ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

Борьба против диффамации религий в резолюциях ООН

Протоиерей Александр Абрамов :: 28 июня 2011

Архиерейский Собор принял 4 февраля 2011 года документ об отношении Русской Православной Церкви к намеренному публичному богохульству и клевете в адрес Церкви. Принятие документа состоялось после продолжительного обсуждения на Межсоборном присутствии и длительной общественной дискуссии.

В документе предложено определение понятий "богохульство" и "клевета" с точки зрения Русской Православной Церкви и указаны одобренные Церковью методы противодействия этим явлениям.

Существенным аспектом принятого Архиерейским Собором документа является положение о трактовке понятия "богохульство" в светском праве. В тексте, в частности, подчеркивается, что в современном международном праве и национальных правовых системах объектом правовой защиты становятся всё чаще "не сами религиозные представления, а права и законные интересы верующих, их достоинство и религиозные чувства". Вместе с тем, указывается в документе, защите подлежат зачастую религиозные чувства и человеческое достоинство не только отдельных лиц, но и религиозных групп как сообществ "индивидов, объединенных одной религиозной верой". В этом контексте вводится термин "диффамация религии", трактуемый как унижение человеческого достоинства религиозной общины.

Адекватное понимание положений рассматриваемого официального документа Русской Православной Церкви достижимо в том числе посредством изучения международной практики. В предлагаемых нашим читателям материалах исследуется проблема интерпретации понятия "диффамация религий" в резолюциях Организации Объединенных Наций, а также вопрос о защите человеческого достоинства верующих в решениях Европейского суда по правам человека.

Организация Объединенных Наций неоднократно обращалась к проблеме диффамации религий.

В 2005 году Генеральная Ассамблея Организации Объединенных Наций на своей 60-й сессии приняла резолюцию 60/150 "Борьба против диффамации религий" (1). В рамках данного документа диффамация религий определяется как проявление нетерпимости и дискриминации на основе религии или убеждений, как формирование негативного стереотипного образа религий. Генеральная Ассамблея выразила "глубокое сожаление в связи со случаями физического насилия и нападений на предприятия, культурные центры и места отправления культа последователей всех религий, а также случаями глумления над религиозной символикой". В п. 9 резолюции 60/150 Генеральная Ассамблея призвала государства "принять решительные меры с целью запрета распространения через политические учреждения и организации расистских и ксенофобских идей и материалов, направленных против любой религии и ее последователей и представляющих собой подстрекательство к дискриминации, вражде и насилию".

В дальнейшем Генеральная Ассамблея ООН принимала на своих сессиях резолюции, последовательно осуждающие диффамацию религий и призывающие государства к борьбе с этим явлением. Так, в декабре 2008 года на 63-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН была принята резолюция 63/171 "Борьба против диффамации религий" (2); в декабре 2009 года 64-я сессия, а в декабре 2010 года – 65-я сессия Генеральной Ассамблеи ООН приняли резолюции с аналогичным наименованием (3).

Определение и основные характеристики

Генеральная Ассамблея ООН следующим образом определяет основные тенденции и черты дискриминационных практик по отношению к последователям определенных религий.

Прежде всего диффамация религий предполагает дискриминацию на основе религии или убеждений по отношению к группам людей, принадлежащих к определенным религиям и придерживающимся определенных убеждений. Подобная дискриминация осуществляется в том числе и в нацио-нальной политике, законодательных актах и административных мерах, принимаемых и применяемых отдельными государствами.

Данные законы содержат конкретные положения, дискриминирующие лиц определенной этнической и религиозной принадлежности и специально направленные против них.

Диффамация религий связана с проявлением нетерпимости, дискриминации и актами психологического и физического насилия по отношению к людям по признаку их принадлежности к определенной религии или по причине их убеждений. Подобные акты могут быть направлены против их предприятий, собственности, культурных центров и мест отправления культа.

Случаи глумления над святыми местами и религиозными символами всех религий также квалифицируются Генеральной Ассамблеей ООН как проявление нетерпимости и дискриминации по отношению к группам людей, принадлежащих к определенной религии.

Особо подчеркивается в резолюциях Генеральной Ассамблеи ООН недопустимость использования печатных, аудиовизуальных и электронных средств информации, включая Интернет, и любых других средств для подстрекательства к актам насилия, ксенофобии и связанных с ними нетерпимости и дискриминации в отношении любой религии, а также глумления над религиозными символами (п. 9 резолюций 63/171, 64/156 и 65/224).

Дискриминационные практики по отношению к группам лиц по причине их принадлежности к определенной религии могут быть связаны с формированием и укоренением негативного стереотипного представления о религиях, которое обусловливает проявления нетерпимости и дискриминации в вопросах религии и убеждений. Генеральная Ассамблея ООН в п. 4 своей резолюции 65/224 выразила глубокую озабоченность в связи с программами и планами экстремистских организаций и групп, которые ставят перед собой задачу сформировать подобные стереотипы, в особенности при попустительстве правительств. В принятой в декабре 2009 года резолюции 64/164, озаглавленной "Ликвидация всех форм нетерпимости и дискриминации на основе религии и убеждений", Генеральная Ассамблея выражает "глубокое беспокойство в связи со всеми формами дискриминации и нетерпимости, включая предрассудки и формирование негативных стереотипов в отношении лиц на почве религии или убеждений" (4).

Противодействие диффамации религий

Генеральная Ассамблея разработала общую стратегию борьбы с диффамацией религий, основные направления которой предполагают:

– принятие всеми государствами необходимого законодательства для запрещения пропаганды национальной, расовой или религиозной ненависти, которая представляет собой подстрекательство к дискриминации, вражде и насилию;

– установление или укрепление государствами внутренней нормативной базы и законодательства для предотвращения диффамации религий и формирования негативных стереотипов в отношении религиозных групп;

– осуществление всеми государствами на практике положений Декларации о ликвидации всех форм нетерпимости и дискриминации на основе религии или убеждений (5);

– обеспечение всеми государствами в рамках их соответствующих правовых и конституционных систем адекватной защиты от актов ненависти, дискриминации, запугивания и принуждения в результате диффамации религий и разжигания религиозной ненависти в целом;

– принятие всеми государствами всех возможных мер для поощрения терпимости и уважения ко всем религиям и убеждениям и понимания их систем ценностей и дополнение правовых систем стратегиями интеллектуального и нравственного содержания для борьбы с религиозной ненавистью и нетерпимостью;

– открытое, конструктивное и уважительное обсуждение идей, межконфессиональный и межкультурный диалог на местном, национальном и международном уровнях;

– обеспечение всеми государствами, со стороны всех государственных должностных лиц при исполнении своих служебных обязанностей, уважения по отношению к людям, вне зависимости от их принадлежности к иным религиям и их убеждений, и недопущения дискриминации лиц на основе их религии или убеждений;

– разработка стратегий и согласование действий на местном, национальном, региональном и международном уровнях посредством образования и просветительской деятельности;

– обеспечение и защита в рамках национального законодательства и в соответствии с международным правом, касающимся прав человека, и международным гуманитарным правом религиозных мест, объектов, святынь и символов;

– налаживание глобального диалога в масштабе международного сообщества с целью поощрения культуры терпимости и мира на всех уровнях на основе соблюдения прав человека и уважения разнообразия религий и убеждений;

– поощрение со стороны Совета по правам человека всеобщего уважения ко всем религиозным и культурным ценностям, а также поощрение средств активизации международных усилий для борьбы с безнаказанностью за акты нетерпимости, дискриминации и разжигания ненависти в отношении членов любых общин и приверженцев любых религий.

Спорные вопросы и пути их решения

Противники борьбы с диффамацией религий отмечают, что само понятие "диффамация религий" может быть положено в основание ограничения фундаментального права каждого человека беспрепятственно придерживаться своих мнений и свободно их выражать. Однако в резолюциях Генеральной Ассамблеи уделяется достаточное внимание проблеме соотношения права каждого человека на свободное выражение своих мнений и обязанности уважать права и репутацию других людей. Согласно п. 10 резолюции 65/224, "каждый человек имеет право беспрепятственно придерживаться своих мнений и право на их свободное выражение, осуществление которых сопряжено с особыми обязанностями, а поэтому может подпадать под ограничения, которые предусмотрены законом и необходимы для обеспечения уважения прав и репутации других людей, защиты национальной безопасности или охраны общественного порядка, охраны здоровья населения или защиты моральных устоев".

В докладе Генерального секретаря ООН (6), представленного Генеральной Ассамблее в июле 2009 года, в соответствии с резолюцией 63/171 Генеральной Ассамблеи, вопрос о допустимости ограничения свободы выражения мнений в связи с концепцией диффамации религий рассматривается в рамках ст. 19 и 20 Международного пакта о гражданских и политических свободах, а также ст. 4 Международной конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации. Вместе с тем Генеральный секретарь подчеркнул, что "такие правовые меры, как ограничение исключительно свободы выражения мнений, далеко не достаточны для осуществления реальных перемен в умах, восприятиях и полемики по этому вопросу. Для ликвидации основных причин нетерпимости необходим гораздо более широкий спектр стратегических мер, охватывающих такие области, как межкультурный диалог и просвещение, направленные на формирование терпимости и уважения к разнообразию" (7).

Кроме того, существуют некоторые разногласия, связанные с определением диффамации религий. В резолюциях Генеральной Ассамблеи ООН перечисляются различные дискриминационные практики, квалифицируемые как диффамация религии, такие как формирование унизительных стереотипов и стигматизация людей на основании их религии или убеждений, негативное освещение определенных религий и религиозных символов и неуважительное отношение к ним. Однако специальный докладчик по вопросу о современных формах расизма, расовой дискриминации, ксенофобии и связанной с ними нетерпимости Дуду Дьен в своем докладе в 2008 году (8) указал, что Совет по правам человека должен "содействовать переходу от социологической концепции" диффамации религий "к правовой норме, запрещающей подстрекательство к национальной, расовой или религиозной ненависти, на основе юридических положений, содержащихся в международных договорах о правах человека, в частности в ст. 18–20 Международного пакта о гражданских и политических правах и в ст. 4 Международной конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации". Данную рекомендацию Совету по правам человека вновь повторил преемник Дуду Дьена на посту специального докладчика Гиту Муигай в своем докладе 2009 года (9).

Противники концепции диффамации религий указывают, что понятие прав и свобод человека предполагает защиту прав отдельного человека на свободное исповедание религии, но не предусматривает защиту какой-либо религии или системы религиозных взглядов.

Поскольку сторонниками принятия резолюций, осуждающих диффамацию религий, выступают в основном исламские страны, такие как Пакистан и Египет, и Организация Исламская конференция, критики концепции диффамации религий утверждают, что сама концепция основана на понятии богохульства, принятого в законодательстве ряда исламских стран.

Несомненно, концепция диффамации религий позволяет реализовать системный подход в плане предоставления защиты права на свободное исповедание религии не только отдельным лицам, а группам лиц – приверженцев определенных религий и систем религиозных взглядов. Вместе с тем данная концепция требует особой осторожности при ее применении на практике, чтобы из средства защиты фундаментального права человека она не была превращена в средство подавления, дискриминации и физического или психологического насилия религиозного большинства над представителями религиозных меньшинств.

ПРИМЕЧАНИЯ:

1. A/RES/60/150. Читатели могут ознакомиться с текстами цитируемых в статье документов на сайте ООН по адресу: http://www.un.org/ru/documents/.

2. A/RES/63/171.

3. A/RES/64/156, A/RES/65/224.

4. A/RES/64/164.

5. Резолюция 36/55, принята на 73 пленарном заседании 36-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН 25 ноября 1981 г.

6. Борьба против диффамации религий, А/64/209.

7. П. 51 доклада Генерального секретаря "Борьба против диффамации религий", А/64/209.

8. В докладе "Расизм, расовая дискриминация, ксенофобия и связанные с ними формы нетерпимости: последующие меры и осуществление Дурбанской декларации и программы действий" о проявлениях диффамации религий и в особенности о серьезных последствиях исламофобии для реализации всех прав.

A/HRC/9/12, п. 65.

9. A/HRC/12/38, п. 43.

Протоиерей Александр Абрамов, первый заместитель председателя Синодального отдела религиозного образования и катехизации, настоятель храма Преподобного Сергия Радонежского в Крапивниках. В 2005–2010 гг. занимал должность представителя ВРНС при ООН. В 2009–2010 гг. исполнял обязанности представителя Московского Патриархата в США, совмещая эту работу с несением послушания настоятеля Свято-Николаевского патриаршего собора в Нью-Йорке. Входил в качестве эксперта в состав делегаций Российской Федерации на 61–64-й сессиях Генеральной Ассамблеи ООН и ее профильных учреждений: Третьего комитета, Комитета по неправительственным организациям, Альянса цивилизаций, ЮНЕСКО, Трехстороннего форума по межрелигиозному и межкультурному диалогу ради мира, Совета по правам человека. Принимал участие в подготовке ряда резолюций ГА ООН по религиозной тематике. Вице-президент Комитета религиозных неправительственных организаций, аккредитованных при ООН. Член Поместного Собора 2009 г. и Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви.

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Потёмкинские деревни"Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама