ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

Алексей Светозарский: "Это одна из мрачных и тяжелых эпох нашей церковной истории"

15 сентября 2011

О причинах, хронологии и последствиях церковного раскола XVII века мы беседуем с профессором Московской духовной академии Алексеем Светозарским.

– Алексей Константинович, скажите: могли ли церковные реформы, породившие раскол, пойти иначе или такая ожесточенность с обеих сторон была неизбежна?

– В Смуту Россия пережила очень серьезные потрясения. Они отразились не только на государственном и экономическом положении. Произошли серьезные сдвиги в сознании. Мы видим волну серьезной секуляризации, которая получила отражение и в тогдашней литературе. Мощно усилилось западное влияние, особенно в период борьбы за Малороссию. Кроме того, это был век войн и бунтов, время сплошных потрясений: медный бунт, соляной бунт, восстание Степана Разина. Что касается Церкви, то необходимость реформ в ней назрела. Достаточно вспомнить такие явления, как многогласие. Было много какой-то неупорядоченности: люди приносили в храм свои иконы и ставили перед ними свечи, стояли в шапках, вели какие-то посторонние разговоры и все это на фоне длинной продолжительной службы.

Надо понимать, что мы говорим о том времени с точки зрения наших гуманных времен, но каждый век живет по своим законам, и XVII век – это очень жестокое время. Например, тогда показания, взятые не под пыткой, подвергались сомнениям, то есть свое слово надо было подтвердить на дыбе. Отсюда выражение "доносчику первый кнут". Существовали жестокие наказания за колдовство и ересь – сожжения, закапывание живьем в землю. Сыграла свою роль и личность Никона, человека властного, резкого, жесткого. Отсюда такая непримиримость, такое неприятие сторонами друг друга.

Конечно, с другой стороны, реформа затронула очень болевые моменты. Ведь людей с детства учили складывать персты именно так, эта практика была преобладающей. Стоглавый собор 1551 года воздвиг анафемы на тех, кто не крестится двуперстно (хотя всегда были и крестящиеся троеперстно). У нас всегда уделялось очень большое внимание пусть внешним, но очень важным формам, а Никон в своей реформе бил-то как раз по ним.

Обычно говорится о том, что одной из причин столь поспешных реформ было ожидание того, что Россия, расширяя свои границы, вот-вот приблизится к Босфору, царь отвоюет Константинополь у турок, и тогда Третий Рим возродится в самом Царьграде. Считается, что Патриарх Никон готовился в таком случае возглавить вселенское Православие. И именно для этого нужно было привести русскую богослужебную традицию в соответствие с греческой.

Наши греческие учителя не считали нужным ставить в известность об изменениях, которые произошли у них естественным образом, без всяких соборных постановлений, свою паству в далекой северной варварской стране, которая их кормила, привечала и, как могла, защищала. Достаточно вспомнить споры о посте в среду и в пятницу, имевшие место в 12 веке. На Руси была принята практика Студийского устава, более мягкая, чем сейчас. Потом вдруг в Греческой Церкви практика ужесточается из-за стремления компенсировать те дни, когда Церковь пост отменяет во время Светлой Седмицы, Святок и так далее. Греки заявляют о том, что можно действовать так и только так, и происходит смута.

Есть и другие причины. Это и сложные отношения царя и Патриарха, и непонимание представителей государственной власти, почему их решения не воплощаются в жизнь, почему часть народа противодействует. Так что здесь целый комплекс причин, почему реформы обернулись жестоким разделением и пошли по весьма тяжелому пути.

– А правда ли, что Никон хотел "отыграть" обратно и смягчить отношения к старообрядцам, но уже государство ему это не дало сделать?

– Да, такое мнение есть. Это можно найти в трудах Николая Федоровича Каптерева, профессора Московской духовной академии. Но это все-таки момент скорее гипотетический. Однако известно, что в своей келейной практике Никон не различал старые и новые книги, не придавая этому значения.

– Чем тогда были вызваны жестокие преследования старообрядцев?

А это как в Византии. Там как только выходило соборное решение, оно имело силу юридического государственного акта, и императоры исполняли это решение. Достаточно вспомнить арианские споры. И Русь это унаследовала. Государство в силу исторических условий и не могло не вмешаться. Это было невозможно. Церковь и государство представляли собой некий двуединый организм. И то, что принималось Церковью, государством воплощалось. Поэтому тут не могло быть какой-то отстраненности или равнодушия, потому что представление о невмешательстве государства в религиозную сферу родилось гораздо больше.

Что касается преследований, конечно, это одна из мрачных и тяжелых эпох в нашей церковной истории. Хотя нельзя сказать, что были только преследования. Например, Петр Великий смотрел на все с точки зрения государственной пользы. И если раскольники, как тогда их называли, не упрямились в сотрудничестве с государством, Петр в таких случаях говорил: "Пусть хоть одним перстом крестятся, лишь бы польза была". Но все же человек, который подпадал под понятие "раскольник", выступал как антагонист, оппозиционер для того времени. Ведь часть старообрядцев не возносила царское имя за богослужением, а молиться за царя – значило позиционировать себя как патриота, это было обязательно.

В Российской империи старообрядцы безусловно были людьми второго сорта, но при этом и при Екатерине Великой, и при Павле Первом имеет место некоторое потепление в отношениях с ними. Не говоря уже о Николае II, которого старообрядцы вспоминают добрым словом за его указ о веротерпимости.

– Можно ли говорить, что в расколе были виноваты обе стороны, и если да, то кто больше?

– Здесь вопрос критерия. Сейчас есть такое мнение, и явно с желанием вызвать ассоциации с современностью, что на стороне Никона были послушные священноначалию и царской власти конформисты, заинтересованные в личном благе, равнодушные к тому, как креститься, а в раскол ушли нонконформисты, люди чистой идеи. Эта схема достаточно прямолинейная. Все было не так, потому что, если мы учтем фактор послушания святой Церкви, понятие, неизвестное многим светским исследователям, которые с восторгам пишут о старообрядческом движении, сами не принадлежа ни к какой конфессии, тогда да, схема такая: вот, они боялись за жен-детей, за имущество и так далее. С другой стороны, конечно, наши богословы рубежа веков оправданно писали о том, что в раскол ушли люди не самые равнодушные к вопросам религиозным, которые были еще тогда в обществе самыми актуальными. Общество тогда жило религиозными интересами, Здесь приходит на память решение Поместного собора Русской Православной Церкви 1971 года. В этом решении церковная реформа Патриарха Никона была охарактеризована как крутая и поспешная ломка традиционной русской обрядности. Это мы отрицать не можем. Но вот стоит ли из-за этого покидать церковный корабль?

– А в чем именно были неправы те, кто ушел в раскол?

– Они оставили ограду Церкви. Верность привычному обрядовому строю они предпочли верности Матери-Церкви. Обратите внимание: с ними не ушел ни один епископ, хотя некоторые и сочувствовали. Даже тайно рукоположить им епископа (как это, кстати, происходило в иных исторических обстоятельствах) никто из архиереев не попытался. Они, скорее, скорбели, что так все произошло. Мы знаем и многих других противников никоновых реформ, которые не ушли в раскол: Стефан Вонифатьев, Иоанн Неронов.

Давайте посмотрим на дальнейшую судьбу старообрядческого движения. Старообрядцы, приемлющие священство, очень долго пребывали без иерархии. Часть из них сумела получить иерархию уже в середине XIX века, а часть – в смутное время 1920-х годов. Другая часть старообрядцев просто отвергла саму возможность священства, когда умерли священники дониконовского поставления, эта часть старообрядцев осталась без духовенства – это так называемые беспоповцы. У некоторых из таких групп даже возникло свое богословие – весьма оригинальное, и, я осмелюсь утверждать, отличное от православной традиции.

Еще одно разделение возникло после окружного послания 1862 года – этот замечательный документ, возникший в эпоху Александровских реформ, когда можно было уже как-то высказывать свое мнение. Например, там говорится, что последователи Великороссийской церкви (был у старообрядцев такой нейтральный термин) под именем Иисуса почитают того же Бога, что и они (старообрядцы говорят Исус). В общем, это был шаг навстречу, но сам он вновь расколол старообрядческое общество: оно разделилось на "окружников" и "противоокружников". И только события революции и последующих лет как-то стерли это их разделение.

– Что бы Вы назвали самым главным негативным последствием раскола?

– То, что наши братья по вере, исповедующие те же, что и мы, православные истины, пребывают в разделении с нами.

Источник: Фома

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Плаха – геноцид русских"Ректор РПУ: яркая дискуссия о традиционных ценностях подтвердила актуальность темыВ рамках Петербургского экономического форума официальный представитель МИД России М.В. Захарова провела презентацию монографии В.А. Щипкова "Против секуляризма"Представители Церкви приняли участие в панельной дискуссии на сессии "Религия и экономика: к новым путям взаимодействия государства и религиозных организаций" в рамках Петербургского экономического форумаА.В. Щипков выступил на сессии "Роль государства и медиа в формировании мировоззрения и ценностей человека" в рамках Петербургского международного экономического форумаЩипков. "Писательский труд"Щипков. "Беловежский сговор"Щипков. "Потёмкинские деревни"Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама