ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

"Тополята" Крапивина: это о нас?

Андрей Десницкий :: 13 мая 2011

Дискуссия вокруг новой книги Владислава Крапивина "Тополята" разгорелась в православном рунете серьезная. Вот только два примера: статья Михаила Тюренкова и заметки Виталия Каплана.

Только спор, как мне представляется, идет совсем не о том, о чем стоило бы говорить в связи с этой книгой.

Я дочитывал ее в битком набитом крымском автобусе по дороге в Новый Свет, куда решил заехать после окончания крымской командировки. Еще одна крапивинская история про замечательных мальчишек, ищущих свое место в прекрасном и яростном мире, не отпускала, что ни говори, пока не доберешься до последней страницы...

И уже в Новом Свете, среди сумрачных скал и весенних цветов над тихим морем, я увидел двух барышень, которые фоткались на фоне неописуемых местных пейзажей. Но на фон они не особо смотрели: одна переживала, что на фотках у нее ноги слишком толстые вышли, другая успокаивала, что не слишком. И пришло мне в голову, что наша православная дискуссия о книге Крапивина немного похожа на их разговор. Нас интересует не фон, а какими вышли в этой книге православные, достаточно ли они привлекательны...

Сразу скажу: недостаточно. В романе среди прочего подробно изображен православный лагерь, где детей готовят к грядущим боям за Святую Русь, а пока что учат доносить друг на друга, после чего за прегрешения натурально секут, спустив штаны. Православные возражают: не бывает таких лагерей! Ответ самого Крапивина прост: бывают, и даже ссылки есть.

Православные снова возражают: но это искажения, перегибы, нетипичные явления, и вообще всё совсем у нас иначе... Ну так и у писателя есть право на вымысел, преувеличение и т.д. Он же не отчет пишет о конкретном лагере, а свое художественное видение излагает. Едко, но метко.

И заметим, что как раз православным в этой книге досталось меньше всего. Власти всех уровней изображены в ней бандитами и наглыми временщиками, милицо-полиция – их бездушными пособниками (был один честный подпоручик, да и того уволили). А уж какими черными красками рисуются органы опеки и ювенальной юстиции, главной отрицательной героини романа... Гестапо, да и только. И это уж точно несправедливо: в органах опеки есть приличные люди, которые действительно помогают детям и защищают их от домашнего насилия, оно у нас существует и порой принимает совершенно зверские формы. Но роман, как и водится у Крапивина, рисует почти всё в черно-белых красках.

И вообще, изображена в нем под названием Империи явно современная Россия, но какая-то особенно неуютная и мерзкая – не случайно город с милым названием Колыбельцев в ней переименовывают в грохочущий иноземный Айзенверкенбаум, а полицейские чины носят нелепые звания штабс-прапорщиков (что-то вроде генерал-ефрейтора для тех, кто понимает). Это вообще не Россия, а какая-то пародия на нее, и православие там тоже такое, пародийное. Обидно!

Но наши возражения напоминают мне партийные выговоры писателям советских времен: недостатки в работе партийной организации изображать можно, но они должны выглядеть частными, нетипичными явлениями, всякое зло должно получать принципиальную оценку и выговор по партийной линии. И добро, развернув знамена, должно отправляться на стройки социализма... хотим ли мы подобного худлита на православную тематику?

Так он существует, причем в изобилии. Просто Крапивин пошел другим путем. И книги Крапивина, в отличие от того самого православного худлита, читают, любят и знают, в том числе и православные дети, а скорее даже взрослые, сохранившие подростковую тягу к романтике и непримиримость ко злу.

Кстати, жесткие цензурные запреты в советские времена приводили к тому, что писатели поплоше создавали вполне проходные и тошнотворно скучные эпопеи о руководящей роли партии, а те, кто поумнее, изящно вставляли этой самой партии шпильки, говоря о ней внешне вполне уважительно.

Во МХАТе на спектакле "Так победим!" по пьесе Шатрова про последние дни Ленина зрителей поражал контраст между мудрым и благородным Ильичем на сцене и совсем другим, немощным и никому не интересным Ильичем на трибуне Мавзолея. Дошло до того, что однажды зритель вскочил с места и стал выкрикивать: "Ненавижу ваш строй, верните Ленина..." Так что еще сто раз надо подумать прежде, чем требовать от мастеров художественного слова внешнего почтения к церковной жизни.

Но вернемся к книге. Она типично крапивинская, тут есть всё, что радует одних, безразлично другим и уже приелось третьим: идеальные мальчишки с корабликами на кармашках, отвратительные мерзавцы-взрослые, несколько размазанный финал после мощного действия, немотивированные "чудеса по заказу" для обеспечения полного и окончательного хэппи-энда. Но без этих деталей – уже будет не совсем Крапивин, правда? А книга хорошая, от нее и в самом деле трудно оторваться... и она, на мой взгляд, вот о чем.

Это карикатура, почти антиутопия на тему последних веяний общественной жизни, а именно, навязчивого вторжения коррумпированной власти в частную жизнь. В девяностые годы, пожалуй, все граждане нашей страны без исключения получили только один, но зато бесценный дар: свободу частного пространства. Остальное есть предмет пререканий, но вот эту свободу оценили, на мой взгляд, все. И потому во время любых переделов собственности, любых модернизаций и укреплений вертикали была отдушина: по крайней мере, домой к нам не лезут, не учат щи варить и детей воспитывать.

Теперь полезли. Видимо, не хватает уже нефти и властных полномочий, и те, кому положено, открывают новый ресурс для роста своего личного благосостояния: контроль за семейной жизнью. Не вписываешься в заданные государством стандарты? Не хочешь, чтобы по этому поводу у тебя детей забрали в приют? Умей договариваться... А для идеологического обеспечения этой кампании выдвигается безупречный, на первый взгляд, лозунг защиты детей. И попробуй тут возрази!

Но ювенальная юстиция – далеко не единственное явление такого рода. Точно так же в нашу частную жизнь вторгается многое иное, например, хищничество сращенных с властью девелоперов, разрушающих городскую среду ради собственной выгоды. О них в романе сказано достаточно много. И прислушиваясь к заявлениям православных священников о дресс-коде и тому подобных мерах, люди начинают беспокоиться: как, и эти тоже? И они будут нам диктовать, как одеваться и что вообще делать? И детей наших будут воспитывать, как им захочется?!

Эти опасения, на мой взгляд, естественны. Обоснованы ли они? Отчасти да, и после боголюбовского скандала это трудно отрицать. Что бы ни происходило на самом деле в монастырском приюте, мы убедились в одном: это было, по сути, отдельное и закрытое ото всех государство, в котором действовали свои собственные законы. И есть все основания полагать, что подобный порядок, даже если он был заведен из самых лучших побуждений, приводит к вседозволенности и бесконтрольности воспитателей и полному бесправию воспитуемых.

И дело вовсе не в побоях, сам факт которых к тому же трудно доказать. К сожалению, по многим другим примерам можно судить, что вывеска "православного воспитания" иногда подразумевает именно что выработку у детей послушания, смирения, и еще раз смирения и послушания, а остальное уж как получится. Вот реальная история воспитанницы такого православного заведения. Били ли ее там? Да неважно, вполне вероятно, пальцем не тронули, а наоборот, всячески ласкали и жалели. Но вырастили из нее человека, не способного осознать и отстоять свои интересы и собственное достоинство. Человека, которого бить будут ближние – и вроде как всё по евангельским и святоотеческим цитатам делается, а общее ощущение возникает очень неприятное.

Вот об этом и сказал Крапивин. В его книге за душу и тело мальчишек борются две тоталитарные идеологии: глобализм, который прикрывается лозунгами о защите прав детей, и национализм, который использует для декора православие. Но именно использует для декора, не более того. И Крапивин, полагаю, вполне обоснованно считает, что в данном случае "оба хуже". Дьявол предлагает нам выбор...

Писатель не дает никаких советов, как справиться с этими напастями. Мальчишки реагируют по-детски: грозятся прыгнуть с балкона, пускают стрелу в неуемного и неумного воспитателя, наводят на полицейских заряженную отцовскую двустволку (хорош, кстати, отец, который повесил ее в прихожей!). Ну и всё в таком духе. Но есть и другой пример: в самом-самом конце книги проповедь настоятеля городского собора по ТВ обличает ювенальное зло, и к его голосу прислушиваются даже власти. И зло как-то само собой рассасывается. Есть, оказывается, у нас не только порох в пороховницах, но и "слово со властию", слово, к которому прислушиваются и простые граждане, и властители. Пока прислушиваются.

На что мы употребим данное нам слово? Будем ли требовать почета и внимания к себе, таким духовным и достойным, или подскажем растерянным людям в трудную для них минуту, как жить и к чему стремиться? Не по внешности, но по сути... Вот о чем напомнила нам новая книга Владислава Крапивина, и, на мой взгляд, очень вовремя.

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Плаха – геноцид русских"Ректор РПУ: яркая дискуссия о традиционных ценностях подтвердила актуальность темыВ рамках Петербургского экономического форума официальный представитель МИД России М.В. Захарова провела презентацию монографии В.А. Щипкова "Против секуляризма"Представители Церкви приняли участие в панельной дискуссии на сессии "Религия и экономика: к новым путям взаимодействия государства и религиозных организаций" в рамках Петербургского экономического форумаА.В. Щипков выступил на сессии "Роль государства и медиа в формировании мировоззрения и ценностей человека" в рамках Петербургского международного экономического форумаЩипков. "Писательский труд"Щипков. "Беловежский сговор"Щипков. "Потёмкинские деревни"Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама