24 марта в конференц-зале ЦНЦ «Православная энциклопедия» состоялось заседание рабочего президиума Синодальной Богословской комиссии Русской Православной Церкви под руководством ее председателя Митрополита Минского и Слуцкого Филарета, Патриаршего Экзарха всея Беларуси.
В повестке дня стояли вопросы: обсуждение программы развития научно-богословской деятельности Русской Православной Церкви; обсуждение проекта «Концепции участия РПЦ в борьбе с распространением ВИЧ/СПИДа и работы с ВИЧ-инфицированными»; рассмотрение вопросов деятельности Синодальной Богословской комиссии в 2004 году.
На заседании обсуждался вопрос о создании церковной целевой программы «Богословие и церковные науки», координатором которой призвана выступить Синодальная Богословская комиссия. В рамках программы должны быть осуществлены координация и взаимодействие различных синодальных структур с привлечением заинтересованных общественных и государственных организаций, министерств, ведомств.
В качестве трех важнейших направлений программы были названы: 1) церковно-научные и богословские исследования; 2) диалог со светской наукой, гуманитарной общественностью, с зарубежными научно-богословскими центрами; 3) научно-издательская деятельность. В рамках каждого из направлений возможно осуществление ряда проектов, некоторые из которых обсуждались на заседании Рабочего Президиума. В качестве одного из серьезных богословских и издательских проектов был представлен инициированный Синодальной Богословской комиссией и поддержанный священноначалием РПЦ проект научно-издательский «Христианское богословие XX века».
Как подчеркнул митрополит Филарет, «в целом смысл обсуждаемой программы заключается именно в объединении усилий ради достижения общих целей. А цели эти должны быть долгосрочными. Потому что мы должны думать о будущем нашей Церкви, о том, как она будет осуществлять свое служение в современном обществе с учетом динамики исторического развития».
На заседании было принято решение об образовании рабочей группы для детальной разработки церковной целевой программы по развитию богословия и церковной науки с целью ее представления для утверждения Св. Синоду.
Состоявшаяся дискуссия по проекту «Концепции участия РПЦ в борьбе с распространением ВИЧ/СПИДа и работы с ВИЧ-инфицированными» показала не только актуальность социальной миссии Церкви в борьбе с пандемией XX-XXI веков, но и необходимость концептуального богословского формулирования позиции Церкви по сложнейшим этическим, социально-политическим и пасторологическим проблемам современности.
Пресс-служба Синодальной Богословской комиссии РПЦ
Из выступления Митрополита Минского и Слуцкого ФИЛАРЕТА, Патриаршего Экзарха всея Беларуси, Председателя Синодальной Богословской комиссии Русской Православной Церкви
на заседании рабочего президиума Синодальной Богословской комиссии
Конференц-зал ЦНЦ «Православная энциклопедия»
24 марта 2004 г
Информация о Патриаршем совещании
На состоявшемся 23 января с.г. Патриаршем совещании руководителей синодальных учреждений, посвященном развитию богословия, церковной науки и образования, Святейший Патриарх высказал идею о необходимости создания и реализации церковных целевых программ.
Это обусловлено, как сказал Святейший Патриарх (цитирую), требованием «мобилизации всех церковных сил», «необходимостью налаживания системного взаимодействия между существующими синодальными структурами» и «недопустимостью того, чтобы корпоративные интересы представителей отдельных церковных структур препятствовали исполнению общего церковного дела».
В своем докладе Патриарх отметил, что «конкретной формой взаимодействия синодальных отделов и комиссий по тем или иным направлениям могли бы стать многолетние целевые программы, подобные тем, какие существуют на государственном уровне в России и других странах. Такие целевые программы должны иметь свою стратегию и задачи, сроки и этапы, надежные источники финансирования. Такие программы могут быть реализованы только при существовании эффективного взаимодействия между различными синодальными учреждениями, а также при реализации их взаимодействия с обществом и государством».
Таким образом, мы должны продемонстрировать государству и обществу, в каком направлении они могут развивать взаимно полезное социальное партнерство с Русской Православной Церковью.
Среди предложенных Патриархом конкретных церковных целевых программ была названа программа «Богословие и церковная наука». В ее рамках свое взаимодействие могли бы осуществлять Синодальная Богословская комиссия, Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», Библейская комиссия, Синодальная библиотека, Историко-правовая комиссия. В рамках этой программы возможно осуществлять взаимодействие Церкви нашей с Российской Академией Наук, Министерством культуры, Росархивом, Министерством образования и другими государственными, а также общественными структурами, заинтересованными в развитии православного богословия и церковной науки.
Синодальной Богословской комиссии поручено предложить концепцию целевой программы «Богословие и церковная наука».
Что такое церковная целевая программа?
Во-первых, это системное взаимодействие синодальных структур в рамках определенного направления деятельности, актуального и для Церкви, и для общества (поэтому программы и называются целевыми, или иначе – тематическими). При этом следует обратить внимание на то, что взаимодействие и согласование деятельности по данному направлению, конечно, не означает подчинения какой-то одной синодальной структуре других синодальных учреждений. Смысл общецерковной целевой программы в том, что через взаимодействие устраняется существующая, подчас, несогласованность деятельности различных синодальных структур, работающих в близких областях, и одновременно происходит объединение усилий, мобилизация ресурсов и возможностей синодальных подразделений для решения общей задачи. В данном случае – это развитие богословия и церковной науки.
Во-вторых, это стратегическое, то есть рассчитанное на длительный срок, планирование, что позволяет привлекать ресурсы со стороны государства и общества, осуществлять долговременные проекты и т.д. Такое планирование позволяет наравне с общественными организациями участвовать в получении государственного финансирования на цели и задачи программы. То есть рамках программы имеет место сотрудничество с заинтересованными государственными и общественными структурами, министерствами и ведомствами.
В-третьих, это определение (1) этапов и сроков осуществления программы, (2) форм и способов взаимодействия различных синодальных структур и (3) оценки результатов совместной работы.
Сегодня, в рамках повестки дня нашего заседания, мы должны обсудить предложение Святейшего Патриарха и обменяться мнениями относительно содержания программы совместных действий различных церковных учреждений в области богословия и церковной науки, и, образовать рабочую группу для детальной разработки программы с целью ее представления для утверждения Св. Синоду и, возможно, грядущему Архиерейскому собору.
Церковная целевая программа «Богословие и церковная наука»
Задача СБК в данном случае именно в координации единой, общецерковной перспективной программы, в которой можно выделить три основные направления (или подпрограммы):
1. Церковно-научные и богословские исследования
2. Диалог со светской наукой, с гуманитарной общественностью, с зарубежными научно-богословскими центрами (в том числе богословская составляющая межконфессиональных диалогов)
1. Научно-издательская деятельность
Мы должны снова выявить наиболее актуальные богословские темы и проблемы, приоритеты богословских исследований и определить формы работы.
Это конференции и тематические семинары, что уже стало традиционной формой нашей работы. Следующая общецерковная богословская конференция (в 2005 году) будет посвящена теме эсхатологии, но к ней надо готовиться. Кроме того, Св. Синод поручил нашей комиссии исследовать вопрос о служении и роли мирян в Церкви. Также в адрес Богословской комиссии поступили письма и обращения от ученых, озабоченных вопросом о совместимости естественнонаучных и богословских представлений о творении мира (это тема истолкования Шестоднева и соотношения креационизма и эволюционизма).
В рамках обсуждаемой программы необходимо координировать ту исследовательскую работу, которая ведется в духовных академиях и богословских институтах (о чем мы уже давно говорим), то есть согласовывать темы кандидатских и иных диссертаций.
Вопрос, однако, не только в темах, но и в качестве этих исследований. Необходимо выявлять наиболее способных и талантливых студентов, поощрять исследовательскую работу преподавателей. Нам нужно озаботиться воспитанием и подготовкой научно-богословских кадров, то есть таких людей, которые могли бы работать не только на ниве духовного образования и церковной науки, но и в общенаучной, общегуманитарной среде, вести диалог с обществом.
В данном случае в рамках целевой программы следует наметить формы сотрудничества Церкви со светской наукой и образованием, тем более что в настоящее время происходит становление и развитие так называемой светской теологии, то есть теологических отделений и факультетов в светских вузах. Это значит, что надо взаимодействовать с Учебно-методическим объединением по теологии, различными институтами системы Академии Наук, общественными организациями.
Возможно, стоит подумать о проведении конкурса на лучшее богословское исследование в определенной области с вручением премий и опубликованием лучших работ в общецерковном сборнике «Богословские труды». Вообще «Богословские труды» должны вновь стать тем фундаментальным изданием, в котором находили бы отражение результаты актуальных богословских исследований, проводимых в рамках целевой программы.
Что касается научно-издательской деятельности, то в настоящее время в стадии разработки находится долгосрочный проект по изданию наиболее значимых богословских произведений XX века, как православных, так и инославных авторов, прежде всего в области патристики, апологетики, экклезиологии, литургического богословия. В рамках этого проекта планируется подготовить издания, которые дадут возможность русскому читателю познакомиться с историей христианской богословской мысли XX века. Перевод и научное издание произведений крупнейших христианских мыслителей и ученых – это дореволюционная традиция, которая прервалась и должна быть восстановлена, чтобы современные русские православные богословы могли формулировать свою позицию в интеллектуальном диалоге с представителями других Поместных Православных Церквей, а также других христианских исповеданий.
В целом смысл обсуждаемой программы заключается именно в объединении усилий ради достижения общих целей. А цели эти должны быть долгосрочными. Потому что мы должны думать о будущем нашей Церкви, о том, как она будет осуществлять свое служение в современном обществе с учетом динамики исторического развития. И мы должны двигаться к достижению этих целей постепенно, шаг за шагом, но вместе с тем системно, хорошо продумывая наши действия и добиваясь реальных результатов. И при этом взаимодействуя с теми общественными и государственными организациями, которые готовы сотрудничать с Церковью на общее благо нашей культуры, нашей страны и, в конечном счете, нашего народа.