Сейчас уже более-менее очевидно, что привело к трагедии "Булгарии" и гибели более чем ста человек в том числе тридцати детей. Причина так же проста и очевидна, как причины катастрофы в "Хромой лошади" простая и незамутненная жадность, желание минимизировать расходы любой ценой даже ценой смертельной опасности для людей. Правда, в "Хромой лошади" хотя бы не было погибших детей... Власти обещают разобраться и наказать, проверить все суда, плавающие по Волге но увы, погибших уже не вернешь.
Заповедь "не убий" запрещает не только активное причинение смерти или вреда здоровью человека, но и поставление людей в неоправданную опасность и даже если опасность не осуществилась, пронесло на этого раз, человек, халатный в этом отношении грубо нарушает заповедь и прогневляет Бога. Но увы, заповеди интересовали тех, кто принимал роковые решения, в последнюю очередь.
Эта катастрофа не просто результат преступления отдельных людей. Это плод определенной субкульутры, в которой пренебрежение к людям и стремление к результату любой ценой является чем-то само собой разумеющимся. И эта субкультура проявляет себя достаточно явно не только в катастрофах к катастрофам она приводит а и в определенных словах, в определенных взглядах, декларируемых без стыда, как будто так и надо.
Пару примеров таких взглядов на прошедшей неделе принесли новостные ленты. Одна из "экспертных групп", работающих над "Стратегией-2020", провела в четверг пресс-конференцию "Стратегия-2020: переход от стимулирования инноваций к росту на их основе". В ходе конференции один из руководителей группы, Леонид Гохберг, поделился трудностями, с которыми сталкиваются наши инноваторы-модернизаторы. Как сообщает УТРО.ру, "на шее модернизации висят 40 миллионов пенсионеров, 13 миллионов инвалидов, свыше 5,4 миллионов безработных, 18,5 миллионов людей с доходами ниже прожиточного минимума и еще 37,6 миллионов человек сельского населения итого почти 112 миллионов человек. Все они, по словам руководителей группы, "имеют консервативный тип поведения по сравнению с Западом, лишены возможности участвовать в инновационном процессе и, к тому же, при этом не владеют английским языком". Леонид Гохберг даже воскликнул в сердцах: "Я не понимаю, как эти люди до сих пор еще могут существовать без английского в условиях растущих вызовов?!"
Что же, действительно, если бы пенсионеры и инвалиды владели английским языком, они могли бы произнести по адресу руководителя группы много изящных английских слов snobbish, arrogant, haughty, wicked, stupid, и так далее, будучи же лишены таких познаний, они не смогут адекватно ответить на растущие вызовы, и вместо этого прибегнут к самым варварским и азиатским выражениям, не вполне даже понятным представителям англоязычной элиты.
Такой вот взгляд на мир есть великие идеи, есть замечательные проекты, а вот население подкачало. Мы бы сделали Россию просто замечательной страной, если бы не ее жители. То, что любые проекты, осуществляемые государством, должны осуществляться в интересах его народа то есть тех самых людей, которые "имеют консервативный тип поведения по сравнению с Западом", просто не приходит инноваторам в голову. Другая публикация, отражающая похожее умонастроение, появилась в "Ведомостях", где Константин Симонов выступил с заметкой "Конъюнктура: Протестантская Россия", где он пишет: "Как ни удивительно, но Россию вполне можно рассматривать как страну побеждающего протестантизма. Объяснение тут простое. Как известно, протестантизм дает довольно функциональный ответ на вопрос о богоизбранности. Критерием является успех в делах. Или если уж довести до логического конца заработанные деньги. И эта простая идея воспринимается у нас на ура. Хотя, конечно, официально никто в протестанты записываться не спешит.
Важно негласное принятие простого принципа: если богатый, значит, особый, избранный. Иначе бы богатым и не стал. Происхождение капитала волнует уже во вторую очередь"
Тут нам придется заступиться за протестантов такой дикой ереси они, все же, не учат. Идея "богатый, значит, особый, избранный" является настолько вопиюще антибиблейской, что даже недавние харизматические "теологи процветания" (не говоря уже о традиционных протестантах) ее не проповедуют. Любой человек, знакомый с Евангелием, помнит судьбу богача, каждый день пиршествовашего блистательно. Богатый человек может быть благочестивым и наследовать спасение если он употребляет свое богатство на служение Богу. Но само по себе богатство тем более, сомнительного происхождения это уж никак не знак избранности.
Но люди, которые внушили себе, что они особые и избранные из-за того, что у них куча денег, это увы, реальность реальность которая приводит к трагедиям, подобным крушению "Булгарии". И тут нужно по крайней мере, требовать внешних приличий. Это непристойно, говорить о миллионах своих сограждан, что они мешают модернизации. Это постыдно путать богатство с избранностью. А там, с привычкой к соблюдению внешних приличий, может измениться и поведение. Потому что менять его нужно.
Источник: Радонеж