Однажды ехал на машине по Московской области и увидел, как на обочине голосует священник. Решил подвести, остановился. Перед тем, как сесть в машину, батюшка с очень серьезным лицом через стекло перекрестил то ли меня, то ли сам автомобиль, и только после этого открыл дверь и стал погружать телеса внутрь. Представился отцом Михаилом. Долго расспрашивал, в каких "святых местах" я бывал. Узнав, что я ограничился всего несколькими монастырями, по его мнению, "малоизвестными" с энтузиазмом сообщил:
Могу организовать поездку в N-ский монастырь. Беру дешевле, чем в паломнических центрах.
Спасибо, я пока не собираюсь...
Там есть старец Иннокентий, наверное, слышал? (Отец Михаил легко перешел на "ты"...)
Честно говоря, нет...
Мы с ним знакомы, могу провести к нему без очереди...
Разговор с батюшкой становился все любопытнее. Священник принялся расспрашивать о месте моей работы. Узнав, что я журналист, заметно оживился. Сразу предложил записать с ним интервью. Подарил визитку. На ней было имя и фамилия, священный сан вообще не упоминался. Из текста следовало, что отец Михаил представляет какую-то народно-либеральную политическую партию. Мы доехали до нужного ему места. Я притормозил. Но вылезать из машины общительный батюшка не торопился.
Я бы мог, говорил он, познакомить тебя с руководителем нашей партии. Ты там многого достигнешь. Там нужны такие как ты молодые, образованные, перспективные. Если приведешь с собой пять своих друзей и создашь свою ячейку станешь в ней руководителем...
Дальше можно было не слушать. Каким-то образом отец Михаил все-таки закончил агитацию и принялся выгружать телеса из машины. Закрыл дверь и снова многозначительно перекрестил то ли меня, то ли автомобиль...
Знакомство с отцом Михаилом вызвало в памяти один давнишний разговор со знакомой журналисткой. Она говорила: "Наши священники за деньги покрестят и повенчают кого угодно". В тот момент мне хотелось ответить: "Наши журналисты любят говорить о том, чего не знают...", она никогда ничего о Церкви не писала. Ключевое слово тут "наши". То есть, свои. Иллюзия причастности внушает право судить. Моей нецерковной собеседнице искренне казалось, что, если храмы на виду, то "в вопросах Русской Православной Церкви" она разбирается априори. При этом заходить в эти храмы необязательно. "И так понятно, кто такие наши священники..."
А вот для меня не существует каких-то абстрактных "наших священников". Для меня существуют отец Игорь, игумен Мелхиседек, владыка Пантелеймон и еще много конкретных имен конкретных людей. Те, с кем довелось общаться лично и хочется встречаться снова и снова. Именно их образы складываются в то, что принято называть "духовенством Русской Православной Церкви".
Знакомую журналистку все это не убеждало: "Ты так говоришь, потому что сам церковник. Ты просто "своих" прикрываешь. А на самом деле..." На самом деле и у меня "церковника" были неприятные встречи со священниками. И специалист по рекрутингу отец Михаил тому подтверждение. И если моя знакомая журналистка видела только таких то, она имеет полное право на праведный гнев. Да, такие "наши священники", как мой случайный попутчик отец Михаил, есть. Никуда не деться от того, среди священников попадаются служители, не вполне соответствующие сану. Но: лично я начал ходить в Церковь пять лет назад не очень большой срок для духовного роста, но достаточный, чтобы оценить реальную картину. И за пять лет моего воцерковления этот случай единственный пример встречи с одним из так называемых "наших священников". А статистика пускай, и субъективная вещь упрямая.
Моя знакомая журналистка чуть ли не упрекнула меня: "Тебе просто везло. Ты бывал в удачных местах, и там тебе попадались хорошие священники..." Наверное, она права. Чтобы найти хорошего священника, нужно побывать в удачном месте в храме.
Источник: Фома