крылечко,

Водичка в деревне – в городе нету такой.

Часто стоишь на крылечке,

Может, кто приедет навестить,

Ну а коль никто не приедет,

То можешь понять и простить.

Я дальше сама:

Не узнала я бабьего счастья,

И поэтому осталась одна.

И во всем-то, во всем виновата война.

А если б мой милый вернулся с войны,

Была бы счастлива я.

Были б у нас дети, были б у нас внуки,

Была бы хорошая семья.

Это я сама... Ты, говорят, можешь быть поэтом. Не поэтом, а как-то мне в голову вдалось. Господь меня хорошей памятью наградил: я все молитвы знаю, много стихов.

Ездили мы с самодеятельностью по другим колхозам. Были в Москве в театре, постановку смотрели "Вишневый сад".

– Буфетчица говорит, стих вы ей рассказывали хороший про вдову. Это ваш стих? Вы сочинили сами?

– Тот, что я рассказала, дачник один сочинил. В газете было. А про вдову не знаю, кто сочинил. Она только успела замуж выйти, война началась. Муж погиб. Девочка осталась. Она вырастила девочку. Девочке уже было 20, а ей уже было 40. И вот про нее сочинили 20 лет спустя после войны. Я нашла его... Меня спрашивали в конторе, библиотекарша спрашивала: "Где такое стихотворение нашла?" А я говорю: "Я пошла в магазин в другой деревне, там, сказали, привезли конфетки-подушечки. А я в обеденный перерыв побежала за конфетками. Мешочков-то не было, а у нее там разные тетрадки да книжки старые всякие в углу. Она мне кулечек сделала и конфеток насыпала. А я домой пришла, конфетки высыпала, гляжу – стихотворение, картинка. Женщина несет на коромыслах воду и девочка бежит. Дай прочитаю. Прочитала, это стихотворение мне понравилось, я несколько раз прочитала и запомнила. "Бабье лето" называется".

Шумят дожди, не жди, не жди,

Текут ручьи ничьи, ничьи.

Ручьишки скучные, незвонкие,

Теряет лист береза тонкая.

Ты смотришь в окно, в осеннюю слякоть

И больше дождям ты не можешь не верить.

На сердце тепло, но хочется плакать,

Кто радость и горе вдове измерит?

А там, у колодца, судят досужие:

Смотри, мол, механику голову кружит,

Самой уж сорок, невеста дочка.

В защиту голос усталый, негромкий:

Вдовой-то осталась совсем девчонкой,

Несладкая у вдовы доля была,

А дочку вырастила, подняла.

Эх, доченька-березонька, не знала ты папу,

Склонились над ним еловые лапы.

Остались от сердечного орден да медали,

А мы не медали, мы живого ждали.

Хранила верность. А вдруг живой?

А вдруг возвратится?

Была надежда зыбкой такой.

Но годы прошли, лишь ветер стучит

Вьюжною ночью в доме дверью.

И отгремели громы,

И травой затянулись воронки.

Все живые вернулись к дому,

Пропали надежды ниточкой тонкой.

Приходили сватать – женщина видная,

Уходили ни с чем, часто с досадой.

Всем говорила с прямотой обидной:

Дочке другого отца не надо.

Ночами, прижавшись к детскому тельцу,

Шептала беззвучно в унылый сумрак:

Ничего, Иринка, все перемелется,

Только расти хорошей да умной.

Ирина-Иринушка, родная кровинушка.

Выросла дочка выше мамы,

На лбу завиток шелковый, упрямый,

В глазах весенних цветы сирени,

Прячут ресницы мысли горькие росистые.

Подарила весна эти годы навечно

Дивчине, наверное, за щедрость сердечную.

Сколько в раздумье годов протекло,

Утро померкло зорькой неяркою.

Не дает ответа холодное стекло,

Не студит лба воспаленного, жаркого.

В ушах слова головушку кружат:

Разве тебе счастье не нужно?

Ну сорок. Разве это старость?

Глаза твои совсем молодые

Вспыхнут слезами, лаской.

Виски седые – то не грех, а горе,

То, что делить ни с кем не хотела,

Ни выплакать, ни забыть не сумела.

Ну а дочка, как рассказать ей об этом?

Бросит упреком: забыла, мам, папу.

В час дорассветный где-то в Карелии

Качаются елей суровые лапы.

А руки женские мои белые,

Сколько вы дел за жизнь переделали:

Мыли, шили, убирали, коров доили, хлеба растили,

А про ласку совсем позабыли.

Вас давно никто не тревожил,

Не касался шершавой кожи.

А руки, как мы, тоже чувствуют боль разлуки.

Разве плохо, что вам навстречу, протянулись бы другие руки?

И дверь открылась, и дочка подошла, и до щеки губами достала:

– Мама, я не ребенок, я все теперь понимаю,

Довольно вам друг друга мучить,

Поженитесь вы с ним скорее лучше.

Ведь он хороший, одинокий.

Пусть болтают эти сороки.

Ты на них не сердись, не досадуй,

Папа понял бы все как надо.

Не вернешь ведь теперь былого.

– Вот, спасибо, дочка, за доброе слово, за доброе сердце,

Хорошо, если б счастье вернулось,

Да шумело тут бабье лето,

Лето доброе да нарядное,

Как родная даль ненаглядная.

У нас в деревне 90 домов, а никого нет – одна я в престарелом доме. У меня племянники, четверо. Они меня не забывают.

– Пишет вам письма наша девочка (волонтер команды "Старость в радость", – прим.ред.)?

– Пишет. Написала: "Я буду вам писать, а вы мне ответ дайте, а не будете писать, все равно буду вам писать и буду рада". И конверт положила, чтобы я ей ответила. Мы с Наташей писали. Я ей диктовала. Наташа – это племянница из Обнинска. У них тоже семья. Дочь с мужем, внук и она – четверо. Я у них была два месяца, но я их стеснила. Говорю: "Наташ, я поеду опять туда". Я сначала в Товарково была, в Доме милосердия. А мне врач в Товарково, Светлана Степановна, говорит: "Анна Федоровна, я вас записала на очередь в Медынь, там очень хороший пансионат, условия хорошие. У нас по 6 человек, а там – по двое, по трое". И я сюда приехала.

Летом Наташа меня брала в деревню. Нашла человека. Им-то надо работать. Она хоть и на пенсии уже, работала в институте. Учительница была моя сестра, и муж у нее был учитель, заместитель директора. Все ученые, одна я была неученая. У нее сын и дочь. Сын под Ленинградом – город Сосновый Бор – на атомной станции, туда без пропуска не въедешь. У них помещение позволяет, но я не хочу туда – далеко. Тут хорошо. Если бы не было этого дома, то что делать? Детям и племяннику надо работать.

Еще брат был у меня. Моряком отслужил, техникум окончил и работал мастером, а потом пошел на пенсию. Тогда он на военных складах еще работал 10 лет. Все померли. В Малоярославце двоюродный брат живет, с 1932 года. А в Юхнове – две дочки двоюродной сестры. Они ко мне приезжали. Я две зимы у них была, у них просторно, хорошо. Она – директор, известный человек в городе, большой начальник. Медынский губернатор Козлов у нее был на юбилее. Недавно муж у нее умер. В Калуге племянник тоже, у него дочка. Дочка замуж вышла, живет со свекровью, с мужем и двумя детьми, еще вот девочку родила. Она на золотую медаль училась, за границу летала. И Наташа за границу летала. Все у нас ученые, одна я... Отец меня не пустил.

Источник: Татьянин день

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Плаха – геноцид русских"Ректор РПУ: яркая дискуссия о традиционных ценностях подтвердила актуальность темыВ рамках Петербургского экономического форума официальный представитель МИД России М.В. Захарова провела презентацию монографии В.А. Щипкова "Против секуляризма"Представители Церкви приняли участие в панельной дискуссии на сессии "Религия и экономика: к новым путям взаимодействия государства и религиозных организаций" в рамках Петербургского экономического форумаА.В. Щипков выступил на сессии "Роль государства и медиа в формировании мировоззрения и ценностей человека" в рамках Петербургского международного экономического форумаЩипков. "Писательский труд"Щипков. "Беловежский сговор"Щипков. "Потёмкинские деревни"Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама