ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

Нужна ли православным безопасность?

31 мая 2011

30 мая 2011 года исполняется 115 лет со дня трагедии на Ходынском поле, произошедшей в дни праздничных торжеств, которые были посвящены коронованию последней императорской четы Дома Романовых. Православному человеку трудно и больно об этом говорить, но замалчивать эту тему тоже преступно, поскольку печальные страницы истории помогают учиться на ошибках.

Давайте сделаем экскурс в тот историческим момент посредством газетных хроник и свидетельств очевидцев, окунувшись в предпраздничный людской гомон, хихиканье балаганных петрушек, ржанье лошадей на ипподроме.

Гулянья на Ходынке были запланированы на 18 мая 1896-го по старому юлианскому календарю, но народ стал стягиваться из Москвы и близлежащих весей, начиная с 16 мая.

Повод был весомый – по всей округе разлетелась весть, что на Ходынском поле будут раздавать разноцветные узелки с подарками. Для этих целей было приготовлено 400 тысяч кульков с продуктовыми наборами в виде хлебной сайки, 200 граммов колбасы, тульского пряника, пригоршни конфет и орехов, а также с "вечным" сувениром – металлической эмалированной кружкой с царским гербом.

По всему полю раскинулись постройки для торжеств. Кроме царского павильона и двух трибун для высокопоставленных персон, по территории в квадратный километр рассыпались всевозможные карусели, качели, столбы с призами, балаганы, открытые эстрады, цирковые сцены, бараки для бесплатной раздачи пива и меда, а также для конных состязаний был готов ипподром.

Но более всего внимание народа привлекали полторы сотни буфетов, из которых, начиная с 10 часов утра 18 мая, должны были раздавать подарки. Люди приходили пешком и приезжали на телегах целыми семьями с малыми детьми, обосновываясь поближе к буфетам. Вечерами разводились костры, были слышны песни.

Смерть в тисках человеческих тел

Уже к вечеру 17 мая на Ходынском поле скопилось около миллиона человек. Половина всех собравшихся сгрудилась возле вожделенных белых раздаточных будок. А народ все прибывал и прибывал, так что никто не заметил, как оказался в западне из человеческих тел. Людям предстояло провести в тисках друг друга тревожную ночь. Когда стемнело, от дыхания многотысячной толпы над территорией Ходынки повис густой туман...

"Ни ветерка. Над нами стоял полог зловонных испарений. Дышать нечем. Открываешь рот, пересохшие губы и язык ищут воздуха и влаги. Около нас мертво-тихо. Все молчат, только или стонут, или что-то шепчут. Может быть, молитву, может быть, проклятие, а сзади, откуда я пришел, непрерывный шум, вопли, ругань...", – вспоминал репортер "Русских ведомостей" Владимир Гиляровский, оказавшийся в ходынском плену. – "...Расцвело. Синие, потные лица, глаза умирающие, открытые рты ловят воздух, вдали гул, а около нас ни звука. Стоящий возле меня, через одного, высокий благообразный старик уже давно не дышал: он задохся молча, умер без звука, и похолодевший труп его колыхался с нами".

И вдруг рано утром около 5-6 утра сквозь стоны и всхлипы прорвалось: "Дают! Раздают! Давай!". Обезумевшая толпа ринулась к свежевыбеленным буфетам. Ров, находившийся рядом, доверху наполнился телами. С треском рушились дощатые постройки. Перепуганные буфетчики стали швырять кульки с подарками в людское море, но это только усилило общее смятение... Только по официальным данным в той давке погибли около полторы тысячи человек, столько же получили увечья.

Когда реклама губительна

Причин для катастрофы было несколько. По мнению большинства историков, одной из первых ошибок был выбор места для всенародных гуляний.

Конечно, Ходынское поле было традиционным местом коронационных и других торжеств со времен Екатерины II, но не нужно забывать, что к концу XIX века население Москвы и Московской губернии выросло в разы. К тому же, Ходынка тогда была плацем московского гарнизона, где проводились учения с рытьем окопов.

А также стоит вспомнить, что в те времена эта территория являлась источником песка и глины для строительных работ, благодаря чему вся поверхность поля была испещрена ямами и рытвинами, которые к празднику застелили досками и присыпали землей.

Кроме этого, из количества приготовленных подарков можно заключить, что организаторы празднеств не ожидали такого наплыва людей, превосходящих их расчеты более, чем в три раза (к 18 мая на этом месте собралось примерно 1,5 млн. человек).

Хотя для поддержания порядка и было отряжено около 2000 полицейских и казаков, соблюсти порядок было практически невозможно. Конечно, не последнюю роль здесь сыграла и широкая публичная реклама раздачи царских подарков. До краев московской губернии слухи достигали таких невероятных размеров, что некоторые крестьяне пускались в путь для того, чтобы получить из рук императора лошадь и корову.

По воспоминаниям царского генерала Валерия Джунковского, бывшего тогда адъютантом генерал-губернатора Москвы великого князя Сергея Александровича, организация праздника и охрана порядка на Ходынском поле была поручена Министерству двора.

Видимо, по этой причине московский глава самоустранился от любого вмешательства в дела подготовки мероприятия. Такое отношение патрона, вероятно, расхолодило и московского обер-полицмейстера Власовского, который не предпринял особых экстренных мер по регулированию движения народа.

Кроме всего прочего, экс-адъютант великого князя в своих воспоминаниях удивлялся недальновидности комиссии по подготовке торжеств, члены которой распорядились сгруппировать буфеты только в одном месте широкого поля. Также недоумение чиновника вызывал и тот факт, что эти самые буфеты почему-то расположили вдоль большого фортификационного рва, который и стал огромной братской могилой для большинства жертв.

А как поступил бы Христос?

Сегодня нам, современникам, искать виноватых в событии, случившемся 115 лет назад, пустое и неблагодарное дело. Тем более, что исторических версий на этот счет (от халатности властей до политических провокаций) и без нас хватает. Хочется воспользоваться советом святых отцов Церкви, которые предлагали все житейские моменты, от мелких неурядиц до глобальных проблем, измерять простым вопросом: "а как поступил бы Христос?"

Самое интересное, что аналог рассматриваемой ситуации можно найти в Евангелии. Например, взять то же чудо умножения хлебов. Если обратить внимание на бытовые подробности евангельского повествования, то можно увидеть, что здесь также присутствовало большое количество людей, и предстояла раздача еды.

В этой связи знаменательны действия Спасителя перед совершением чуда: "И велел народу возлечь на траву и, взяв пять хлебов и две рыбы, воззрел на небо, благословил и, преломив, дал хлебы ученикам, а ученики народу" (Мф. 14,17).

В Евангелии от Марка вводится уточнение: "Тогда повелел им рассадить всех отделениями на зеленой траве" (Мк. 6,39-40). Святой апостол Лука уже цитирует слова самого Христа: "рассадите их рядами по пятидесяти" (Лк. 9,14). Стоит обратить внимание на схему раздачи пищи: сначала Господь сделал указание, чтобы все расселись на траве небольшими группами, а после совершения чуда передает хлеб ученикам, которые в свою очередь разносили их людям. Естественно, в таких условиях не могло быть никакой толкотни и давки.

Святые толкователи этого евангельского отрывка акцентировали внимание на смысле самого чуда, поэтому все их объяснения носят метафорический, символический характер. Основная версия святых отцов относительно того, зачем Спаситель рассадил всех по отделениям такова: чтобы легче было сосчитать всех, кто насытился. Но все же блаженный Феофилакт, епископ Болгарский в своем толковании этого места у евангелиста Марка делает важное для нас уточнение, что Христос размещает народ на траве отдельными рядами, как бы за разные столы.

Битва бидонами за крещенскую воду

Больше десятка лет назад мне, автору настоящих строк, довелось поработать в ресторанной сфере на должностях официанта и бармена. На основании собственных наблюдений со всей ответственностью могу заявить, что отдельные столы с ограниченным количеством мест в системе общепитов служат не только для комфорта пришедших, но и для пущего порядка. Как правило, за одним длинным столом практически всегда возникают спонтанные конфликты: кто локтем толкнет, а кто обольет невзначай. Это всегда головная боль для охраны.

Более того, стоит вспомнить школьные столовые. Как разнится атмосфера в столовой, когда царит самообслуживание от той, где порции по столам разносят назначенные из числа учеников дежурные. В первом случае обеденная перемена превращается в бои без правил, во втором – вполне безмятежная картина.

В мире множество примеров, когда большое и неуправляемое скопление народа приводило к трагедиям. Нередко сотни мусульман гибнут во время традиционного хаджа в Мекку. Это ежегодно происходит и в жизни Русской Православной Церкви, пусть и не в таких размерах. Каждый год на церковные праздники, традиционно связанные с массовой раздачей или освящением чего-либо, в храмах России собирается огромное количество людей. В СМИ нередки сообщения о сердечных приступах и прочих летальных исходах, случающихся в церквях во время подобной толчеи.

Мне не единожды приходилось сталкиваться в храме с неприятными потасовками перед бочками с крещенской водой, когда мирные бидончики в руках "жаждущих" буквально превращаются в оружие. Причем не помогают никакие увещевания с амвона. Понятно, что, зачастую в таких случаях речь идет о людях нецерковных.

Но и нам, верующим, преступно самоустраняться от профилактических мер для наведения порядка. Ведь совсем другая ситуация в храмах, где активные прихожане начинают регулировать движение – разбивать хаотичную очередь на организованные потоки.

Не зря же Христос на протяжении всего евангельского повествования призывает нас быть бдительными, остерегаться, трезвиться, не подавать соблазна, в общем, быть мудрыми, яко змеи. А Ходынская трагедия пусть останется в нашей памяти назидательной картиной, а не политически окрашенной мазней.

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Беловежский сговор"Щипков. "Потёмкинские деревни"Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама