ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

Отец всех турок

130 лет назад родился Мустафа Кемаль Ататюрк

Михаил Биркин :: 12 мая 2011

Выдающийся полководец, герой борьбы за независимость, Мустафа Кемаль был удостоен фамилии Ататюрк ("отец турок") за блестящие военные победы и многочисленные реформы, проведенные в годы его президентства. Он сумел доказать Турции и всему миру, что история страны не заканчивается с распадом империи.

Спаситель Стамбула

Человек, создавший современную Турцию, родился в Салониках в семье мелкого чиновника и, как все жители Османской империи, получил только одно имя – Мустафа. С самого детства он связал свою жизнь с армией. Это был надежный путь к славе и положению в обществе, ведь военные школы считались самыми передовыми учебными заведениями страны. Прозванный за успехи в учебе "Кемаль", что означает "непревзойденный", Мустафа в 1905 году окончил Стамбульскую военную академию в звании капитана генштаба, сразу же обеспечив себе место в имперской элите.

Спустя два года он примкнул к движению младотурок. Эти либерально настроенные молодые офицеры изначально боролись за конституционное правление. Однако на фоне развала империи, растерявшей к началу века почти все свои немусульманские территории, идеология младотурок все больше окрашивалась в националистические тона.

Тем не менее большинство турецких "декабристов" мечтало о сохранении империи, объединенной одним языком и исламской религией. Но прагматичный Кемаль, видевший, что имперская идея отживает свой век, склонялся к мнению меньшинства, считавшего, что будущее за национальным государством турецкого народа.

Возможно, именно из-за этих идеологических разногласий, когда в 1908 году товарищи Кемаля по младотурецкому движению пришли к власти, места среди них ему не нашлось. Вероятно, сыграл свою роль и его непростой характер – резкий, прямолинейный, честолюбивый.

Ему оставалось целиком отдаться военному делу, и тут он сполна компенсировал свою политическую неудачу. В годы первой мировой войны именно дивизия под его командованием предотвратила казавшийся неминуемым захват имперской столицы войсками Антанты, благодаря чему самого Кемаля прозвали еще и "спасителем Стамбула".

Рождение кемализма

Битва за Стамбул была выиграна, однако война в целом – безнадежно проиграна. Османская империя была сокращена до границ современной Турции, Стамбул оккупирован. Антанте было позволено захватить и другие земли в том случае, "если обстоятельства сделались бы угрожающими для безопасности союзников". И именно тогда на руинах империи взошла звезда молодого полководца, не запятнавшего себя связью с обанкротившимся правительством.

В мае 1919 года греки – давние противники Турции – высадились в Измире. Это событие всколыхнуло всю страну, начались массовые выступления. В эти дни Кемаль направляется в город Самсун, на другом конце страны. Он должен был следить за выполнением позорных условий оккупации, но главное – подавить многотысячные беспорядки на улицах города, то есть фактически исполнить роль коллаборациониста.

Однако, приехав на место и оценив масштабы протеста, Мустафа вместо того, чтобы разгонять митинги, сам принялся за их организацию. И спустя всего несколько месяцев у Кемаля появились тысячи сторонников по всей стране. Подобно своему лидеру, они понимали, что о воссоздании империи речи быть не может. А все силы должны быть отданы делу построения турецкого национального государства, свободного на политическом уровне от иностранной оккупации, и на ментальном – от имперских комплексов.

Впрочем, поначалу кемалисты действовали осторожно. Они заявили о верности султану, понимая, что для многих турок он по-прежнему оставался олицетворением государственной независимости. Но в августе 1920 года монарх подписал с оккупантами Севрский мирный договор, де-юре прекративший существование Турции. И тем самым из символа нации он превратился в предателя. И вот тогда полностью оформился подлинный кемалистский национализм, окончательно разорвавший с султанской властью и провозгласивший источником суверенитета не монарха, а нацию. Себя кемалисты объявили единственной законной властью.

Тем временем греческие войска стремительно подступали к Анкаре – главному форпосту борцов за независимость. Новая власть, а вместе с ней и сама Турция, была на волоске от гибели. Но уже через год на волне всенародного патриотического порыва большая часть страны была освобождена. 29 октября 1923 года на картах появилось новое государство – Республика Турция во главе с Мустафой Кемалем.

"Первый учитель республики"

Сразу после войны Кемаль принялся за осуществление реформ. Их конечной целью было создание национального государства по передовым европейским стандартам. Первым делом на смену султанской монархии пришла президентская республика. Но Кемаль понимал, что одной политической реформой не обойтись. Модернизация требовала изменения всего традиционного образа жизни, в конечном счете – менталитета турок.

Дерзким вызовом прошлому было само название новой страны и ее народа. Ведь в имперское время слово "турок" в аристократических кругах имело почти оскорбительный оттенок. Однако так называли себя крестьяне, и, приняв это имя для всей нации, Кемаль показал, что исторические корни новой республики восходят не к горделивой османской аристократии, а к простым землепашцам. Это должно было подстегнуть патриотические чувства населения и заставить поскорее забыть времена "блистательной Порты" – самоназвание Османской империи.

Цели насаждения нового патриотизма с нуля была подчинена и языковая реформа Кемаля – был создан литературный турецкий язык. И президент лично ездил по стране, обучая народ новой письменности, за что получил очередное прозвище – "первый учитель республики".

И именно языковую реформу, а не провозглашение республики или предоставление женщинам избирательных прав некоторые исследователи считают "самым революционным преобразованием" Кемаля. Ведь благодаря введению единого языка все турки вне зависимости от пола, происхождения или уровня дохода впервые ощутили себя единой нацией.

Заслуга президента в этом была оценена по достоинству в 1934 году с введением по его инициативе фамилий. Именно тогда парламент велел называть Кемаля Ататюрком, что в переводе значит "отец турок".

Наступление на ислам

Дальнейшая модернизация страны была немыслима без секуляризации. Однако большинство населения не приняло насаждения светских норм, и в ответ на него по стране прокатилась волна исламистских мятежей, утихшая лишь на исходе 20-х годов.

Стараясь снизить накал страстей, турецкий президент действовал не только репрессивными мерами. Например, реальное упразднение шариата растянулось на много лет, хотя формально гражданский и уголовный кодексы по лучшим европейским образцам были приняты еще в 1926 году.

Тем не менее в стратегическом смысле Ататюрк был непреклонен. Даже запрет на традиционные головные уборы – фески, кажущийся сегодня почти курьезом, был подчинен задаче борьбы с традиционной религиозной культурой. Ведь именно по ним османы-мусульмане еще недавно отличали друг друга от неверных. Туркам-европейцам такие знаки отличия, по убеждению Кемаля, были совершенно ни к чему.

После кемалистской "культурной революции" центрами культуры вместо мечетей и медресе стали светские школы, начальное обучение в которых было сделано обязательным, и так называемые "турецкие очаги", нередко, впрочем, превращавшиеся в самые обычные кофейни.

Курды под запретом

Вторым после ислама препятствием для создания монолитной турецкой нации стала проблема национальных меньшинств. Формально Турция была связана международными обязательствами по защите их прав, однако правительство Ататюрка ловко обходило этот неудобный для себя момент.

Так, например, курдов, компактно проживавших, сохранивших древнюю культуру и оттого активнее других претендовавших на автономию, турецкое правительство стало именовать "горными турками", по неизвестной причине забывшими свою турецкую идентичность. Тем самым курды были лишены прав нацменьшинств, а само слово "курд" было изъято из учебников и запрещено к употреблению в официальной прессе.

Когда в 1925 году курды подняли восстание против политики Кемаля, оно было подавлено с особой жестокостью. Следом началось массовое переселение, а по сути насильственная депортация курдов в другие районы страны. Но, несмотря на все усилия, на исходе жизни Ататюрк вынужден был признать, что курдская проблема остается самой острой для страны.

Новая Турция

К началу 1930-х годов Турция преобразилась. Она не просто шла в ногу с Европой, а в чем-то даже обгоняла ее. Когда западные страны погрязли в Великой депрессии, турецкая экономика благодаря кемалистской политике государственного регулирования переживала самый настоящий бум.

Анкара выглядела вполне достойно на фоне других мировых столиц, хотя еще за десять лет до этого здание парламента освещалось керосинками и отапливалось "буржуйками", а западная пресса язвительно писала об "этой деревне", куда стыдно отправлять послов.

В созданном по западным образцам парламенте даже заседали женщины. И хотя он не был похож на "место для дискуссий", но выбирался относительно демократическим путем. Относительно – потому что в стране действовала однопартийная система. Кемаль попытался однажды ввести многопартийность. Но созданная при его активной поддержке Либеральная партия через пару месяцев заявила о своем самороспуске за ненадобностью.

...29 октября 1938 года страна отмечала 15-летие республики, и в Анкаре намечались широкие празднества. Но основателя республики на них не было – он умирал в Стамбуле. В 1930-х годах, испытывая огромные перегрузки, президент все чаще стал снимать стресс своей любимой ракой – турецкой водкой. В 1937 году врачи диагностировали у Кемаля цирроз печени, почти лишивший его работоспособности. Однако Ататюрк цепко держался за власть и продолжал исполнять президентские обязанности до своей смерти 10 ноября 1938 года.

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Плаха – геноцид русских"Ректор РПУ: яркая дискуссия о традиционных ценностях подтвердила актуальность темыВ рамках Петербургского экономического форума официальный представитель МИД России М.В. Захарова провела презентацию монографии В.А. Щипкова "Против секуляризма"Представители Церкви приняли участие в панельной дискуссии на сессии "Религия и экономика: к новым путям взаимодействия государства и религиозных организаций" в рамках Петербургского экономического форумаА.В. Щипков выступил на сессии "Роль государства и медиа в формировании мировоззрения и ценностей человека" в рамках Петербургского международного экономического форумаЩипков. "Писательский труд"Щипков. "Беловежский сговор"Щипков. "Потёмкинские деревни"Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама