Экскурсией по храму Рождества Богородицы завершилась 14 сентября Международная научно-методическая конференция, посвященная консервации росписей Дионисия в Рождественском храме Ферапонтова монастыря. Участники форума получили возможность увидеть стенопись Дионисия и его сыновей после 30 лет работы реставраторов. Хранитель фондов Музея фресок Дионисия Елена Шелкова ознакомила гостей также с современными, установленными в процессе работ системами очистки воздуха, подогрева полов и компьютерной беспроводной системой контроля за температурно-влажностным режимом храма.
В заключительный день конференции "Сохранение росписей Дионисия 1502 года в соборе Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря", которая началась в Кириллове и продолжилась в Ферапонтове, прозвучали доклады, посвященные непосредственно работам в соборе Рождества Богородицы. Так, Елена Шелкова представила доклад "Оптимизация микроклимата собора Рождества Богородицы: реализация программы исследований". Подводя итоги, участники конференции единодушно отметили два крупных успеха ученых и реставраторов – разработка методики консервации и методики поддержания температурно-влажностного режима.
[Фото "Благовест-инфо"]
С окончанием работ реставраторов поздравил директор Департамента культурного наследия и изобразительного искусства Министерства культуры РФ Рамазан Калоев, который также вручил грамоты и благодарности участникам работ от Министерства культуры РФ. Грамот и благодарностей губернатора Вологодской области были удостоены сотрудники Кирилло-Белозерского музея-заповедника, филиалом которого является Музей фресок Дионисия (собор Рождества Богородицы) в Ферапонтове.
Участников форума приветствовал также архиепископ Вологодский и Великоустюжский Максимилиан, выразивший в своем послании, зачитанном наместником Кирилло-Белозерского монастыря, благодарность реставраторам "за квалифицированный труд".
[Фото "Благовест-инфо"]
В интервью "Благовест-инфо" заведующий Отделом древнерусского искусства Государственного института искусствознания Лев Лифшиц отметил, что эта конференция полезна "с двух сторон" – во-первых, как итог работ, во-вторых – она показывает, чем реально заняты реставраторы. "Конференция показала: реставрация – это сложная, комплексная, многогранная научная деятельность, система разных мероприятий – начиная от противоаварийных работ и кончая работами по нормализации температурно-влажностного режима. И здесь, в храме Рождества, удалось создать ее идеальную модель", – сказал Лев Лифшиц.
Собор Рождества Богородицы расписан в 1502 году выдающимся русским художником Дионисием и его сыновьями Владимиром и Феодосием. Роспись собора сохранилась в почти полном виде и представляет собой вершину в истории монументальной живописи Древней Руси. Ею заканчивается "Золотой век" русского изобразительного искусства, началом которого была художественная культура Московской Руси Епифания Премудрого и Андрея Рублева, отмечается в материалах конференции.
Источник: Благовест-инфо