На днях Глобальная комиссия по политике в области наркотиков, в которую входят в частности, бывший генсек ООН Кофи Аннан, бывшие президенты Мексики, Колумбии и Бразилии, экс-премьер Греции, и другие известные лица, объявила, что "война с наркотиками провалилась... потребление опиатов во всем мире увеличилось на 35%, кокаина – на 27%, конопли – на 8,5%". Что же рекомендует комиссия? Вообще-то естественная реакция на рост преступности усиление борьбы с ней. Но комиссия предлагает ровно обратное прекратить войну с наркобизнесом. Прекратить преследование мелких наркоторговцев. Легализовать употребление марихуаны, а героин отпускать легально, по официальным рецептам.
Правительства большинства стран мира включая Россию подвергли предложения авторов доклада резкой критике. Но у него нашлись и горячие сторонники. Что побуждает людей поддерживать такие странные идеи?
За этим стоит определенная идеология идеология прогрессизма, которая видит в любых общественных запретах и табу средство угнетения и подавления личной свободы. Во время студенческих волнений конца 60-тых годов прошлого века был сформулирован лозунг, из которого она исходит "запрещать запрещается!".
Человеческая история в рамках этой идеологии воспринимается как путь от рабства к свободе, от жизни патриархального общества, скованной множеством явных и неявных запретов, к обществу современному и либеральному, где каждый волен делать что хочет, пока он не чинит явного насилия другим. Любые ограничения и табу юридические, или хотя бы культурные и моральные, такие как общепринятые представления о пристойности и уместности, рассматриваются в этой системе взглядов как нечто противное человеческому счастью и самореализации. Конечно, эта система взглядов внутренне противоречива например, в ее рамках "гомофобия" даже выраженная ненасильственным образом, подлежит преследованию и, в реальности, она вводит свою систему табу. Но вот от старых табу она стремится решительно избавляться. Если люди хотят потреблять наркотики, пусть потребляют. Они умрут от этого? Это их дело, и Вы не имеете права им запрещать. Взрослые люди имеют право распорядиться своими деньгами и своей жизнью купить дозу и вмазаться. Они делают это не на Ваши деньги и колют наркотик не в Ваши вены.
Наркоманы и наркоторговцы общаются по доброй воле и нечего патерналисткому обществу диктовать свободным личностям, какие вещества они могут а какие не могут вводить в свой организм. Пусть государство и Церковь в это не лезут. Это их, потребителей, собственный организм, а не государственный или церковный!
Однако, хотя такое понимание свободы могут отстаивать взрослые и даже пожилые люди, в нем присутствует изрядная доля подросткового инфантилизма. Бунтующий подросток так смел, потому что уверен, что его в любом случае накормят, его одежду выстирают, и его будут лечить, если он заболеет или получит травму. Он пользуется плодами того самого (в данном случае, семейного) патернализма, против которого восстает.
Человек, отвергающий общественные табу ради своей личной свободы, в то же время рассчитывает на заботу со стороны этого общества на медицинскую помощь, на защиту его прав со стороны государства, на пользование городской инфраструктурой, на все остальное, что для него должны оплачивать налогоплательщики или его близкие. Если человек говорит "это мой выбор, колоться или нет", то мы вправе спросить у него "почему другие должны оплачивать этот твой выбор?". Это так не только в отношении наркомании. Если человек горячо заявляет о своем праве открыто и гордо вести гомосексуальный образ жизни, мы можем спросить, обязано ли общество помогать ему, если он в результате этого заразится СПИДом? Если человек полагает, что имеет право покупать спиртное в любое время дня и ночи, обязано ли государство лечить его от цирроза печени?
Мы могли бы принять лозунг про "мой выбор", если бы его приверженец соглашался бы принять особый статус, с особой отметкой в паспорте, согласно которому общество и государство снимало бы с себя всякие обязательства по оказанию ему помощи и обеспечению его прав. Врачи не обязаны откачивать его в случае передоза, полиция защищать, когда поставщики явятся выколачивать из него долги, и так далее.
Устроит ли тех, кто требует полной свободы колоться, такой вариант? Впрочем, он едва ли возможен как по моральным, так и по техническим соображениям. Но если он невозможен, мы не можем принять и неограниченную свободу людей разрушать свое здоровье а уж тем более, свободу наживаться, разрушая здоровье других.
Война с наркотиками продолжится и, хотя искоренить это зло полностью не удастся, необходимо приложить все усилия к тому, чтобы его сдерживать. Речь идет о множестве спасенных жизней и это стоит усилий.
Источник: Радонеж