ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

Homo religiosus

Александр Кырлежев о "среднем человеке", шизофрении и "наезде" на религиоведов

Александр Кырлежев :: 04 июля 2011

Есть такой "антропологический" ход: обозначать человека в разных его "ипостасях", или функциях. Так возникли разные "хомо": homo sapiens, homo faber, homo viator, homo ludens etc. Эти именования претендуют на то, чтобы выявлять некие сущностные характеристики "человека вообще". Так появился и homo religiosus – "человек религиозный".

Возможны как минимум два толкования последнего общечеловеческого имени такого рода. Первое: существует некая врожденная всем людям религиозность, своего рода религиозный ген (кстати, этой версии придерживаются некоторые профессиональные генетики). Второе: под этим выражением должны быть собраны лишь фактические данные о религиозных склонностях и проявлениях людей, которые обнаруживает и описывает история религий.

В любом случае относительно homo religiosus можно утверждать следующее.

Религиозность есть некая константа индивидуально-социального существования человека. Она постоянно воспроизводится во все времена, включая времена "антирелигиозные". Ни общеевропейская секуляризация, ни региональный советский атеизм ее уничтожить не смогли. А многие из тех представителей homo, которые "порвали" с религией, стали адептами разных ее квазирелигиозных заменителей: всеобъемлющих идеологий, светских верований и проч.

Другой момент. Религиозность этого homo religiosus – очень разная, и содержательно, и функционально (так что порой ее трудно подвести под один знаменатель), но то, что мы, по крайней мере интуитивно, опознаем как религиозность, квазирелигиозность и антирелигиозность (корень-то один!) – это проявления чего-то подобного.

Третий момент. Эта религиозность (во всех смыслах) – автономна, то есть самозаконна, есть нечто специфическое. Не "благодаря" и не только "вопреки", но – "несмотря ни на что". Другими словами, у "человека", судя по всему, действительно есть особый религиозный аспект его существования, не сводимый ни к чему иному. "Проклятый религиозный вопрос".

О чем все это говорит?

Это говорит о том, что в человеке есть некая трещина, разлом, дырка – так сказать, на "теле его экзистенции", то есть "бытии-в-мире" (in-der-Welt-sein). И эта врожденная рана свидетельствует о том, что человек – больше мира (если говорить евангельскими словами), что он в принципе, в глубине своего существа – свободен от мира.

Свободен в том смысле, что он не исчерпывается мировой данностью: в этой щели, которую можно назвать "религиозной", свищет что-то иное, чем мир. Что-то потустороннее миру. И это – не только ощущение (которое может и не осознаваться), но и логический факт: как сказал один философ, если мы знаем свои границы, то значит можем заглянуть за них (искаженная цитата). То есть, как только мы утверждаем, что ограничены миром, природой, данностью или чем-то еще подобным, мы тем самым сразу постулируем потустороннее.

Вот это представление о потустороннем и жажда, чтобы оно было, – это и есть корень религиозности, позволяющий "человека вообще" называть homo religiosus.

Если религиозность не всегда есть "свобода для", то она всегда есть "свобода от". Та самая негативная либеральная свобода, которую прославлял Исайя Берлин.

Homo religiosus – это тот, кто, примиряясь со своей неизбежной космической определенностью (потому что в этом отношении он animal – даже если и rationale), не хочет быть детерминирован социокультурно, то есть этой второй, межчеловеческой, данностью. И если в его распоряжении нет высокой философии, "возвышающего обмана" художественного творчества или чего-то подобного, то есть если он – "средний человек", тогда у него, по крайней мере, есть такой мощный ресурс актуализации своего врожденного мета-физического дефекта, как религия.

Скажут: религия – это тоже зависимость. Нет, это вторая зависимость, а тем более – от нездешнего, что радикально меняет ощущение in-der-Welt-sein. Религия, во-первых, сообщает существованию объемность, а во-вторых – дает свободу психологического маневра: возникает своего рода шизофрения (а шизофрения есть самая прочная психологическая структура для "бытия-в-мире").

Но это – с примитивной имманентной, посюсторонней стороны.

Потому что с другой, более сложной, стороны, сама потребность в "шизофрении" есть потребность в потустороннем. Потому что религия все равно и всегда – трансцензус, переступание границ обреченности на здесь-бытие (Dasein). Если религиозность не всегда есть "свобода для", то она всегда есть "свобода от". Та самая негативная либеральная свобода, которую прославлял Исайя Берлин. То есть религиозность всегда освобождает (от тотальности мира сего – по крайней мере психологически), даже когда закрепощает (скажем, психологически).

Но у религиозности есть и другая – позитивная – задача. Вспомним хотя бы вполне "антирелигиозного" – в обыденном смысле – Мераба Мамардашвили. Ведь о чем говорит "религиозный" разрыв на теле человеческого существования? Он говорит о том, что человек в своей актуальной данности – это еще не вполне человек, что человек должен еще состояться как истинно человек... То есть превзойти свою данность.

И опять говорят: религия – это стремление прислониться (то есть стремление к патернализму). Ну и что? Ведь речь идет о стремлении "прислониться" к тому, что выше и больше мира и человека, а это уже совсем не банальное "прислонение". Homo religious – это имя человека на пути к самопревосхождению и потому – самосвершению.

А уж как каждый из нас проходит этот путь (если проходит), – это совсем другой, то есть слишком конкретный, вопрос: религиозные люди вспомнили бы здесь о Страшном суде, где вся правда и обнаружится.

В чем же "мораль" этой колонки? – Да просто хочу "наехать" на религиоведов.

Потому что "религия", которую придумали религиоведы, – это религия, которая меньше, чем религия homo religiosus. Профессиональные религиоведы все время занимаются иммантезацией того, в чем они, как считается, специалисты. Они загоняют религию в двойной капкан догмы и ритуала. Но на самом деле религия – в своих последних основаниях – имеет дело с врожденным позитивным дефектом homo sapiens как homo religiosus. И поэтому, на наш взгляд, религиоведение очень полезно как научная рутина, но очень вредно как разговор о религии и религиозности по существу.

И пока религиоведы не поймут, что homo religiosus – это метафизически раненый animal rationale, они будут производить только вторичное знание.

По материалам источников: Religio.ru

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Плаха – геноцид русских"Ректор РПУ: яркая дискуссия о традиционных ценностях подтвердила актуальность темыВ рамках Петербургского экономического форума официальный представитель МИД России М.В. Захарова провела презентацию монографии В.А. Щипкова "Против секуляризма"Представители Церкви приняли участие в панельной дискуссии на сессии "Религия и экономика: к новым путям взаимодействия государства и религиозных организаций" в рамках Петербургского экономического форумаА.В. Щипков выступил на сессии "Роль государства и медиа в формировании мировоззрения и ценностей человека" в рамках Петербургского международного экономического форумаЩипков. "Писательский труд"Щипков. "Беловежский сговор"Щипков. "Потёмкинские деревни"Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама