Кошерную еду покупают не только иудеи, а халяльную не только мусульмане. Почему рынок конфессиональных продуктов растет как на дрожжах?
На минувшей неделе завершился один из главных праздников мусульман всего мира, Ураза-байрам. А немногим ранее православные отмечали сразу три Спаса Яблочный, Медовый и Хлебный. Россия самая верующая страна в Европе, свидетельствуют социологи: по данным фонда "Общественное мнение", в Бога верят 82% россиян, а опрос Ipsos показывает, что твердо верующих у нас целых 56%. Это дает широкий простор для деятельности на территории России не только миссионерам всех конфессий, но и предпринимателям, которые стремятся заработать на религиозных чувствах граждан. Запреты на употребление тех или иных продуктов и правила изготовления пищи, прописанные в священных книгах, стали сегодня маркетинговым инструментом, который позволяет получать дополнительную прибыль.
ПОСТНЫЙ ДЕНЬ
Накануне крупных православных праздников во многих магазинах как грибы вырастают прилавки с тематической продукцией постные продукты, мед и яблоки, куличи и пр. Заведения общепита также стараются не отставать, в массовом порядке внедряя в свои меню соответствующие пункты. Например, одна из столичных сетей кафе празднует Медовый и Яблочный Спас целый месяц с 15 августа по 15 сентября, предлагая посетителям запеченные яблоки, сбитень, блинчики с яблоками и корицей. Но настоящий бум начинается в период Великого поста.
Спрос на постные продукты неуклонно растет, отмечают эксперты. Дело в том, что поститься становится модно: диетарные ограничения православных прекрасно вписываются в популярное во всем мире стремление вести здоровый образ жизни.
Все это очень четко отслеживают маркетологи производителей продуктов питания, ритейлеров и заведений общепита. В период постов (особенно Великого) падают продажи мяса, колбасных изделий, яиц, майонеза, молочной продукции. "При этом есть продукты, которые специально вводят и закупают под пост, например, постный майонез и другие соевые молочные продукты", говорит партнер Retail Training Group Елена Комкова. Директор по операционному управлению сети трактиров "Елки-палки" Михаил Стависский отмечает, что в дни Великого поста более чем на 70% возрастает потребление вегетарианских блюд.
Однако пост пока так и не стал торговой маркой. Русская православная церковь не занимается сертификацией и стандартизацией, поэтому, покупая продукт с надписью "постный", нельзя быть уверенным, что именно ты держишь в руках, поэтому приходится тщательно читать этикетку. Православию еще очень далеко до ислама и иудаизма, где налажена система сертификации соответствия продуктов религиозным канонам, а рынок халяльных и кошерных товаров исчисляется сотнями миллиардов долларов.
МИРОВЫЕ БРЕНДЫ
Исламский халяль и иудейский кашрут на мировом рынке давно стали аналогом бренда и пользуются большой популярностью. "В мировой практике производство и сертификация подобной продукции на сегодняшний день представляет собой мощную специфическую индустрию, влияние которой распространяется не только на продукты питания, но и на непродовольственные товары и практически на весь спектр сферы услуг от общественного питания до транспорта и финансов", отмечает аналитик УК "Финам Менеджмент" Максим Клягин. По словам системного аналитика Международного центра стандартизации и сертификации "Халяль" Совета муфтиев России Тимура Зарипова, объем мирового халяльного рынка составляет около $1 трлн.
Наиболее он развит в странах с преимущественно мусульманским населением: Иране, странах Персидского залива и Северной Африки. Однако наблюдается рост производства халяльной продукции и в Европе. Например, из 480 фабрик компании Nestle 75 выпускают продукты для мусульман.
Не отстает и кашрут. "Как бренд кашрут раскручен на Западе, рассказывает директор компании по оптовой продаже кошерной продукции "Меадрин" Ольга Дышко. Например, в США, по статистике, 80% потребителей продукции со знаком кашру-та не являются потребителями именно кошерной еды, в то же время до 40% всей выпускаемой продукции на территории США со знаком кашрута". Во всех крупных сетях супермаркетов США есть отделы с кошерными товарами.
Мировой рынок кошерной и халяльной продукции, несмотря на ее относительную дороговизну, растет на 15-20% в год, отмечают эксперты. И связано это совсем не с ростом числа верующих. "Целевая аудитория таких товаров гораздо шире, объясняет директор по маркетингу и развитию бизнеса трейд-маркетинговой компании NMT Владимир Тихоненков. Это и люди, стремящиеся к здоровому образу жизни, и те, для кого важна гарантия высокого качества продуктов".
Качество продуктов один из главных крючков, на который производители ловят новых потребителей. Ведь просто написать на упаковке "Халяль" или "Кашрут" нельзя. Для этого необходимо получить соответствующий сертификат в специальных иудейских или исламских центрах. Сделать это непросто, ведь оценивается все от помещений и оборудования до производственного процесса и того, как ведется бизнес. Так что потребителей, в общем-то, не обманывают, поэтому они и готовы переплачивать за конфессиональный продукт.
РОССИЯ ДОГОНЯЕТ
В России данная индустрия, скорее, переживает начальную стадию своего развития, занимая пока небольшую долю рынка. Но спрос растет очень быстро, поскольку повышаются доходы граждан и потребление смещается в сторону более качественных продуктов. Эксперт департамента оценки "2К Аудит Деловые консультации/Morison International" Ирина Воробьева отмечает, что если до кризиса темпы роста рынка халяльных продуктов составляли 10-15% в год, то сейчас они подскочили до 30-40% в год. "Рост происходит не только за счет мусульман, но и за счет населения, представляющего другие конфессии", отмечает Тимур Зарипов.
Наибольшим спросом пользуется халяльная мясная продукция (говядина и баранина). Доля ее продаж в Москве, к примеру, составляет 15% от общей категории охлажденного мяса, рассказывает руководитель по корпоративным и внешним коммуникациям Metro Cash & Carry в России Оксана Токарева.
С кошерными товарами в нашей стране сложнее. "В Москве людей, потребляющих кошерную продукцию, вряд ли наберется больше, чем 10 тыс. человек, полагает Ирина Воробьева. Приобрести ее можно в основном только в магазинах при синагогах. Хотя в Москве и Санкт-Петербурге уже появились первые супермаркеты, торгующие только кошерными продуктами".
Эксперты отмечают, что сегодня предложение пока очень ограничено и цены весьма высоки из-за того, что почти вся продукция импортируется.
"Халяль пользуется спросом, который с каждым годом растет, говорит директор по закупкам сезонных товаров "Ашана" Татьяна Кузьмичева. Если же говорить о кашруте, то, к сожалению, такой продукции нет, пока мы не нашли поставщика, готового в необходимом нам объеме поставлять ее, однако такой рынок достаточно перспективен".
Впрочем, российские компании все же начинают выходить на "кошерный" рынок. Кризис дал толчок развитию отечественного производства в этой нише. Особенно заинтересованы в получении сертификата алкогольные компании. "Это достаточно важное конкурентное преимущество для экспортоориентированных производителей и для увеличения объема продаж на западном рынке", объясняет Ольга Дышко.
По мнению сопрезидента Ассоциации брендинговых компаний России Алексея Андреева, заинтересованность в поддержании авторитета конфессиональных регалий есть у всех форматов бизнеса. "Это выгодно всем, прежде всего, малому и среднему бизнесу. Бренд обретает более выраженный характер и получает конкурентное преимущество перед более глобальными игроками, объясняет Алексей Андреев. Но и большим брендам выгодно иметь конфессиональную принадлежность, потому что, как оказалось, широкие массы потребителей, несмотря на веру и национальность, лояльно относятся к конфессиональным продуктам".
Это подтверждается конкретными бизнес-историями. По словам директора компании "Арта" Светланы Артамоновой, начало производства кошерных джемов осенью 2008 года буквально спасло компанию: "Из-за кризиса было трехкратное сокращение производства, и работала только одна смена, а по кошерному направлению объемы продаж до сих пор увеличиваются и увеличиваются".
С точки зрения маркетинга конфессиональные продукты это золотая жила. Одна из главных задач маркетинга привлечь на свою сторону любые дополнительные потребительские мотивы, способные укрепить позицию продукта. "Иудей, выбирающий кошерные продукты, прежде всего, реагирует на маркер. Он представитель культуры, и кошерный продукт, прежде всего, соответствует его ценностям. Для брендинга это великая победа, так как продуктовый бренд получает истинного приверженца", комментирует Алексей Андреев.
Так что перспективы у российского рынка конфессиональных продуктов неплохие. А если к этому подключится РПЦ, то нас ждет настоящий бум.
СЛОВАРЬ
ХАЛЯЛЬ общепринятый во всех странах термин на арабском языке переводится как "разрешенный". Сертификация "Халяль" подтверждение заявленного свойства, соответствующего исламским канонам (для России это стандарт СМР "ХАЛЯЛЬ-ППТ-СМР"). Центр стандартизации и сертификации "Халяль" создан Советом муфтиев России.
КАШРУТ дозволенность или пригодность. В обиходе термин "кашрут" ("кошерный") чаще всего связан с вопросом о пригодности пищи к употреблению. Предписания по преимуществу относятся к продуктам животного происхождения, способам их приготовления и правилам употребления.
Сертификат кошерности выдается Департаментом кашрута с подписью главного раввина России.
ПИЩЕВЫЕ ЗАПРЕТЫ НЕКОТОРЫХ РЕЛИГИЙ
ПРАВОСЛАВИЕ:
блюда, содержащие жидкую кровь;
алкоголь в больших количествах;
любое мясо и птица (для монашествующих);
мясо, молоко, яйца, рыба и продукты из них, а также постное масло (во время строгих постов).
ИСЛАМ:
свинина;
алкоголь;
мертвечина и мясо с кровью;
любое мясо, заколотое не с именем Аллаха;
мясо ездовых животных, за исключением (с некоторыми оговорками) конины и верблюжатины.
ИУДАИЗМ:
животные не жвачные и не парнокопытные (например, верблюды или свиньи), их молоко;
все хищные птицы, а также болотные и водоплавающие (кроме гуся и утки), а также яйца "нечистых" птиц;
рыба без чешуи и плавников (икра), моллюски и прочие морские обитатели;
все пресмыкающиеся и насекомые (кроме разрешенных в пищу четырех видов саранчи, распознаваемых по традиции);
вино, приготовленное или открытое неиудеем.
Источник: Профиль