Вчера Ленинский районный суд Нижнего Новгорода приступил к рассмотрению иска группы нижегородцев к компании Coca-cola, которая использовала в рекламе православную символику и изображения памятника Минину и Пожарскому.
Напомним, группа православных нижегородцев посчитали оскорбительной рекламную кампанию, которую фирма провела в конце 2007 года (См. "РГ" "Кока-колу разлили в колокола" от 15 января 2008 года). На улицах города появились холодильники с рекламой газированного напитка, в которой использовались изображение православных крестов, храмов, памятника Кузьме Минину и Дмитрию Пожарскому, а также виды Нижегородского Кремля, причем изображены они были сквозь очертания бутылки с газировкой. На некоторых холодильниках изображения православных крестов появились в перевернутом виде.
Православные расценили этот факт как оскорбление религиозных чувств и унижение достоинства. Однако их обращение в областную прокуратуру никаких результатов не принесло.
Затем свою оценку рекламе дал экспертный совет местного УФАС.
Теоретически компания могла быть привлечена к ответственности за нарушение требований Федерального закона "О рекламе". Там, в частности, говорится, что "в рекламе не допускается использование непристойных и оскорбительных образов, в том числе в отношении пола, расы, национальности, религиозных символов, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также объектов культурного наследия, включенных в Список всемирного наследия". Однако никакого умысла в действиях компании Coca-cola экспертный совет не усмотрел и лишь рекомендовал ей снять рекламу, что и было вскоре сделано. Тем не менее оскорбленные верующие посчитали, что этого недостаточно.
Истцы требуют возмещения морального вреда. Предварительные слушания состоялись 13 мая, теперь начинается рассмотрение иска по существу, пояснила "РГ" консультант суда по взаимодействию со СМИ Анжела Тимофеева.
Моральный ущерб, нанесенной рекламой, пятеро активистов оценили в 4 миллиона рублей.
Мы не можем оценить память Минина и Пожарского в 5 тысяч рублей. К тому же реклама задевает государственный праздник День народного единства. Если судебный процесс будет выигран, все средства пойдут на поддержку многодетной семьи Оренбургской области, сообщил "РГ" накануне судебного заседания один из истцов Николай Шляпугин. А поскольку Закон "О рекламе" не подразумевает публичные извинения, на которых мы настаивали изначально, мы требуем обязать ответчика озвучить наш текст контррекламы в эфире местной телекомпании и на страницах газеты, а также на 71 день разместить ее на уличных холодильниках.
Это срок, в течение которого ненадлежащая реклама находилась городских улицах, пояснил свои требования истец.
Из-за увеличения и уточнения исковых требований, представитель компании Coca-сola HBC Eurasia попросил отложить слушание. Суд удовлетворил ходатайство. Очередное заседание состоится 15 июля.
Источник: Российская газета