ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

Благие намерения и разграничение полномочий

18 июля 2011

Люди – или политические силы – которые чувствуют себя обойденными и обиженными, могут желать, чтобы международные инстанции вмешались в ситуацию на их стороне; но такие важные вопросы, как уступка части национального суверенитета, надо рассматривать в более долгосрочной перспективе. Не обернется ли сиюминутная польза от того, что страсбургский барин нас рассудит, крайне нежелательными последствиями – и уже довольно скоро?

Об этом вопросе приходится еще раз задуматься в связи с реакцией, которую вызвал законопроект, который должен выставить некоторые границы полномочиям Европейского суда по правам человека (ЕСПЧ) во внутрироссийской жизни. Согласно этому законопроекту Конституционный суд РФ будет решать, возможно ли применить в России то или иное решение ЕСПЧ. Как поясняет автор законопроекта, исполняющий обязанности спикера Совфеда России Александр Торшин, речь в этом законопроекте никоим образом не идет о том, чтобы лишить российских заявителей возможности обращаться в ЕСПЧ. Законопроект направлен "на предотвращение использования Европейского суда как инструмента давления на внутреннюю политику РФ". Блокирование решений ЕСПЧ будет возможно в том случае, если они будут признаны противоречащими конституции Российской Федерации. Этот законопроект вызвал оживленную общественную дискуссию, в ходе которых разные общественные силы – от правозащитников до коммунистов – выразили свое несогласие с инициативой сенатора. Как, например, заметила лидер комитета "Гражданское содействие" Светлана Ганнушкина "Если мы не будем подчиняться решениям Страсбургского суда и будем считать, что наши суды выше, потеряется весь смысл Европейского суда и Совета Европы"

Что же можно сказать о происходящей дискуссии? Что является принципиальным пунктом разногласий между сторонами? Возможность граждан обращаться в ЕСПЧ? Нет; эту возможность законопроект не ставит под вопрос. Возможность искать в международных инстанциях защиты от произвола, жестокого обращения, пыток, всего того, что традиционно и называлось "нарушением прав человека"? Нет. Представим себе, что человек подвергся пыткам в полиции, а национальное правосудие (на всех уровнях) отказалось принимать его жалобы к рассмотрению. Сможет ли он, в случае принятия законопроекта, жаловаться в ЕСПЧ? Разумеется, да. Сможет ли конституционный суд, оспаривая решение ЕСПЧ, заявить, что подвергать граждан пыткам – вполне правильно и сообразно конституции России? Очевидно, нет. Речь в законопроекте просто не идет о ситуациях, когда ЕСПЧ действительно может служить последней инстанцией в защите конституционных прав граждан.

Речь в нем идет о ситуациях, в которых ЕСПЧ используется как инструмент идеологического давления на Россию, как орудие продвижения той версии "демократии и прав" которая преобладает на данный момент в умах левых европейских интеллектуалов. Такое продвижение неизбежно порождает две проблемы – проблему средств и проблему целей. Допустим на минуту, что цели ЕСПЧ исключительно разумны и благородны, и евросудьи не ищут ничего иного, как только обеспечить права тех, кто может стать жертвой несправедливости. Смогут ли они выбрать наилучшие средства для этого? Английская поговорка про дорогу в ад, вымощенную благими намерениями, как раз описывает благонамеренных чужаков, которые искренне хотят, как лучше, но не разбираются в местной ситуации. Попытки водворить правовые нормы, хорошо работающие в одной культурной среде, в совершенно другой, могут кончиться катастрофически – вспомним, хотя бы, попытки установить демократию в Ираке и Афганистане, не породившие ничего, кроме хаоса и гражданской междуусобицы. Каждая страна – более того, нередко даже каждый регион внутри страны – обладает определенной спецификой, едва ли видимой из Страсбурга, и механическое применение неких – самих по себе, возможно, превосходных – принципов в неподходящей для них среде может обернуться катастрофой.

Как пишет Маргарет Тэтчер в своей книге "Искусство управления государством", "[международные декларации относительно прав человека] объявляют массу достойных (как правило) целей "правами" без учета того, что их осуществление зависит от множества обстоятельств и, прежде всего, от готовности одной группы людей принять на себя проблемы другой.... Скорее всего, в конвенциях виделось пожелание, а не предписание, в противном случае они ни за что бы не допустили такого количества двусмысленностей и противоречий. Для правительств, заключающих договоры, способные практически повлиять на их поведение в собственных странах, туманная терминология, которая использована в названных документах, просто неприемлема. Еще раз повторю: это вовсе не означает, что международная озабоченность проблемой прав человека в ХХ веке была пустой тратой времени, – просто эти документы были ориентированы на международный порядок, предусматривавший существование суверенных государств, правительства которых, в конечном итоге, решали, применять их или нет. Это было, вне всякого сомнения, совершенно разумно. Надеюсь, из написанного здесь ясно следует, что рамки, ограничивающие власть государства, контроль за злоупотреблениями, законные права и гарантии, могут существовать только там, где они находят опору в национальной среде, институтах и обычаях"

Однако и цели ЕСПЧ не всегда выглядят разумными. Было бы неверным демонизировать это учреждение и видеть в его деятельности только плохое – но было бы также неверно не замечать того, что оно иногда исходит из скорее идеологических, чем юридических соображений. Вспомним недавнее решение о запрете Распятий в итальянских школах – пересмотренное только под решительным давлением итальянских политиков и общественности; вспомним и решения, требующие разрешения гей-парадов в Москве.

Как выглядит гей-парад – с публичными заголениями, демонстрацией противоестественных половых актов на публике и глумлением над религиозными символами – мы видели на недавних фотографиях из Берлина. Когда считается, что подобные непристойные шествия на центральных улицах городов никоим образом не нарушают права родителей на воспитание детей сообразно их убеждениям, а вот наличие в классах Распятий невыносимым образом нарушает – мы имеем дело с явной идеологической предвзятостью. Ряд других решений ЕСПЧ также демонстрирует явную тенденцию к продвижению гомосексуализма и абортов с одной стороны, и выдавливания христианской веры из общественного пространства – с другой.

Однако идеологический крен ЕСПЧ может проявляться не только в этом. Как сообщается, "Две жалобы граждан Польши в отношении России, поданные в Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ), признаны приемлемыми. В рамках дела истцы утверждают, что 12 поляков, в том числе офицеры полиции и армии, военный врач и директор школы были доставлены в советские лагеря и убиты без суда и следствия". То, что эти поляки – как и множество других людей самых разных национальностей – стали жертвами сталинского беззакония, понятно. Непонятно другое – как это соответствует правилу ЕСПЧ, что "Жаловаться можно только на те нарушения, которые имели место после даты ратификации Конвенции государством. В случае с Российской Федерацией такой датой будет 5 мая 1998 года". Впрочем, вероятно, это правило можно как-нибудь обойти – а потом предъявлять претензии к России за преступления хоть Сталина, хоть Ивана Грозного. Будут ли при этом предъявляться судебные претензии к Бельгии – за короля Леопольда и его злодеяния против жителей Конго? К Британии – за жестокое подавление восстаний в Индии? К Франции – за преступления, совершенные в ходе алжирской войны? (Впрочем, Франция прямо сейчас участвует в еще одной войне в Северной Африке; у ЕСПЧ, по-видимому, претензий нет) Присвоение ЕСПЧ полномочий рассматривать преступления, совершенные со времен Каина и до сего дня, превращает эту структуру в еще более эффективный инструмент давления на кого угодно – и, возвращаясь к идеологизированному характеру деятельности ЕСПЧ, можно догадываться, на кого именно. На непослушных и плохих – на тех, кто не вполне следует единственно правильной идеологии, недостаточно почтительно обращается с борцами за свободу (которых менее благожелательные к ним люди называют "исламскими экстремистами") , или на тех, кто не дозволяет публичного заголения и бегания (а равно гордого марширования) на улицах столицы.

Поэтому Россия неизбежно окажется перед необходимостью как-то решать, насколько глубоко она готова прогнуться. Половинчатые прогибы будут вызвать только нарастание давления – и придется выбирать между полным и безоговорочным повиновением Страсбургу и обозначением границы, за которой это повиновение кончается. Законопроект Торшина как раз и предлагает провести эту границу сразу – так, чтобы это сохраняло возможный положительный эффект в деятельности ЕСПЧ, там, где это касается защиты конституционных прав граждан, и ограждало бы нашу внутреннюю жизнь от некомпетентного или идеологизированного вмешательства.

Опасения, высказанные рядом правозащитников, что "нас выгонят из Европы", если мы попробуем как-то внятно разграничить полномочия между ЕСПЧ и отечественными судебными инстанциями, едва ли можно принимать всерьез – Россия стала частью Европейской цивилизации при Крещении Руси, и великой европейской державой – при царях. Разрешения ЕСПЧ – или Совета Европы – на это не понадобилось, не понадобится и в будущем. Можно вспомнить и то, что другая страна, пока что находящаяся в Европе, также поставила свою конституцию выше решений ЕСПЧ. В октябре 2004 года Конституционный суд Германии постановил, что "основной закон имеет целью интеграцию Германии в правовое сообщество мирных свободных государств, но он не предусматривает отказа от суверенитета, закрепленного прежде всего в германской Конституции. Следовательно, не противоречит цели приверженности международному праву, если законодатель, в порядке исключения, не соблюдает право международных договоров при условии, что это является единственно возможным способом избежать нарушения основополагающих конституционных принципов"

Выгнали ли после этого Германию из Европы? Похоже, части нашего политического слоя стоит избавиться от болезненного комплекса неполноценности и жажды искать признания и одобрения у "настоящих европейцев". Когда немцы или итальянцы хотят сказать ЕСПЧ "нет" – они именно это и говорят.

И нам лучше сразу озаботиться вопросом разграничения полномочий – чтобы нам не пришлось заниматься потом и в менее подходящих условиях.

Источник: Радонеж

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Плаха – геноцид русских"Ректор РПУ: яркая дискуссия о традиционных ценностях подтвердила актуальность темыВ рамках Петербургского экономического форума официальный представитель МИД России М.В. Захарова провела презентацию монографии В.А. Щипкова "Против секуляризма"Представители Церкви приняли участие в панельной дискуссии на сессии "Религия и экономика: к новым путям взаимодействия государства и религиозных организаций" в рамках Петербургского экономического форумаА.В. Щипков выступил на сессии "Роль государства и медиа в формировании мировоззрения и ценностей человека" в рамках Петербургского международного экономического форумаЩипков. "Писательский труд"Щипков. "Беловежский сговор"Щипков. "Потёмкинские деревни"Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама