ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

Святоотеческое православие. Протоиерей Артемий Владимиров

20 октября 2011

Предметом нашего сегодняшнего собеседования будет святоотеческое православие. Мы с вами будем говорить о праотеческой вере и о том, как оградить себя от подмен и соблазнов, как не сбиться с пути истинного. Как избежать под образом реформирования омрачения ума и сердца. Ведь сегодня многие думают, как бы подладить православие под самих себя. Оно кажется им неудобоисполнимым, накладывающим бремена на современных немощных людей, вот и хочется его окомфортить, приспособить, дабы сидя в кресле, не выезжая из собственного дома, достичь спасения, рационализируя сам предмет веры. Между тем наша вера подвижническая. Только те, кто употребляет усилия, входит в Царство Небесное. Наша вера отеческая. Она имеет своей целью возродить и преобразить нашу падшую, но восстановленную во Христе природу. Посему не переменами внешними должны мы быть заняты, а сосредоточить энергию души на самих себе, дабы меняться от худшего к лучшему, очищать ум, приготовлять сердце, как этому учил святитель Филарет, митрополит Московский, в обитель Божественной благодати. Но что это значит?

Это значит переродиться, измениться, перекалиться в огне испытаний. Это значит жертвенно возлюбить Христа, отдать себя Ему без остатка именно так как этого требуют от нас крещальные обеты, некогда произнесенные нашими крестными: " Верую Ему яко Царю и Богу". Невозможно служить и Богу и мамоне, удобству и комфорту этого века. Либо единого господина возлюбив, другого возненавидим, либо наоборот. Посему вера доставляет цельность душе, исполняет радостью сердце только в том случае, когда мы наступив на хвост себялюбию, распяв на кресте собственную гордыню, самость, самомнение, отложив свою порочную волюшку, вверяем себя Господу как дети отцу. Господи, веди меня по узкому пути евангельского самоотвержения, не введи меня во искушение, избави меня от лукавого. Не моя, но Твоя воля святая, благая и совершенная во всем да будет со мной. Ты же Владычица Богородица, не остави Твои немощные, грешные, помраченные злобою, похотью, гневом и гордостью чада. О Мати милосердия, воззови к Сыну Твоему и Богу нашему, яко образ есмь неизреченныя славы Его. На мне недостойном наречено имя Его. Воззови и спаси мя.

Так от глубины смиренного сердца, сокрушая и исповедуя собственную немощь, мы призваны всегда взывать к Отцу небесному, дабы Он ниспослал нам свет ведения и премудрости. Помышлять о непостижимости закона Божьего и о собственной ничтожности есть уже дело благодати Божьей. Пресвятая Троица просвети мя, Пресвятая Троица, помилуй мя, Пресвятая Троица даждь мне недостойному благодать Твою. Так учил своих чад в 20-е годы XX столетия преподобный Нектарий Оптинский, заповедуя им дерзновенно с любовью и готовностью послужить Господу, просить Его помощи, поддержки и просвещения.

Будем верить, что Царица Небесная Пречистая Богородица не оставит никого всех нас искренне взывающих и преклоняющих главу под Ее честной омофор. Сегодня мы чествуем и угодников Божьих, прославивших Господа в земле Владимирской. Обозревая мысленно Владимирскую Русь, призываем многих мучеников, преподобных, святых благоверных князей, богомудрых святителей, иноков, проводивших в уединенных кельях Богу свои молитвы, дабы они вознесли ходатайство за страждущую Россию.

Среди святых завтрашнего дня есть и отрок, близкий мне по имени. Это праведный Артемий, подвизавшийся в свои юные годы неподалеку от реки Пиньги в Архангельской губернии. Он шел сокровенным, ведомым лишь единому небесному Отцу путем в Царство небесное. Святой праведный Иоанн Кронштадтский, земляк отрока Артемия, много жертвующего на построение Артемиевской обители там, на северном Афоне, в своем акафисте чудно изобразил добродетели благодатного молчаливого отрока, о внутреннем состоянии которого не могли догадываться даже близкие ему люди. Святой Иоанн, обнаружив себя в качестве церковного поэта, награждает праведного Артемия замечательными эпитетами. Ах, вот первая ласточка – звонок. Пожалуйста, дорогие друзья.

-Грешный Владимир. Благословите.

-Приветствуем вас.

-Меня мучает такой вопрос. При посещении храма, когда я подходил к нему, там стояли, просили помощи – я отказался подавать. Отстояв службу, вышел и помог чем мог, но среди просящих были еще ребятки лет по 12-14. Я удивился, почему такие молодые стоят и просят милостыню. И я им отказал.

-Правильно.

-А теперь у меня дочь ходит, мучается.

-Напрасно. Отрокам протягивать руку грешно и зазорно. Такие даяния могут их развращать. Слава Богу, руки и ноги целы, и поэтому им под силу, если не помогают, как следует, родители, найти для себя честный заработок. Да и почему, собственно, им просить милостыню, не на пиво же, я надеюсь? Поэтому здесь необходима рассудительность, и пусть сердце ваше успокоится. Вы знаете, бывают очень странные случаи. Я вот только что отслужил всенощную и обратил внимание на человека средних лет в прекрасно выглаженной белой рубашке, в хорошем галстуке, начищенных ботинках. Он явно испытывал желание поговорить со священником. Я спешил на радиостанцию "Радонеж", все – таки прямой эфир, однако он пристроился ко мне на выходе из храма: "Батюшка вы знаете у меня совершенно неординарное положение, вы не могли бы одолжить мне 1 000 рублей, я в конце месяца вам тотчас отдам, у меня просто форс-мажорные обстоятельства?". Я удивленно посмотрел на него: что-что, а этот как денди лондонский одетый с иголочки и уже немолодой человек, кажется, не должен бы побираться наподобие инвалида или старушки. "А что же с вами случилось?" – "Ах, долго рассказывать". Я ему говорю: "Милый мой, может я вам так дам во славу Божью эти деньги, а то вы говорите: верну, когда получка объявится, а ведь если не вернете – то будет на вас грех. Может быть, вас избавить от этой тяжести?" Или: "У меня сегодня хорошее настроение я именинник и поэтому вам дам 1 000 рублей во Славу Божью. Ну а захотите – можете и 100 000 принести в наш храм, у нас всегда найдется, на что их потратить". Договорились, улыбнулся, получил 1 000 рублей и довольный пошел. Но вы знаете, что дозволено Юпитеру – не дозволено быку. Я думаю, мы должны быть весьма осторожными и по – хорошему придирчивыми, когда речь идет о милостыне. Не случайно многие говорят, что иные просто профессию себе находят – побираются, выставляя всякие благословные вины, то есть придумывая различные скорбные обстоятельства жизни, между тем как сами просто являются трутнями. Пожалуйста, следующий вопрос.

-Здравствуйте, Александр беспокоит. Я поздравляю вас с праздником. В Москве есть три храма Всех святых: на Соколе, напротив памятника Кирилла и Мефодия и у вас. А ваш храм в честь каких святых – земли Российской просиявших или всех святых на нашей планете? В каком году он построен, может Царь его посещал, и в честь каких святых? И знаете, может, какие именитые люди были, вот в Елоховском, я знаю, Пушкина крестили.

-У нас храм во имя Всех Святых от века Богу угодивших, что в Красном селе Новоалексеевской обители, которая, мы верим, еще увидит новый виток своей истории. Стало быть, и Все святые земли Российской входят как малое множество в большое, великое, сонм Вселенских святых. Вы угадали: Царь – батюшка действительно посещал наш монастырь, и чуть ли не дважды. Дело в том, что москвичи этот монастырь очень чтили, а его некрополь, к сожалению, уничтоженный до основания, был красивейшим уголком старой Москвы. Храм выстроен отцом последнего императора в царствование государя Александра Александровича III, из кирпича, такой своеобразно русско-византийский стиль. Он напоминает собой каравеллу, несущуюся в вечность. Сейчас, когда блистают златом купола колокольни и самого храма, любо-дорого смотреть на этот маяк, как, впрочем, и на другие любимые москвичами храмы столицы. Знаменито кладбище своими захоронениями. Были здесь погребены, нашли место своего последнего упокоения губернаторы Москвы, знаменитые купцы, деятели искусства, поэты. Здесь погребен Михаил Никифорович Катков, идеолог русского самодержавия, звезда отечественной публицистики, который стоял у державного руля несколько десятилетий XIX века. Но простите, пришло время нового вопроса.

– Здравствуйте, дорогой батюшка Артемий. Я хочу вас поздравить с праздником. У меня вопрос, может быть не совсем для эфира "Радонежа", но у меня просто нет времени к вам подъехать. У меня очень больная, старая мама, ей 94 года.

-Как зовут мамочку?

-Татьяна.

-Я с ней долго мучилась, а сейчас 9 июня положила ее в госпиталь ветеранов войны, она у меня там лежит, и я езжу туда каждый день, это далеко от Москвы, и я не имею возможности ходить в храм.

-А рядом с госпиталем нет храма?

-Нет, батюшка.

-А где этот госпиталь?

-Волгоградский проспект

-Во сколько вы к ней приезжаете?

-К 11 часам и уезжаю в 4 а то и 6-7 часов, кругом же пробки.

-Может вам успеть где-нибудь поближе к Волгоградскому проспекту?

-Батюшка я пытаюсь, но все равно как положено я этого не делаю. У меня душа болит, я наняла сиделку через день.

-Ну да, немного отдохнуть.

-Да сподобит вас Господь.

-Это не грешно батюшка?

-Нет, нет. Силы ваши не бесконечны, и мамочка ваша поймет и благословит. И мы помолимся за нее и всех наших сродников в этот праздничный день. А на радио "Радонеж" приходит много имен и просьб помолиться. Мы благодарим наших жертвователей, которые свою трудовую копеечку жертвуют на наше вещание.

Наша страна скорбит за судьбы православия и в братских славянских странах, и в Греции, и по всему миру. Скорбит за людей, которые сегодня с трудом рождаются и с трудом умирают. Тяжек наш век, а без храма Божьего вовсе показался бы погруженным во тьму. Но оставим сейчас наши размышления и вновь обратимся к вашим вопросам.

-Здравствуйте, батюшка Артемид. Я просто хотела дать информацию, что в госпитале на Волгоградском проспекте №2 на первом этаже есть храм, там даже причащают.

-Где на Волгоградском проспекте № 2 находится госпиталь?

-От метро недалеко.

-Может, это будет полезная информация для предыдущей нашей собеседницы.

А мы с вами возвратимся к тексту акафиста, составленного праведным Иоанном Кронштадтским святому отроку Артемию.

Такие удивительные словеса находит маститый пастырь, Боговдохновенный проповедник, для описания потаенной жизни детского сердца. Обращаясь к отроку Артемию, он именует его с душистым благовонным яблоком, положенным на трапезе Небесного Царя. Птенцом и ласточкой, возлетевшей в Царство Небесное. Эдемской благоухающей розой, взирая на которую веселятся ангелы. Святой отрок Артемий носил в себе неизреченную красоту кроткого и молчаливого Духа, что многоценно перед Господом по слову святого апостола Павла. Этот райский отрок не знал греховных падений и претыканий, то – есть не отклонялся от прямых путей Господних и не знал никаких срамных грехов. Благодать Божья, напитавшая его в молитвенном сердце, сообщала душе мир и равновесие. Пользуясь словами поэта XIX века, мы вправе сказать, что на сердце отрока всегда было торжественно и чудно. Он, отличаясь послушливостью, а значит – не будучи интровертом, не будучи мальчиком расслабленным, но внимательным, собранным, динамичным, как бы мы сегодня сказали, не испытывал потребности в шумных играх. Избегал общения с резвящимися мальчуганами, которых было немало в деревне, но любил уединение. Это, на мой взгляд, замечательное сочетание – не правда ли? Был солнечным зайчиком, мальчиком, который упреждал родителей в их просьбах. Вместе с тем, он, вставая раньше домочадцев, в праздничные дни приходил на крылечко Никольского храма и прислушивался к тому, что вещала благодать как родник в глубинах его сердца.

Слушаем вопрос.

-Добрый вечер батюшка. Я в продолжение темы подачи милостыни. Я на даче живу, а у меня тут сосед, ему 60 лет скоро исполнится, и он никогда нигде не работал, живет воровством и пьет. Все время меня сторожит и просит денег, и я ему даю – и продукты, и все. У него это уже как бизнес, и, кроме того, еще и гадит, то крысу подложит, то цветы вырвет.

-Хорош соседушка. Это уже нетерпимо, пора бы на него найти управу. Жалко, что в России не слишком интересуются такими асоциальными типами, некуда их направить на трудовые подвиги. Но они, бедные, сами себя сделавши несчастными, слоняются, шатаются по нашей непаханной и несеянной земле, а смотрят, где что плохо лежит и даже не знают о том, что жил на Божьем свете праведный отрок Артемий, избегавший расслабления и лености, всегда старавшийся все делать за двоих. И даже по возрасту будучи не готовым к тяжелому сельскому труду, следовал за своим родителем на пашню, смотря, как плуг врезывается в земельку, раскрывает ее. Как мало – помалу темнеет от пота домотканая рубаха льняная родительская и молился, дабы Бог облегчил труды и Косьме, отцу, и лошадке, и таким образом приучал себя к суровым патриархальным будням. Вот плоды отчуждения от земли, в которой главное наше богатство и достояние. Еще 20-30 лет будут качать газ, сосать нефть из России. Вот американцы головастые не трогают своих нефтяных запасов, между прочим. Скупают да бомбят страны, где много нефти, сетуя на эти страны, что они не внедрили там американской демократии. Однако вот еще вопрос.

-У нас среди наших прихожан бытует такое выражение по 115 псалому, что "всяк человек ложь". Но мне кажется, что это не так, не всяк человек ложь. Я думаю, мы придем к единодушному мнению благодаря вашей помощи.

-Какую ответственность вы возлагаете на меня! Да, конечно, неплохо почитать толкование, скажем, мудреца византийского Ефимия Зигабена на псалтырь: " Аз рек во исступлении моем: "всяк человек ложь есть". Что это за исступление имеет в виду священный толкователь? Он говорит он о раскаянии, об огорчении Царя Давида по поводу содеянного. Царь Давид убедился, когда немощная падшая природа в очередной раз обманула его, и он пошел на поводу у страстей, что устоять в истине это дело Божье, а каяться – это дело человеческое. Мы не должны слишком доверяться самим себе и слишком уповать на собственные силы. Но, конечно, неполностью стал лживым человек. Если бы ложь господствовала по необходимости над нами, то зачем бы Апостол говорил христианам: "Братья, не лгите друг другу"? Зачем бы Моисей принял от Господа древнюю заповедь: "не приемли на друга своего свидетельство ложное", ложь от дьявола, который человекоубийца искони. Однако мы призваны открещиваться от нее. Мы сыны Истины, и если благодать Божья с нами, то нам подобает истинствовать во всем, творить дела правды. Поэтому когда мы смотрим на ближнего, то будем видеть в нем сияние правды. Когда вглядываемся внутрь себя – то будем укорять себя за тайные, присущие нам, ложь, неискренность, лицемерие, будем избавляться от этих темных покровов. Но не должно абсолютизировать библейские выражения и приспосабливать их к своей гордыньке и себялюбию.

"Всяк человек ложь есть" говорит современный фарисей, а потому я вам на слово не верю, пишите мне расписку. Христианам не должно таким образом применять иные речения священного писания в критическом отношении к своим ближним.

Пожалуйста, следующий вопрос.

-Здравствуйте батюшка. Первый вопрос. Вы были в Америке. Там живет один из авторов радиостанции, который в свое время, когда он здесь был, очень интересно рассказывал о взгляде на русскую историю, о Максимовиче. Может вы знаете что-нибудь об отце Германе, об Иоанне (Максимовиче) и будущем нашем, видении истории, важном для нас сегодня потому, что он очень мудро высказывался по истории России. И второй вопрос. Я недавно узнал, что оказывается у историка и философа Тихомирова был сын, епископ Тихон, который был святой по жизни, у него был высокий подвиг и связан он со святой подвижницей Любушкой, так вот у него был богатый архив, и митрополит Никодим Ротов окормлялся у него. У него остался архив отца Тихона.

-А где теперь этот архив?

-Вот я хотела вопрос задать, думала, что Вы знаете.

-Я не православная ходячая энциклопедия, но я соглашусь с вами в высокой оценке замечательного русского писателя, философа, историософа Льва Александровича Тихомирова. Конечно, мы все заинтересованы, чтобы его архив полностью увидел свет. Самый известный его труд о монархической государственности есть замечательная книга, недавно изданная, философия истории, содержащая в себе поистине энциклопедический по охвату материал, касающийся, преимущественно, христианской веры и различных цивилизаций христианского времени.

Что касается святителя Иоанна Максимовича, то совсем недавно я посетил его родину, ведь он родился близ знаменитой Святогорской Успенской лавры. Так сейчас Лавра именуется, это древний монастырь, история которого восходит, как полагают к раннему средневековью. Находится он в харьковской губернии, в удивительно живописном месте, близ речки Северный Донец. И не давно кресло святителя Иоанна Максимовича служившее ему много лет для отдыха, было прислано в Россию, на Украину и находится сейчас в этом монастыре, если я не ошибаюсь. Святитель Иоанн Максимович верил в возрождение России, молился за нее еще тогда, когда она томилась под игом большевизма, и призывал соотечественников не малодушествовать в помышлении о судьбах отечества. Конечно, указывая на личное покаяние, на стяжание Святого Духа как единственный путь, заповеданный нами нам нашими великими предками. Игумена Германа мне не пришлось видеть в Северной Америке, и он достаточно слаб уже по возрасту, по болезни. Часто он бывал в России последние десятилетия, но ничего не могу вам сказать твердого о том, как он нынче себя чувствует или где он находится. Дай Бог ему здоровья.

Очень интересная информация, вами сообщенная, о епископе Тихоне, сыне Льва Александровича Тихомирова. Если вы действительно владеете какими – то сведениями на сей счет, будем вам признательны, если поделитесь и пришлете к нам на радиостанцию хотя бы письмо об этом.

Я возвращаюсь к праведному отроку Артемию. Мы говорили о том, что Божья благодать хранила его от греховных падений, и он молился Пречистой Богородице, будучи Ее избранником задолго до службы на крылечке храма святителя и Чудотворца Николая. Праведный отрок Артемий стяжал непрестанную молитву. Что это значит? Ведь сейчас так по – разному понимают это словосочетание. Это значит, что он, наподобие древних пустынников, всегда воспарял умом и сердцем к Богу. Память о небесном Отце, вездеприсутствии Божьем, никогда не отходила от отрока. Это удивительно, что он напоминал собою херувима, всегда взиравшего горе в мир духовный. Удивительно потому, что мы с вами люди переменчивые – то густо – то пусто, то ясно – то пасмурно, то окрадываемся забвением, неведением, помрачаемся страстями и с большими трудами, не иначе, как по Божьей благодати, после продолжительной молитвы и исповеди, Божественной Литургии, вновь обретаем в сердце мир. Наша духовная жизнь – это постоянные взлеты и падения, и падения суровые. Однако человек, умеющий укорять себя, сказать вместе с Царем Давидом "благо есть яко смирил мя еси, Господи" никогда не разобьется, но если ушибется, ошибется, то восстанет и исправится, ведомый Божьей благодатью. А вот отрок Артемий так усердно призывал "честнейшую херувим и славнейшую без сравнения серафим", что Бог даровал ему проницательность и осторожность. Прислушиваясь к голосу своей совести, которая властно и ясно звучала в его душе, он имел некое предзрение, предусмотрительность куда ступить, что молвить. Дух Святый явственно звучал в душе отрока и наставлял его на всякую истину. Какое превосходное светлое облагодатственное состояние! Неужели он не испытывал никогда ни в чем искушения? Быть того не может ибо "всяк человек ложь есть" и всяк человек искушаем духом лжи. Однако у Святого отрока в силе была и другая добродетель – бодрствование, трезвение. Он всегда внимал себе, и едва лишь только на горизонте появлялись тучи, грозившие скрыть от него Солнце Правды – Христа, как отрок начинал усердно молиться – Богородице, святителю Николаю, и в уединении всегда получал своевременное вспоможение и утешение от Господа. Конечно, это было не столько дело внешнего научения, сколько обилие Божьей благодати, излившееся на мальчика через разумное воспитание его родителями. Как замечательно, что в акафисте мы называем его еще и страстотерпцем! Позвольте, да кто же его пальцем тронул? Разве участь его была так плачевна, скажем по – человечески, как святых Бориса и Глеба, замученных по проискам окаянного Святополка? Кажется, нет, мальчик скончался на пашне посреди грозы, разлияния молний, когда душа его, нежная и трепетная, ужаснулась бури, внезапно настигшей отца и сына, прямо здесь на пашне упал, побледнел, и через минуту тело его стало холодеть. Душа мальчика мгновенно и безболезненно выйдя из тела, осененная ангельскими силами, была взята туда, где обитает правда, где сияет немерцающий свет. А на земле становилось все темнее, пошел дождь, отец, не веря в кончину сына, прижав его к груди, бежал домой, молясь Господу, однако таинство смерти свершилось. Почему же страстотерпец? Да потому что жители селения не поняли промысла Божия об избраннике Христовом. Они почли его тайным грешником: как, такая смерть без причащения Святых Христовых Тайн, внезапная, наглая, напрасная? Лишить его христианского погребения, не место ему на родовом кладбище, похороним его вдали от милых могилок, присыплем его листвою. Так рассуждали сельчане, невзирая на ужас и скорбь внезапно потерявших свое чадо родителей. Ин суд человеческий и ин суд Божий. Пронеслось целых 30 лет. Может быть, уже сошли в могилу родители отрока. Может быть, уже забыли его имя сельчане. Однако в память вечную будет праведник. Клирик Никольского храма, собиравший грибы, внезапно слышит удивительное пение. Более полнозвучное и чистое, чем то, которое могли произвести человеческие голоса. Затем его взору открылся огненный столб, который восходил прямо к небу. Упав на земь, поняв, что Бог открывает ему некую тайну, он убежал со страхом и пришел сюда вместе с дьяконом священником и пономарем. Какого же было изумление клириков когда, сняв листву, они увидели совершенно нетленное тело мальчика, так, что сохранились даже реснички! Тление не коснулось даже кожного покрова. Я не берусь своей задачей пересказывать вам, дорогие друзья, житие праведного отрока. Но отвечаю лишь на заданный риторический вопрос – почему страстотерпец? А потому что был оболган, страдал посмертно от клеветы. Бог под покровом смирения сохранил отрока от тления. Промыслу Божьему было угодно дабы родители испили горькую чашу подозрений и поношений – вот, мол, какого тайного грешника воспитали. Однако суды Божьи часто свершаются уже на земле. Пришло время славы, сеялось в тлении, восстало в нетлении. Праведный отрок тотчас явил свое присутствие родному для него архангелу в Новгородском крае. То он является мангазейским купцам в бурной речушке и спасает их баркас от неминуемой гибели, как будто перенеся судно через пороги. То исцеляет окривевшего, потерявшего зрение, крестьянина. То является воеводе, который в благодарность за помощь в долговременном недуге ставит своей задачею построить храм новый вместо обветшавшего. Вот уже и рака отрока, прежде деревянная, заменена на богатую, серебро-золоченную. Не случайно в северном крае до сих пор встречаются иконы, на которых святитель Николай, наш любимый русский святой, изображен вместе с отроком, они смотрят друг на друга как отец на сына, сын на родителя. Таинственная история с нетленными мощами отрока. Вы знаете, что комиссия по вскрытию мощей, действующая не посредственно по указке красных комиссаров, вершила свои богохульства и кощунства, и первою жертвою должен был стать монастырь во имя отрока. Однако иноки, еще не боявшиеся злосчастного и губительного ЧК вовремя сообразили и спрятали не известно где многоцелебные мощи, положив в раку куски ткани и обмотав в них какую – то куклу. Сохранился даже рапорт ГУП ЧК касательно изъятия мнимых мощей.

Вы знаете, мне приходилось, как наверное и многим нашим слушателям, бывать в благодатном Святоартемьевском монастыре. До сих пор не могу отделаться от одного удивительного ощущения памяти того, что случилось с нами при переправе через речку Пинега. Дабы достичь монастыря, монастырские переправляют лодки и паломников, забирают в эти челны, с помощью шестов или весел, направляя баркас на противоположный берег. Когда настала местная память 5 августа праведного отрока Артемия, мне пришлось сесть в такой челн. И на причале мое внимание привлек мальчик лет 11-12 с русой головой, голубыми глазами и в домотканой рубашке. Он показался мне воплощением самого отрока, таким светлым, чистым, незамутненным был его взор. Мы молчали, любуясь красотою русской северной природы, но когда лодка пристала к противоположному берегу, мальчонка одним из первых спрыгнул и пошел в монастырь. Паломников было много, запомнился крестный ход после Божественной Литургии. О, веркольский, пинежский заливные луга! О ромашки, которые под вашими ногами словно нерукотворенный ковер, так что не возможно не улыбаться, взирая на эту красоту! О комары, которые, не различая ни правого, ни виноватого, заставляют помнить о собственной немощи! А ночные службы по первой поре там соблюдали иноки афонские. А звенящая тишина, когда с высокого обрыва вы смотрите на речку Пиньгу, в тихой глади которой отражаются невероятные по богатству красок закаты! Крестный ход в ту часовеньку, которая выстроена на месте кончины отрока – не забывается такое никогда. И не сам ли отрок тогда вместе с богомольцами явил себя? Я не смею так думать, однако существует в том краю предание, что когда угодно будет Богу, святой отрок мощами вновь явит себя и вновь возляжет в любимой обители.

Ну а мы, москвичи, знаем, что у нас совсем неподалеку от радио "Радонеж" строится источник в честь отрока Артемия. Ведь на месте вестибюля метро "Новокузнецкая" был храм Параскевы Пятницы. Известно, что сестру отрока Артемия звали Параскева, она тоже принадлежит к числу чтимых святых – Параскева Пириминская. Так вот, благодатный источник в приделе отрока нашел себе путь и течет слезками, струйками, в первом пролете, как спуститесь с эскалатора, вниз у метро "Новокузнецкая" и направо. Не забудьте тогда пальчиком такую слезку стереть и осенить крестовидно свое чело, увлажнить его, помолиться благодатному отроку о спасении русской земли.

Источник: Радонеж

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Плаха – геноцид русских"Ректор РПУ: яркая дискуссия о традиционных ценностях подтвердила актуальность темыВ рамках Петербургского экономического форума официальный представитель МИД России М.В. Захарова провела презентацию монографии В.А. Щипкова "Против секуляризма"Представители Церкви приняли участие в панельной дискуссии на сессии "Религия и экономика: к новым путям взаимодействия государства и религиозных организаций" в рамках Петербургского экономического форумаА.В. Щипков выступил на сессии "Роль государства и медиа в формировании мировоззрения и ценностей человека" в рамках Петербургского международного экономического форумаЩипков. "Писательский труд"Щипков. "Беловежский сговор"Щипков. "Потёмкинские деревни"Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама