ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

Нужна ли книга в современном мире?

Иеромонах Симеон (Томачинский) :: 18 июля 2011

Сайт "Православие.Ru" продолжает публикацию докладов, сделанных на международной конференции "Христианство и проблемы современного мира" (17–18 июня 2011, Краков). Организаторами конференции, в которой приняли участие известные польские и российские ученые, священнослужители, публицисты, стали кафедра византийско-православной культуры Ягеллонского университета, одного из старейших в Европе, Польская академия наук и православный приход Успения Божией Матери в Кракове.

Ежегодно на нашей планете исчезают некоторые виды животных и растений. Может ли случиться, что однажды из нашей жизни исчезнет такой культурный феномен, как книга? Или же книга всегда будет с нами? Ответ далеко не так очевиден.

Думаю, никого не надо долго убеждать в том, что книга имеет огромное значение в христианской традиции. Книга сыграла важнейшую роль в распространении христианского благовестия и многие века служила основным способом хранения и передачи культурной традиции. Собственно, само христианство и церковная жизнь для большинства славянских народов начались с деятельности святых Кирилла и Мефодия – с создания азбуки и появления книг. То есть для нас книга – это крещальная купель.

Книга за свою многовековую историю пережила разные этапы и ряд революционных скачков. Такие скачки обычно были связаны с изобретением нового способа передачи книжной мудрости – как правило, с помощью нового материала. Вначале это был папирус, затем пергамен и наконец бумага. На рубеже XXI века появился совершенно новый вид книги – электронный.

Старейшее из внешних определений книги было дано в 1740 году на страницах "Большого исторического словаря", выпущенного в Париже: "Книга – собрание некоторого количества листов, соединенных вместе, на которых что-либо написано или напечатано"[1]. В дальнейшем это определение многократно уточнялось, дополнялось, варьировалось, но суть его оставалась прежней. Именно такой тип представления человеческой мысли я буду называть "традиционной книгой".

В настоящее время традиционная книга активно вытесняется электронными устройствами, интернетом, аудио-визуальной продукцией. У каждого второго есть iPad или iPhone, ими активно пользуются в дороге, в офисе, даже на отдыхе, но многие ли читают на этих устройствах литературные произведения? Книга безнадежно проигрывает (по крайней мере, для молодого поколения) в конкуренции с видеофильмами, с интернетом. Так нужно ли за нее держаться?

Для нас это вопрос не праздный, не теоретический, потому что издательство Сретенского монастыря – это, по статистике, крупнейшее предприятие в области религиозной литературы в России. Мы издаем около 150 наименований книг в год. Главная задача, стоящая перед нами, конечно, просветительская, а не коммерческая. И мы себя спрашиваем: а может, надо оставить печатную продукцию и перейти целиком на электронные издания, на мультимедийную продукцию, туда перебросить все силы? Может, таким образом мы окажем более сильное влияние на молодое поколение, сделаем классическую христианскую культуру более близкой современным людям?

Думаю, что подобные вопросы задаются и в Польше. И ведь именно в Кракове в 1560–1561 годах вышло первое печатное издание польской Библии трудами краковского типографа Марка Шарфенберга.

Однако наш опыт показывает, что роль традиционной книги не уменьшается, но даже возрастает. Аромат переплета, шелест страниц, тактильные ощущения, но главное – определенная сосредоточенность, серьезность, внимание, которые требуются при общении с книгой, – все это располагает человека к восприятию тех традиционных ценностей, которые проповедуются христианством.

Новый стиль жизни – где у каждого ежеминутно звонит мобильный телефон, где царит интернет, где общаются через социальные сети – неизбежно порождает поверхностность в восприятии явлений, постоянную спешку, неумение слушать и слышать другого, отвращение к серьезным темам. Книга же помогает, пользуясь выражением одного писателя, "остановить мир". То есть вырваться из круговерти, внимательно выслушать собеседника-писателя, подумать. Совершенно бесценный и незаменимый опыт. Но по-другому и невозможно разговаривать с блаженным Августином и аввой Дорофеем, Данте Алигьери и Федором Достоевским. Это то самое богословие свидетельства, о котором много говорят в последнее время.

Возможно, в других категориях книжной продукции ситуация иная, и статистика в России показывает устойчивое падение тиражных показателей в некоторых сферах, но для духовной словесности наличие традиционной книги – это conditio sine qua non.

Да, можно и нужно создавать фильмы на христианскую тему, использовать мультимедийные ресурсы, работать с новейшими технологиями (что мы, собственно, и делаем, как показывает опыт сайта "Православие.Ru"). Но все это, по моему убеждению, никогда не заменит собственно книгу, традиционную книгу. Зато новые технологии могут очень эффективно помочь в открытии для молодежи целого мира – мира христианской культуры.

Среди таких технологий – набирающая популярность Print-on-demand (печать по требованию). Это возможность не изготавливать тираж, измеряемый тысячами экземпляров (поскольку при офсетной печати изготовление тиража менее тысячи не технологично), а напечатать такое количество копий, которое требуется конкретному покупателю: одну, две, десять.

В Соединенных Штатах по этой технологии уже изготавливается больше книг, чем офсетным способом. Борис Ленский, заведующий кафедрой книжного бизнеса Московского государственного университета печати, приводит такие цифры: в 2009 году книгоиздатели США выпустили в свет около 1 миллиона книг и брошюр, из которых по технологии Print-on-demand сделано 70%[2]. Конечно, России или Польше до таких показателей пока далеко, но очевидно, что за этим направлением будущее. Такой способ печати экономит силы и средства издателей, удобен покупателю, сохраняет в неприкосновенности традиционную книгу.

Другим путем развития является своеобразная "конвергенция жанров", когда публикация и продвижение традиционной книги сопровождаются мультимедийными материалами. Это могут быть и аудио – и видеодиски, приложенные к изданию, и видеопрезентации, и дополнительные возможности в виде предоставления книги в различных электронных форматах. В любом случае, книга во всех ее видах, печатном и электронном, остается "кодом культуры" и главной опорой для проповеди в обществе, теряющем нравственные ориентиры.

Так, замечательный пример христианского романа, помогающего обрести путь к Богу, – это "Quo vadis" (в русском переводе – "Камо грядеши") Генрика Сенкевича. Еще в советское время перевод этого романа на русский язык открывал людям мир веры, способствовал преодолению предрассудков в отношении христианства. Но и в наши дни это произведение Нобелевского лауреата не утеряло своего громадного духовного значения. Не случайно и в нашем издательстве роман "Камо грядеши" Сенкевича выходил неоднократно.

Сейчас активно разрабатывается богословие свидетельства. Так вот, книга Сенкевича – художественное свидетельство, живой пример первых христиан. Как пишет в послесловии к роману известный писатель и поэт Олеся Николаева, "этим и отличается простое знание фактов – а они нам по большей части известны хотя бы из истории христианской Церкви – от непосредственного переживания их, которое дарит художественная литература. Можно сказать, что наши умозрительные представления претворяются с ее помощью в экзистенциальное переживание и соучастие, становятся фактом нашего внутреннего опыта"[3].

Христиане призваны максимально эффективно использовать как традиционные, так и новейшие технологии для передачи культурных и религиозных ценностей новому поколению. Тогда человек останется мыслящим существом – Homo sapiens. Потому что только с книгой в руках человек может сказать: "Cogito ergo sum".

Иеромонах Симеон (Томачинский)

кандидат филологических наук

18 июля 2011 года

[1] Цит. по: Немировский Е.Л. Большая книга о книге: Справочно-энциклопедическое издание. М., 2010. С. 16.

[2] Ленский Б. Двоевластие // Профессиональное приложение к газете "Книжное обозрение". 2010. № 350. С. 2.

[3] Николаева О. Послесловие // Сенкевич Г. Камо грядеши / Пер. с польского Е. Лысенко. М., 2010. С. 931.

По материалам источников: Православие.ру

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Плаха – геноцид русских"Ректор РПУ: яркая дискуссия о традиционных ценностях подтвердила актуальность темыВ рамках Петербургского экономического форума официальный представитель МИД России М.В. Захарова провела презентацию монографии В.А. Щипкова "Против секуляризма"Представители Церкви приняли участие в панельной дискуссии на сессии "Религия и экономика: к новым путям взаимодействия государства и религиозных организаций" в рамках Петербургского экономического форумаА.В. Щипков выступил на сессии "Роль государства и медиа в формировании мировоззрения и ценностей человека" в рамках Петербургского международного экономического форумаЩипков. "Писательский труд"Щипков. "Беловежский сговор"Щипков. "Потёмкинские деревни"Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама