Как сообщается, кабинет министров готовит законопроект "О защите здоровья населения от последствий потребления табака", который предусматривает ряд мер, направленных на сдерживание продажи и потребления табачных изделий. Мотивы этого более чем очевидны катастрофическое воздействие табакокурения на здоровье людей установлено вне всяких сомнений. За сухими цифрами статистики по раку легких и гортани, сердечно-сосудистым заболеваниям, инсультам и бронхитам стоят миллионы личных трагедий преждевременных, и, как правило, чрезвычайно мучительных смертей.
Курение является настолько распространенной привычкой, что порицая ее, рискуешь навлечь на себя почти всеобщее неудовольствие; среди моих друзей, людей, которых я искренне люблю и уважаю, немало курильщиков и, насколько легко обличать врагов, настолько трудно обличать друзей. Тем не менее, миссия истинного друга и миссия Церкви состоит в том, чтобы с любовью предостерегать людей от всего того, что может явиться для них источником как временного, так и вечного несчастья.
Но это так в отношении любого греха людей очень трудно убедить оставить то, что их губит. Поэтому предложения правительства вызывали волну критики. Для примера рассмотрим статью известного журналиста Бориса Клина "дайте закурить", опубликованную в "Комсомольской Правде". Статья интересна тем, что автор собирает довольно типичные возражения против мер правительства.
"Если мораль у чиновников, выдвинувших новые антитабачные запреты, есть, то явно двойная. Если курение преступление, то мест, где оно совершается, в стране быть не может в принципе" пишет автор. Что же, любое правительство должно исходить из своих возможностей если некое зло невозможно искоренить, это еще не значит, что его не следует сдерживать. "Если бы я был Государь Император, я бы запретил всем быть плохими, и приказал бы всем быть хорошими" детская мечта, неосуществимая в нашем падшем мире, но из ее неосуществимости никак не следует отказ от возможных и реалистичных мер по сдерживанию зла.
Рассмотрим другой аргумент, который выдвигает Борис Клин:
"Лишение возможности покурить причиняет моральные и физические страдания. Это самые настоящие пытки".
Но именно поэтому ограничения на никотин и необходимы потому, что это настоящий, без скидок, наркотик, вызывающий привыкание и серьезный абстинентный синдром. Да, лишение наркотика вызывает страдание. А не лишение худшее страдание и, в итоге, смерть. Никому в голову не приходит выступать против ограничений на продажу спиртного под тем предлогом, что у людей, страдающих алкогольной зависимостью, невозможность выпить прямо сейчас вызывает страдание. Возможно, правда, причина протестов именно такова но ее не озвучивают. По словам тех, кто пережил такое состояние, лишение героина для человека, который к нему привык, настолько невыносимо, что наркоман, как тот бесноватый, разрывает цепи и разбивает оковы лишь бы убежать и хоть как-нибудь добраться до вожделенной дозы. Никто (кроме самих наркоманов и немногих либеральных фанатиков) не приводит это в качестве аргумента за свободную продажу героина. Напротив, то, что вещество вызывает привыкание, а его отмена абстинентный синдром, как раз и является причиной к сдерживанию его потребления.
Борис Клин продолжает: "В Конституции сказано: "Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию". Статья 21. Так вот, обращаю внимание на слова "никто". В Конституции не сказано "никто, за исключением курильщиков табака"
В чем разница между пытками, запрещенными конституцией, и мучениями, которые претерпевает наркоман, в том числе никотиновый?
В том, что в цикл "доза эйфория абстинентный синдром новая доза меньшая эйфория более тяжелый абстинентный синдром" человека загоняет не государство. Если бы это государство сажало людей на никотиновую зависимость это было бы нарушением конституции. Но увы, это зло, которое люди причиняют себе сами. Ограничения на продажу и потребление табака никоим образом не являются источником страданий источником страданий является табак.
Другой аргумент, который Борис Клин не приводит, но который звучит довольно часто аргумент от личной свободы, "я могу потреблять то, что хочу, и вы не должны мне указывать" не выдерживает критики по двум причинам. Во-первых, человек, претендующий на такую свободу, претендует так же и на общественную помощь. Должно ли общество лечить людей от болезней, вызванных курением? Может ли человек, у которого начался рак легких или гортани, рассчитывать на то, что ему будут помогать? Может ли человек, которого свалил инфаркт миокарда на почве курения, рассчитывать на то, что к нему приедет скорая помощь? Если мы говорим "да" а мы и должны так говорить, если хотим остаться в сколько-нибудь человечном обществе мы не можем признать курение "личным делом". Бремя снижения (или утраты) работоспособности, помощи тем, кто утратил здоровье и т.д. ложится на общество в целом. Вторая причина табак не вводят внутривенно, его курят. Люди, которые вовсе не принимали решения курить, так же им дышат. Особенно горько и страшно видеть, как молодая мать везет коляску о курит, отравляя своего малыша. Нет, она не пытается его убить просто никотин, как мы уже отметили, это наркотик, вызывающий привыкание.
В XIX веке Великобритания и Франция воевали с Китаем из-за попытки китайских властей запретить в Китае продажу опиума. Превращение населения этой страны в наркоманов было настолько выгодным делом, что для защиты сверхприбылей понадобились войны, получившие название опиумных. Как писал англичанин Монтгомери Мартин, "ненасытный Молох каждый час требует все новых жертв, и убийца-англичанин и самоубийца-китаец соперничают друг с другом в приношении этих жертв на его алтарь".
Другой наркотик никотин пока не навязывается нам иностранной военной силой; его навязывают, с одной стороны, производители табака, с другой его потребители. Можно только вздохнуть с облегчением, видя, что у государства появилась политическая воля к "сбережению народа". Да, люди, страдающие зависимостью, будут чрезвычайно раздражены но государство не должно исходить из их раздражения. Государство должно исходить из стремления сохранить их здоровье и жизнь.
Источник: Радонеж