ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

Да убоится жена мужа

Иерей Димитрий Рощин :: 08 июня 2011

Вопрос, кто в семье главный, в христианском браке, казалось бы, решен: даже неверующим широко известны апостольские слова "да убоится жена мужа". Но воплотить этот принцип на практике непросто – или жена пытается найти себе послабления, или муж допускает перегибы, требуя от жены слепого подчинения. Как правильно выстроить семейную иерархию, рассказывает иерей Димитрий Рощин, старший священник храма священномученика Антипы и многодетный отец.

– По какому принципу должна выстраиваться семейная вертикаль власти?

– Апостол, который читается в Таинстве Венчания, говорит: жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу. А про мужей говорится: мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь, и предал Себя за нее. Апостол сравнивает Таинство брака с союзом Христа и Церкви, это очень серьезное сравнение. И, конечно, оно открывается для человека, познавшего, что такое Церковь, Церковь полюбившего и понимающего связь Христа с Церковью. Если человек не понимает этих апостольских слов, христианский брак не достигнет своих высот. Как это – повиноваться мужу, как Богу, и в муже видеть Христа – что это за язычество, идолопоклонство, когда кто-то встает на место Бога. И точно так же непонятно, как можно любить жену свою как Церковь, то есть жертвовать собой ради любви к своей жене. Раскрывается все только в таинстве христианской веры.

Все в мире строится на иерархии. С самого начала. И мир создан Богом иерархически. В иерархии есть не просто некий смысл или система – это способ существования мира. И все то, что противится иерархии, выпадает из благого устроения мира. Там, где есть сопротивление иерархии, там начинается разделение, там властвует гордыня. Оттуда падение Денницы, и оттуда падение всякого человека, любого, потому что св. Иоанн Лествичник говорит, что всякому падению предшествовала гордость, то есть возмущение против иерархической системы мира. Брак является частью этой системы, и, в принципе, он подражает взаимоотношениям Христа и Церкви, или Бога и человека, и в этом смысле все встает на свои места.

Жена подчиняется мужу не потому, что она какого-то низшего свойства, по-человечески, и не потому, что она принижена в этом браке – нет, а потому, что есть иерархия. Допустим, Церковь подчиняется Патриарху, или епископу, или митрополиту, но может так быть, что в подчинении у митрополита находятся великие духоносные старцы, или священники высокой духовной жизни. Что же – они не будут подчиняться ему, потому что они такие святые, а он, к примеру, ведет рассеянную жизнь? Нет, этого не будет, потому что есть подчинение. С человеческой точки зрения, с точки зрения гордости это несправедливо, потому что он должен им подчиняться, а не они ему. А с точки зрения создания мира, с точки зрения иерархии все справедливо, потому что без всякого спора о мнениях, как говорит Апостол, меньшее благословляется от большего.

Понимание женой правильности своего места в браке – это залог ее счастья, поскольку все, что исполняет волю Божью, все, что совпадает с мнением Бога, с правильным пониманием творения – все счастливо. Книга Бытия открывает нам, что когда Бог посмотрел на свое творение, Он сказал, что все добро зело. То есть все прекрасно, все хорошо, все устроено премудро. Если человек соблюдает этот строй, если он попадает в эту премудрость, то он, безусловно, счастлив. Счастлив той полнотой, которая доступна только творению, познавшему своего Творца и его замысел. То есть, в общем-то, познавшему волю Божью. Поэтому такая жена счастлива в браке, и повинуется мужу как Христу не потому, что муж – Христос. Он может быть и хуже, чем жена, может быть, он плохой управленец, но суть не в его фигуре, не в его персоне, а в ее взгляде на вещи. Точно так же супруга может быть нехороша – привередлива, капризна, или какие-то еще у нее отрицательные черты, – но муж, подражая Христу, предает себя за свою жену. Как Христос предал себя за грешников, за весь мир – независимо от того, как мир относился к Нему, – точно так же и муж полагает всю свою жизнь без остатка, и это есть любовь к жене. Вот такой союз по образу Христа и Церкви становится выше любых разделений, которые так или иначе возникают в браке – выше материальных взаимоотношений, выше ссор, выше сиюминутного искания своего – всего того, от чего разрушаются браки, которые не видят такой высокой цели. Но еще раз повторяю, что так организовать свой брак возможно, только будучи христианином по-настоящему, то есть понимая замысел Бога, и подчиняя себя этому замыслу, этой иерархии.

– Иные мужья, подчиняя себе жену, подавляют ее. Оправдано ли такое поведение мужа?

– Если брак не христианский, то это хаос, и церковь не уполномочена разбираться в этом. Она может только дать какие-то ориентиры, не более того – она не имеет власти в таком браке.

Если брак христианский, то подобного рода затруднения возникают оттого, что супруги не имеют духовного руководства, не имеют человека, который мог бы расставить все на свои места. Или хотя и обращаются к такому руководству, но редко. Если они постоянно прибегают к совету священника, если священник находится в себе и в традиции, то все эти проблемы врачуются, потому что брак строится не на подавлении одной части другой, а на любви, как строится вообще все. Если есть, кому призывать к любви, к мягкости, к пониманию, будет достигнута главная цель брака. А главная цель брака – полюбить другого человека, с которым ты неразрывно связан, от которого ты не можешь освободиться, как бы ты этого ни желал. А если можешь освободиться, то это катастрофа.

Что касается послушания – "да убоится жена мужа" – то это правильно, это схема, которая должна быть, но страх должен быть построен на любви. Точно так же мы имеем страх Божий, который должен быть построен на любви к Богу.

В чем суть страха Божьего, или в чем суть страха жены перед мужем? Человек в гордыне своей пытается своей жизнью так или иначе бросить вызов Богу. Он говорит: вот, смотрите, какой я, я вот так могу. Но ужас человеческого положения в том, что Бог уже бросил вызов миру, и такой, какой никто из людей – да и все люди, собравшиеся вместе, не в состоянии будут повторить. Человеку на этот вызов невозможно адекватно ответить. Можно ответить только почтением и величайшей любовью. Человек должен быть поражен этим вызовом, он должен быть обезоружен колоссальностью вызова, который брошен миру. Так же и в браке, по этому же образу – предается жена мужу, то есть муж делает свой выбор, если все правильно. Конечно, выбор делают оба, но глобально – муж, как уполномоченный от Бога. И этот выбор, и то, что он готов идти на жертву – взять на себя ответственность за другого человека, связать свою жизнь таким образом, – этот вызов огромен. Это должно заставить второго человека в браке – женщину – быть пораженным мощью этого вызова. Из этого возникает почтение, помноженное на любовь.

– А есть ли определенная схема поведения, которая может гарантировать счастливый брак?

– Нет рецептов. Все счастливые семьи не совсем одинаково счастливы, и несчастные несчастны по-разному, это все индивидуально, зависит от человеческих особенностей. Надо искать пути любви друг ко другу, и трудиться. Это труд – познание другого человека.

Почему брак в каком-то смысле удобная вещь? Если мы пытаемся любить просто человека – который идет по улице, или живет рядом с нами, или работает с нами – это сложно, потому что у нас может не быть человеческого любовного чувства к нему. А брак основан на любви. Она, может быть, и страстная, и физическая, но любовь на всех уровнях существует – это симпатия, возведенная в степень. Поэтому удобно – первое время любовь не замечает каких-то погрешностей в человеке. И это очень хороший старт для того, чтобы укреплять чувства.

К сожалению, нехристианский брак лишен такой возможности развития, потому что любовь потом остывает, а чем ее заменить? Сверхзадачи, сверхидеи нет у брака, и все начинает распадаться. Ни дети, ни совместное имущество спасти такой брак не могут – они не укрепляют его, не делают нерасторжимым. А сверхидея христианская делает брак нерасторжимым, потому что она укрепляет и возвеличивает эту любовь.

А что касается того, кто и как должен себя вести – да, есть какие-то схемы, но они работают только в том случае, если человек понимает задачу. Если он не понимает задачу брака, то эти схемы христианские, апостольские, просто не работают.

– Как поступать жене в том случае, если она отчетливо осознает свою правоту в каком-то вопросе, но муж думает иначе?

– Практика очень простая. Жена мужу не советчица, и неправильно, если она настаивает на своем. Если у нее есть противоположное мнение, и оно кажется ей правильным, то она имеет полное право его высказать – один раз, очень мягко и аргументировано, а муж должен иметь терпение и понимание, чтобы это мнение выслушать. Высказав свое мнение, жена должна остановиться на этом. Эта же схема работает и в отношениях начальник-подчиненный. Высказал свое мнение, а исполнено оно или не исполнено, это уже не твоего ума дело.

Если все правильно расставлено, и если оба супруга радеют об общем благе, а не о своем собственном, то правильное мнение сработает обязательно, или будет учтено. Но не более того. Потому что повторное высказывание своего мнения – это уже небольшая революция. Опыт показывает, что это ни к чему хорошему не приводит. Это уже двоевластие.

В христианском браке жены познают очень быстро, что муж-то, по большому счету, прав оказывается – даже если кажется, что он совсем не прав. Но это не потому, что муж умнее, а потому, что так устроена чудесным образом иерархия. Если подчиненная часть учитывает иерархию и оказывает послушание, то Господь устраивает все таким образом, что глава поворачивается в правильную сторону – не за счет шеи, а сама по себе, за счет общего согласия.

То, что одно подчиняется другому, не значит, что одно находится в возвышенном положении перед Богом и перед временем, а второе – в уничиженном. Одно без другого просто не может существовать. Брак состоит из двух частей, из мужа и жены, у каждого свои функции – они должны быть поняты, возлюблены и исполняемы точно.

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Плаха – геноцид русских"Ректор РПУ: яркая дискуссия о традиционных ценностях подтвердила актуальность темыВ рамках Петербургского экономического форума официальный представитель МИД России М.В. Захарова провела презентацию монографии В.А. Щипкова "Против секуляризма"Представители Церкви приняли участие в панельной дискуссии на сессии "Религия и экономика: к новым путям взаимодействия государства и религиозных организаций" в рамках Петербургского экономического форумаА.В. Щипков выступил на сессии "Роль государства и медиа в формировании мировоззрения и ценностей человека" в рамках Петербургского международного экономического форумаЩипков. "Писательский труд"Щипков. "Беловежский сговор"Щипков. "Потёмкинские деревни"Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама