ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

Кремлевские тайны

Марина Сыревич :: 18 июля 2011

Знаете ли вы, где в Москве находится летний Кремль? Первый раз слышите? В своем неведении вы не одиноки. А ведь в допетровской Руси, до переноса столицы в Санкт-Петербург, в Москве было два Кремля. Да. В том, что на Красной площади, царь жил зимой. А летом со всем двором и домочадцами переезжал туда, где река, свежий воздух, сады яблоневые да луга заливные. В Коломенское. Ныне одноименная станция метро. Лето же на Руси длилось не три месяца, как сейчас, а с праздника Пасхи до праздника Покрова. Вот и считайте сами – аккурат полгода выходило. И так приглянулось нашим царям село Коломенское, что в XVII веке, при втором из династии Романовых – Алексее Михайловиче Тишайшем, из просто летней царской дачи становится Коломенское официальной царской резиденцией – летним Кремлем.

Уж и незачем больше для официальных церемоний ехать по самому солнцепеку в Кремль, что на Красной площади. На Государевом дворе в Коломенском царь Алексей Михайлович и послов иноземных принимает, и Русью правит, и указы издает.

Так было. А теперь о том, как стало.

Когда во время экскурсии по Государеву двору подводишь иностранных туристов к церкви Вознесения Господня, построенной в честь рождения первого русского царя (еще из рода Рюриковичей) – Ивана Грозного, они очень удивляются не только ее уникальной архитектуре, но и самому факту ее существования. Почему же в советское время ее не разрушили? Ведь это прямой след начала самодержавия на Руси! Люблю, когда иностранцы задают этот вопрос. И удивляюсь, почему наши никогда не спрашивают. Запомните это имя – Петр Дмитриевич Барановский. Именно по его инициативе в 1923 году в Коломенском был создан один из первых советских музеев. Мало ли в Москве красивых заповедных мест? Но, видимо, Барановский понимал, что если музей будет здесь, то не тронут. Ни церковь Вознесения Господня (1532), ни до сих пор действующую Казанскую (1651), ни Георгиевскую колокольню (1530-е гг.), ни Спасские ворота, ни Передние, ни сады яблоневые. Так летний Кремль стал советским музеем. Во спасение. А экскурсоводы, уже в наши дни, встречают туристов на Государевом дворе в костюмах боярынь XVII века.

– Кто такой Иван Грозный? – спрашиваю у школьников, приехавших в Коломенское на масленицу.

– Поэт! – отвечают дети весело и дружно. А родители и учителя смущенно улыбаются. Неловко им за деток. Не за чужих. За своих.

– А почему на церкви Вознесения под крестом полумесяц? Это что, означает победу христианства над исламом? – частенько интересуются особенно неравнодушные.

Загрузить увеличенное изображение. 800 x 705 px. Размер файла 128117 b. Храм Вознесения Господня. Фото: Патриархия.Ru

Храм Вознесения Господня. Фото: Патриархия.Ru

Как люблю я этот вопрос, чтобы перевернутое с ног на голову поставить на место. И в 125-й раз терпеливо объясняю, что это вульгарная трактовка. Крестовые походы были в католичестве, а Православие никогда ни с кем не воевало, только оборонялось. Что Православие пришло на Русь из Византии, а все византийские императоры носили на груди украшение в виде полукруга (ну, или в виде перевернутого полумесяца) – цату. И если вы видите под крестом такую вот цату, то это означает, что эта церковь построена на царской земле и на царские деньги. А наше Коломенское – это летний Кремль.

Слушают. Думают. Молчат.

И никого не оставляет равнодушным тот факт, что у царя Алексея Михайловича было 16 детей.

– От одной женщины? – в ужасе как-то воскликнул 12-летний чеченский мальчик. Детей из г. Грозного привозили в Москву на каникулы.

Что ответить ребенку, воспитанному по закону гор?

– На Руси никогда не было многоженства, – говорю и вижу, как легкая грусть пробежала по глазам чеченских женщин, сопровождавших в поездке в Москву этих детей, и уточняю: – 13 родила первая жена, а уже после ее смерти и положенного года вдовства царь женился во второй раз.

Люблю рассказывать про Державную. Но не всем, а кому это интересно. Музей-то светский, все должно быть политкорректно и ненавязчиво.

В подклете церкви Вознесения, построенной в честь рождения первого русского царя Ивана Грозного, в день отречения от престола последнего русского императора Николая II в 1917 году была найдена Державная икона Божией Матери. С Христом-Младенцем на коленях Богородица восседает на царском троне, на голове у Нее царская корона, а в руках символы царской власти – скипетр и держава. Нет больше людей, достойных царского трона, отныне Она Сама будет править Русью и будет ее защищать. Церковь Русская тогда раскололась. Кто-то уехал, кто-то остался. Долгих 70 лет непонимания, упреков, обид. А несколько лет назад все обиды канули в лету. РПЦ и РПЦЗ объединились. И отправилась наша Державная в долгое путешествие по Европе, Северной и Южной Америке, Австралии. Приложились к ней с любовью и упованием все верующие русские люди в рассеянии по всему земному шару, кто в 1917 году был вынужден уехать из России, дети этих людей, их внуки и правнуки. И, одарив своим материнским благословением каждого из них, вернулась в свое родное Коломенское на Государев двор, в летний Кремль. В то время, когда весь мир ссорится, воюет, страны что-то делят между собой, Бог русских людей на духовном уровне таким невидимым образом объединяет.

Видели бы вы их глаза – глаза тех, кому я говорю все это и кто меня слушает. Ради этих глаз стоит жить.

На гульбище церкви Вознесения показываю Царское место – трон, предназначенный не для царя земного, а для Царя Небесного – Иисуса Христа. Уже тогда, в XVI веке, наши предки ожидали Его второе пришествие, готовились к нему. И ожидали это второе пришествие не в Палестине, а на Руси, в Коломенском, и даже трон для Него приготовили, на который Он воссядет и будет вершить Свой праведный суд.

– "Москва – третий Рим, четвертому не бывать?" – с еле уловимым акцентом самостоятельно делает вывод учитель русского языка из американского Балтимора.

И в умилительном восторге я забываю про вечно гудящие ноги и ломающиеся связки (ноги и голосовые связки – профессиональные заболевания экскурсоводов). Все не зря! Все для чего-то! И веду своих туристов дальше, к 600-летнему дубу, который помнит не только всех русских царей, но и великих князей Московских и у которого можно загадать желание. А потом в Домик Петра I (1702), который Барановский перевез из-под Архангельска еще в 1930-е годы. И рассказываю, как добраться до "восьмого чуда света" – восстановленного дворца царя Алексея Михайловича Романова, в котором 26 теремов, 270 комнат и 3000 окон.

Но и это еще не все. Совсем недавно в Коломенском появилась еще одна церковь. Казалось бы, откуда? Снова из-под Архангельска.

Выписка из списка памятников архитектуры местного значения. Под № 300 значится: "Георгиевская церковь, 1685 год, деревянная, бесхозная, неиспользуемая. Общее состояние – неудовлетворительное". Это значит, что перекрытия частично обрушились, кровля протекает, железо проржавело, общая осадка и гниль. В 2003 году ее случайно обнаружили прямо среди леса. Стояла она там одна одинешенька, а вокруг на 40 км – ни души. Несколько лет изучали, что можно сделать, чтобы ее спасти. Ведь одно бревно тронешь – вся стена рухнет. Это же не то что строить на пустом месте из новых материалов. Реставрация – это наука и искусство. В итоге все получилось. Разобрали, перевезли, установили. Иконостас не сохранился, поэтому алтарная часть без перекрытия. Когда я зашла и увидела деревянный алтарь, стены, которые помнят молитвы XVII века (а дерево – это материал, который имеет память), меня не покидало ощущение тайны. Тайны перед соделанным реставраторами и соделанным Промыслом Божиим. Все не просто так. Все для чего-то.

Еще в 2005 году музей направлял письмо на имя Святейшего Патриарха Алексия II с просьбой о благословении на перенос разрушающейся церкви из архангельского леса в музей "Коломенское", понимая, что непросто деревяшки будут перевозить, а дом Божий, хоть и "бесхозный". На фотовыставке, устроенной в ее подклете, есть копия резолюции Его Святейшества:

"11.04.2005 г. – Перенос на территорию ГМЗ "Коломенское" памятника храмового зодчества – Георгиевской церкви из Архангельской области – в целях сохранения, с последующим использованием в научно-просветительских и экспозиционно-выставочных целях – благословляется".

И снова ощущение тайны. Все не просто так. Все для чего-то. Особенно в свете развернутой кампании по возвращению музейных ценностей Церкви. Оказывается, все можно делать просто и понятно, по любви и согласию.

И если, прочитав все это, вам непременно захочется самим прикоснуться к тайнам Коломенского, то приезжайте туда в будни. По выходным наш летний Кремль напоминает тот, что на Красной площади. Толпы народа, все что-то жуют, пиво пьют, милых доиашних собачек выгуливают, еще и загорают в одних трусах прямо на площади перед церковью Вознесения. И никто замечания им не сделает: музей-то светский. А у самих понимания, где они находятся, не хватает.

В прежние времена устраивали в Коломенском медовые ярмарки, и для летнего Кремля это было органично. Сейчас медовые ярмарки исчезли и на смену им пришли: Ысыах – якутский национальный праздник встречи лета; общегородской татаро-башкирский праздник Сабантуй и даже "Red Bull Crashed Ice 2011" – третий этап чемпионата мира по скоростному спуску на коньках. Воробьевы горы их почему-то не прельстили.

Как много в Москве парков культуры и отдыха, больших и разных. Но по-прежнему тянет малые народы (и, как выяснилось, не только их) в Коломенское. Как в былые времена шатры вокруг Государева двора разобьют, танцы свои танцуют, песни свои поют. Иногда так громко, что и колокольный звон воскресной литургии в Казанской перекрывают.

Кому интересен праздник в каком-нибудь ЦПКиО имени "кой-кого"? Государев двор в Коломенском – совсем другое дело. Можно будет потом с гордостью сказать: мол, не где-нибудь, а в летнем Кремле гуляли! Все-то к русским царям поближе.

Все не просто так. Все для чего-то.

Источник: Православие.ру

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Плаха – геноцид русских"Ректор РПУ: яркая дискуссия о традиционных ценностях подтвердила актуальность темыВ рамках Петербургского экономического форума официальный представитель МИД России М.В. Захарова провела презентацию монографии В.А. Щипкова "Против секуляризма"Представители Церкви приняли участие в панельной дискуссии на сессии "Религия и экономика: к новым путям взаимодействия государства и религиозных организаций" в рамках Петербургского экономического форумаА.В. Щипков выступил на сессии "Роль государства и медиа в формировании мировоззрения и ценностей человека" в рамках Петербургского международного экономического форумаЩипков. "Писательский труд"Щипков. "Беловежский сговор"Щипков. "Потёмкинские деревни"Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама