25 мая в Москве открылся XV Всемирный русский народный собор, который на этот раз призван сформулировать набор базовых ценностей российского общества. О том, насколько это реально, обоснованны ли претензии сопредседателя партии "Правое дело" Леонида Гозмана к Церкви, чем миссия Церкви отличается от партийных функций, в интервью "Интерфакс-Религия" рассказал глава синодального Информационного отдела Владимир Легойда.
В центре внимания нынешнего Всемирного русского народного собора ценности. Возможно ли в рамках форума, пусть даже такого крупного, как ВРНС, определить ценности, общие для всех жителей многонационального государства, каким является Россия?
В нашем обществе часто предпринимаются попытки организовать широкое обсуждение тех или иных вопросов, насущных для каждого человека, дискуссию, которая носила бы общенациональный характер. Но в большинстве случаев такие дискуссии вскоре становятся достоянием какой-то определенной группы общественного или правозащитного движения, партии, корпорации. И, как следствие, интересы всего социума нередко выпадают из поля зрения участников дискуссии. Всемирный русский народный собор в этом смысле необычный форум. Это действительно уникальная площадка для диалога представителей самых разных взглядов и политических, и социальных, и религиозных. Посмотрите, год от года на открытии ВРНС друг с другом встречаются и говорят об общих проблемах и задачах, подписываются под соборными решениями коммунисты и либеральные демократы, крупные предприниматели и профсоюзные лидеры. В президиуме Собора рядом со Святейшим патриархом сидят муфтий, раввин, буддийский лама. И предмет их встреч то, что заботит любого человека, любого гражданина.
И ценности, и определяемые ими нормы жизни нашего общества как раз и должны подвергаться анализу на таком форуме. А консенсус относительно этих ценностей должен быть именно соборным. Любое общество, стремящееся к стабильности, должно иметь устойчивые ориентиры, люди должны хотя бы в общих чертах понимать, что их с соседями роднят единые нравственные принципы. А иначе мы обречены на распад, столкновение интересов различных людей.
На открытии Собора сопредседатель партии "Правое дело" Леонид Гозман призвал Русскую церковь не стоять "в стороне от тех проблем, которые волнуют людей", и обличать "коррупцию и роскошь" властей. Намерена ли Церковь внять этому призыву?
Прежде всего отмечу, что сам факт подобного воззвания господина Гозмана к священноначалию нашей Церкви подтверждает открытый статус и принципы работы Всемирного русского народного собора. Сам представитель "Правого дела", кстати, насколько я понял, остался впечатлен тем, что организаторы Собора дали ему возможность публично выступить с подобными тезисами. Но ведь в Церкви не сторонятся призывов к гражданской дискуссии, равно как и попыток критически оценить церковную жизнь если только эти попытки делаются не исподтишка, не предвзято и честно. Так что Леонида Гозмана можно только поблагодарить за пример цивилизованного обращения к Церкви сторонника либеральных политических взглядов.
В свою очередь многое в прозвучавшей речи у меня тоже вызвало вопросы главным образом о степени осведомленности уважаемого сопредседателя "Правого дела" в вопросах современной церковной действительности. Полагаю, Леонид Яковлевич в силу вовлеченности в другие дела просто не очень пристально следит за публичной активностью нашего духовенства, тематикой выступлений и проповедей Святейшего патриарха. Иначе он не стал бы призывать Церковь к тому, что она делала всю свою историю и делает сегодня, защищать слабых, принимать сторону обиженных. Церковь не может уходить от проблем, которые волнуют ее паству, народ.
Социальная справедливость и борьба с беззаконием всегда были в центре внимания Церкви, и священники об этом говорят постоянно надо только их слушать. Не удается услышать можно документы почитать, хотя бы принятый на ВРНС еще в 2004 году "Свод нравственных принципов и правил в хозяйствовании", где подробно говорится и об убийственной пагубности коррупции, и особое внимание представителей правых политических сил! недопустимости "нелегитимного вовлечения органов государственной власти в конкурентную борьбу и в разрешение хозяйственных споров". А главной темой ВРНС в 2007 году было "Богатство и бедность: исторические вызовы России". Выступая тогда на открытии Собора, патриарх Алексий сказал: "Если богатство сочетается с жестокостью, глухотой к нуждам ближних оно греховно. Но в то же время и бедность может ввергнуть человека в состояние уныния, подтолкнуть на преступный путь. Поэтому преодоление бедности является для нашего общества одной из важнейших задач". А митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл, нынешний Святейший патриарх, в своей речи на открытии форума подчеркнул: "Ожидание лучшей жизни, можно сказать, накалено до предела. Кажется, что если не произойдет заметных сдвигов в этом направлении, то в обозримом будущем случится какой-то надрыв в народной воле. По данным на 2004 год, ниже официального прожиточного уровня жили около 20% россиян. Это значит, что у значительной части нашего общества нет материального достатка, позволяющего достойно питаться, одеваться, обзаводиться жильем, растить детей, иметь доступ к высококачественному образованию, здравоохранению, отдыху, культуре, средствам коммуникации". Так что Церковь давно и подробно говорит на эти темы, точно указывая на болевые точки в нравственной и социальной жизни.
Документы документами, но как же злободневные проблемы сегодняшнего дня?
Церковь вовсе не закрывает на них глаза. Про ужас и причины резни в Кущевской Святейший патриарх Кирилл говорил сразу же по приезде в Краснодар в декабре прошлого года. После событий на Манежной площади предстоятель обратился ко всему народу со специальным видеообращением, касался этой темы в проповедях. Этнические конфликты вообще предмет постоянной заботы нашего духовенства, в том числе и практической заботы сегодня ряд синодальных отделов развивает программы духовного окормления мигрантов, например.
При этом важно понимать, что Церковь не призвана мгновенно реагировать на любое общественное происшествие. Но задача пастырей так воспитывать людей, будить в них голос совести и правды, чтобы они сами могли правильно реагировать на происходящее, свободно и самостоятельно делать нравственный выбор. Не из корпоративного чувства и не по "указке сверху", но слушая голос совести.
Вчера на открытии ВРНС патриарх Кирилл, в преддверии выборов, отметил, что Церковь не намерена выбирать "свою партию", но будет поддерживать диалог со всеми политическими силами ради совместного служения благу народа. И сама Церковь также не политическая партия, которая дает каждому своему члену указания, как поступить. Не стоит присваивать Церкви партийные функции, в ее подходе не может быть социальных предпочтений. Церковь всегда выступала за справедливость и правду, но ее правда не может быть выборочной. Это не правда группы людей с определенными взглядами на политику или экономику, это Божья правда. А поэтому обличение порока должно касаться всех, кто этим пороком страдает: не только хозяев чиновничьих кабинетов, но и членов "золотой сотни Forbes" и вообще каждого из нас.
Меня немного удивил призыв господина Гозмана к нашим священникам при общении с властями не благодарить последних за возвращенные храмы, а обличать коррупцию и роскошь в среде власть имущих. Разве это альтернативные вещи? Власть в нашей стране после десятилетий прессинга верующих наконец-то стала открытой к диалогу с религиозными организациями. Разве это плохо? Может быть, соработничество Церкви и власти в целях соблюдения интересов граждан все же конструктивнее, чем полемика в режиме нон-стоп? При этом не стоит думать, что возвращаемые храмы станут негласным "условием" молчания Церкви в отношении неправедных действий и решений чиновников. Так иной раз говорят, но это очень примитивное, плоское восприятие церковно-государственных отношений.
Согласны ли Вы с призывом Леонида Гозмана к священнослужителям являть собой "пример нравственности и самоотречения"?
Я вообще со многим согласен в речи господина Гозмана. Просто, на мой взгляд, Церковь и старается действовать в соответствии с этими принципами. Мы существуем не в информационном вакууме, голос Церкви слышен на федеральных телеканалах, в крупнейших российских СМИ. Полагаю, что уважаемый сопредседатель "Правого дела" просто не в курсе всех деталей церковной позиции и церковной деятельности, в том числе и той, что традиционно называется "социальным служением" и представляет собой как раз помощь тем, кому тяжело.
Что касается примера нравственности и самоотречения, откровенно говоря, его должен являть собой каждый христианин, каждый верующий человек, по крайней мере, стремиться к соответствующим идеалам. На священниках, конечно, лежит особая ответственность, но не стоит забывать, что каждый из них, помимо того, что пастырь, еще и человек со своими земными слабостями. По возможным ошибкам духовенства не следует судить о Церкви как таковой. Важно понимать, что Церковь основана Самим Христом и стоит правдой Божией, а не нравственностью своих, пусть даже самых замечательных, священников. Даже если абсолютно все священнослужители и миряне в Церкви будут представлять собой образец нравственного поведения, сила Церкви будет не в них, но во Христе. И, наоборот, даже если большинство духовенства вдруг станет подвержено порокам, правда Церкви никуда не исчезнет. Как замечательно сказала однажды в подобной дискуссии редактор журнала "Альфа и Омега" Марина Журинская: "Даже если куда-то денется Русская православная церковь, что невозможно, но даже если она куда-то денется и в ней останется один священник горький пьяница и заведомый стукач, я останусь его последней прихожанкой и мы вместе будем оплакивать наши грехи". И наша надежда и упование в жизни в том, что Господь дает нам всем плохим и хорошим, священникам и мирянам возможность через оплакивание наших грехов пережить покаяние и, по любви и милости Божией, обрести спасение.
Источник: Интерфакс-Религия