ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

Протесту мешает послушание

Духовная традиция препятствует оппозиционной политической активности, но способствует появлению будущих оппозиционеров

Борис Кнорре :: 06 июля 2011

Усилившиеся за последние полгода протестные тенденции в Церкви являются отражением социально-политического кризиса в обществе. Можно выделить две достаточно разные по своему характеру группы церковных несогласных.

Первая – "ревнители". Это те оппозиционеры официального курса РПЦ, которые, упрекая священноначалие, апеллируют к авторитету церковной традиции, критикуют церковное начальство именно с точки зрения отступления от церковной традиции. Если задаться целью, то примерную численность таких церковных оппозиционеров можно представить, вычислив предварительно процентное соотношение оппозиционно настроенных священнослужителей (большинство из которых не решаются открыто заявлять свою позицию). В разных епархиях представители этой группы составляют от 10 до 20% клириков и мирян. Среди них открытых оппозиционеров, готовых на конфликт с начальством или способных на церковный раскол, единицы.

Вторая группа церковных несогласных – это "расцерковленные" или "внеинституциональные" православные верующие. Речь идет о тех "расцерковившихся" христианах, которые отошли от церковной традиции, но не порвали с православной верой как таковой и в своем отношении к церковному наследию руководствуются индивидуальным религиозным опытом, а не тем, что предлагает церковная система. Это люди, которые прошли через опыт систематического следования традиции, но в какой-то момент ощутили тупиковость своего пути и неразрешимость важнейших жизненных вопросов в рамках слепого следования традиции. Большинство из них все же не порывают с православием, но приходят к выводу, что необходимо самостоятельное, ответственное отношение к православному наследию, необходимо самостоятельно решать, что принимать из церковного опыта, а что – нет. Такой своего рода "протестантизм на православной почве".

Что касается представителей первой группы, то есть "ревнителей", то они находятся в двойственном положении. Апеллируя к церковной традиции и опираясь на нее в своей критике священноначалия, эти люди одновременно оказываются и заложниками этой самой традиции, их протестный потенциал снижается благодаря превалированию ограничительных монашеско-аскетических установок в этой традиции (и соответствующих корпоративных правил). Напомним, что одной из ключевых поведенческих установок церковной традиции, по крайней мере в России, является "послушание" (которое "паче поста и молитвы"). Но еще важнее то, что это "послушание" связано с недоверием к собственной воле, акцентированием собственной виновности, что сегодня не выставляется на вид, но продолжает прописываться в современных богословских штудиях.

Поэтому протестный потенциал этой группы представляется ограниченным в самом своем основании, на системном уровне. Он не представляет собой серьезной силы. Как бы оппозиционно "ревнители" ни были настроены, какими бы протестными идеями ни вдохновлялись, все равно охранительные поведенческие установки церковно-монашеской аскетики рано или поздно ограничат инициативность "ревнителей", их несогласие будет иметь в основном пассивные формы. Кроме того, эти же поведенческие установки русской церковной традиции (в том виде, в каком она дошла до наших дней) не дают таким группам оформиться в какую-либо серьезную социальною силу.

Данные группы обладают достаточно слабым социальным капиталом. Соответственно протестные интенции остаются на локальном уровне. Ведь для того, чтобы какая-либо консервативная группа "ревнителей" смогла решиться облечь протест в институционально самостоятельную форму, проявить независимость и автономию по отношению к "основной" Церкви, внутри нее должны набрать обороты значительные центробежные силы. Это создает новую двойственность – после автономизации данной группы раскрученные в ней центробежные силы начинают разрывать уже саму эту группу изнутри.

У "ревнителей" также нет особых перспектив оказать мало-мальски весомое влияние на общество в силу того, что им обычно свойственны ретроградный настрой и дистанцирование от общества. Антиэкуменизм, эстетизация страдания и слабости, антигуманистические позиции во взгляде на природу человека, сакрализация средневековых церковно-аскетических норм и, как следствие, негибкая коммуникативная культура – все это ставит такие группы в обособленное положение по отношению к обществу и сильно снижает их социальный капитал.

Иные протестные перспективы представляются в связи со второй группой – "расцерковленных" (или православных индивидуалистов), которая является более сложной по своему составу и характеру уже хотя бы в силу отсутствия монолитности.

Протестная активность верующих из этой группы уже не сковывается волеограничительными антигуманистическими установками церковного этоса. "Расцерковленные" православные обладают определенной долей психологической автономии и при этом определенным арсеналом знания о православии, что в совокупности дает им возможность осуществлять свою приверженность православию в индивидуальном порядке, чувствовать себя свободно по отношению к церковной системе. Ведь, дистанцировавшись от церковной традиции и институциональной зависимости, они больше не опираются на внешний авторитет, начинают мыслить на индивидуальном, внеинституциональном уровне. Такие "церковные несогласные" выходят из привычных схем церковной субординации, ведь они нередко не только не принадлежат к конкретному приходу, но и не относят себя к какой-либо конкретной Православной Церкви. Но главное еще другое – разочаровавшись в тех или иных сторонах церковной жизни, такие люди нередко выходят из "церковной ограды" с потерей прежнего запаса доверия, начинают питать критическую предубежденность к окружающей действительности, приобретают определенный оппозиционный настрой.

Трудно определить численность этой группы, но фактом является то, что она постоянно пополняется. Во многих церковных приходах происходит ротация постоянных прихожан, часть из которых приходит к предпочтению форм индивидуальной религиозности. По свидетельству сотрудника Патриаршего центра духовного развития детей и молодежи игумена Петра (Мещеринова), люди, жалующиеся на "усталость от Церкви", стали появляться примерно в начале 2000-х годов, а как таковой феномен "усталости от Церкви" у многих начинается после 10 лет церковной жизни. Заметим, что какой-либо статистики, учета "расцерковившихся" пока что не ведется, что само по себе интересная деталь, свидетельствующая о том, что личный опыт прихожан, их реальная жизнь не особенно заботит церковное начальство, предпочитающее делать акцент на "количественных методах" в церковной миссии. Можно предположить, что общее число верующих, придерживающихся автономного принципа в исповедании православия, приближается к числу воцерковленных верующих.

Наверное, на ближайших выборах протестная активность этой группы еще не окажет принципиального влияния на ход выборов, однако со временем эта группа имеет шанс стать серьезной силой, которая сможет влиять на обстановку в стране, в том числе и на выборы. Скорее именно в рамках процесса "расцерковления" в дальнейшем могут возникнуть реальные социальные группы, готовые выдвигать политические требования и становиться организаторами протестных действий.

Источник: НГ-Религии

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Плаха – геноцид русских"Ректор РПУ: яркая дискуссия о традиционных ценностях подтвердила актуальность темыВ рамках Петербургского экономического форума официальный представитель МИД России М.В. Захарова провела презентацию монографии В.А. Щипкова "Против секуляризма"Представители Церкви приняли участие в панельной дискуссии на сессии "Религия и экономика: к новым путям взаимодействия государства и религиозных организаций" в рамках Петербургского экономического форумаА.В. Щипков выступил на сессии "Роль государства и медиа в формировании мировоззрения и ценностей человека" в рамках Петербургского международного экономического форумаЩипков. "Писательский труд"Щипков. "Беловежский сговор"Щипков. "Потёмкинские деревни"Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама