Отвечает шеф-редактор сайта "Фома-онлайн", редактор раздела "Тема" журнала "Фома" Алексей Соколов
1. Что стало (кто стал) для Вас на этот раз "открытием номера"?
Возможно, это парадоксально, но я назвал бы "открытием" номера большой материал о святителе Луке (Войно-Ясенецком).
С одной стороны, многие наслышаны и начитаны об этом святом враче. Пожалуй, у людей церковной и околоцерковной культуры может даже сложиться впечатление: "А что еще нового можно о нем сказать?"
С другой стороны, немало людей образованных, и даже знакомых с историей Церкви, вообще ничего не слыхали о Луке (Войно-Ясенецком).
Мне кажется, эта публикация может стать "открытием" и для тех, и для других. Те, кто о святителе ничего не знал узнают. А что касается тех, кто о жизни владыки уже неплохо осведомлен многие из них, возможно, откроют для себя новую, "не-лубочную" сторону его жизни.
Ведь что скрывать: мы привыкли воспринимать его (да и других святых) достаточно шаблонно. Мол, вот замечательный человек, который умудрялся быть и врачом, и священником, и все репрессии он пережил и преодолел, и всех любил. Но на самом деле это было не так просто, как кажется.
Ему было тяжело совмещать служение священника и служение врача, и в какой-то момент он даже пытался оставить священническую "должность". Ему было тяжело простить тех, кто в течение 20 лет преследовал его и мучил и он им открыто об этом говорил. Да и характер у него был не сахар: нередко святитель проявлял вспыльчивость. Но в то же время умел каяться в этом, просить прощения у людей а это порой так нелегко! Он через мучения нашел компромисс, до конца жизни продолжая служить и врачом, и священников. Наконец, он любил людей несмотря на то, как несправедливо они с ним поступали.
Словом, это был живой человек со своими достоинствами и недостатками такими же, как у всех нас. Однако он смог найти в себе силы преодолеть себя и вступить на путь святости, что удается, увы, немногим. Святитель Лука в чем-то укор нам: мол, вот он смог, а мы нет. Но в то же время он подает нам надежду. Святые это не сказочные персонажи и не герои "былых времен"! Они такие же, как мы. И думается, всем нам предстоит открывать святителя Луку еще миллион раз.
2. Какой материал, на Ваш взгляд, самый актуальный?
Прежде всего, это, безусловно, "Тема номера", посвященная "поколению разводов". Эта проблема актуальна, поскольку коснулась большинства наших современников. С трагедией развода так или иначе столкнулся каждый. Я уверен, что значительный процент наших читателей если не разводился, то вырос в неполных семьях или не дай Бог еще столкнется с этим на примере своих детей, родителей, знакомых...
А еще я бы выделил материал интервью с игуменом Петром (Еремеевым) "Православной физики не бывает". Он короткий, но затрагивает больную для нас тему. У нас сейчас действительно любят навешивать ярлык "православный" на всё подряд. "Православный историк", "православный бизнесмен", "православный сантехник", и "православный вуз" "православное всё-что-угодно"... Отец Петр коротко, но четко дал ответ на то, как к этому относиться.
3. Какую проблему на страницах этого номера решить НЕ удалось?
Думаю, журнал не решил проблему, поставленную "Тема номера", речь о тех же разводах. Да и как решить ее в журнале? Мы лишь констатировали то, что ее невозможно решить также и на государственном уровне, и в масштабе человеческого общества. На самом деле ее могут решить только двое те, кому предстоит развод.
Журнал тут может лишь подсказать, в каком направлении двигаться, напомнить, что по этому поводу говорится в Евангелии... Но дать шаблон, "рецепт" пошагового преодоления трудностей здесь не удастся.
Никакое периодическое издание, никакая внешняя проповедь никогда этой проблемы не решат тем более, в глобальном масштабе. Они лишь могут помочь людям пройти этот сложный путь и избежать катастрофы распада семьи.
4. Какой материал "зацепил" лично Вас как читателя?
Меня тронул текст протоиерея Всеволода Чаплина "Христос Евангелия или идол "хороших людей"?". Статья очень жесткая. Я знаю, например, что не все ее приняли в интернете. Но тема такая, что решать ее по-другому не выйдет. Здесь нужно проявить некую резкость. Действительно, Христос это не тайный социалист, не хиппи и не бродячий проповедник из известного мюзикла.
Когда Эндрю Ллоид Уеббер писал рок-оперу "Иисус Христос суперзвезда", то признавался: ему интересно именно то, что Христос по сюжету обычный человек. А мне на самом деле не очень это интересно, потому что будем откровенны: бродячих проповедников, просто доморощенных пророков из рода человеческого цивилизация знала много... и увы, их трагедии всегда одинаковы. В Христе важно не это, поскольку иначе Он просто встал бы в этот ряд. Суть именно в том, что Он Господь Бог, и Он выше наших земных представлений и схем. Никто не может сказать: "Христос такой как я". Он всё-таки лучше всех нас.
5. Чем этот номер принципиально отличается от всех предыдущих?
Мне кажется, "Темой номера". Дело в том, что мы применили прием, которого обычно избегали решили немного попугать своего читателя, в основном статистикой и фактами. Обычно мы не позволяем себе такого, потому что подобная спекуляция на чувствах, конечно, эффективна, но все же больше подходит для "желтой прессы". Однако в теме о разводах мы решили сделать исключение, потому что нам кажется, что с ней связана настоящая катастрофа, масштаб и значение которой для каждой отдельной семьи, да и для всего общества сильно недооценивается. И потому нам показалось, что здесь мы в полном праве слегка встряхнуть читателя, прежде чем перейти к привычному для "Фомы" спокойному разговору о главных смыслах.
Источник: Фома