Глава Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин положительно оценил фактическую передачу власти действующим Президентом России Дмитрием Медведевым в руки главного кандидата от партии "Единая Россия" Владимира Путина. Это мнение, как и самое решение о передаче власти, вызвало неоднозначную реакцию в обществе.
Не о политике
Как человек, составлявший проекты соответствующих разделов Основ социальной концепции Русской Православной Церкви и всех церковных документов на тему выборов с 1992 года, я, конечно, прекрасно знаю, о чем в них говорится, и считаю достаточно очевидной разницу между предвыборной агитацией, то есть призывами голосовать за ту или иную партию или за того или иного кандидата, и нравственной оценкой действий власти – как положительной, так и отрицательной.
Мне не раз приходилось критиковать власть думаю, что иногда стоит отметить и положительные моменты в ее деятельности. Решение о мирном переходе власти из одних рук в другие я считаю достойным высокой нравственной оценки.
Очень хорошо, что сегодня оппозиционные силы и некоторая часть интеллигенции так истерично начали отстаивать механизмы политической борьбы и тех избирательных механизмов, которые легко поддаются популистскому манипулированию. Я надеюсь, что это поможет власти осознать, что нужно перестать делать политику заложницей "просвещенного" слоя из нескольких десятков тысяч человек и вернуть доступ к государственному управлению таким слоям общества, как крестьянство, воинское сословие, малый и средний бизнес, казачество, индустриальные рабочие, педагоги, представители местного самоуправления.
Если эти сословия будут соразмерно представлены в политике, это поможет им играть активную роль и поставить, наконец, с головы на ноги представления об общественном мнении, которое по преимуществу составляют именно эти люди.
Вообще евангельский идеал единства противоположен культу политической конкуренции, предвыборной борьбы, разделения общества на противоборствующие партийные слои. Я надеюсь, что мы постепенно будем двигаться к другой политической культуре, включающей в себя единство власти, народа и Церкви, предполагающей не постоянные конфликты, от которых выигрывают только сомнительные политические игроки, а такую культивацию национального единства, при котором смирение будет побеждать личные или политические амбиции, а осознание общности любые разделения и расходящиеся интересы.
Конечно, нам не нужно диктатуры и рабства, но общество, в котором политика формируется через постоянные конфликты это та же диктатура и то же рабство, только диктаторами и рабовладельцами выступают люди, в руках которых находятся политтехнологии и умение манипулировать настроениями толпы.
Каким может быть "немирный переход власти" в случае формально действующей демократической системы свободных выборов?
Это может быть политический конфликт, который бы вовлек бы в себя большие слои населения. Такой конфликт в России сейчас очень опасен, поэтому необходимо сделать все, чтобы его избежать.
Может быть, честнее и целесообразнее было бы перейти от демократической к монархической форме правления?
Это был бы идеальный вариант, но если мы почитаем уже упомянутые Основы социальной концепции, там сказано, что общество должно быть к этому духовно готово. Пока это вряд ли так, но я надеюсь, что рано или поздно такая возможность возникнет. Для этого необходимо, во-первых, продолжать труды церковного возрождения, а во-вторых – постепенно развивать такие институты власти, которые позволяли бы обществу действовать не через механизмы партийной предвыборной борьбы, а через советование верховной власти с различными социальными группами теми же военными, крестьянами и т.д.
Источник: Православие и мир