С 16 сентября продолжается противостояние косовских сербов и сил KFOR, которые требуют разобрать установленные сербами на границе Косова и Сербии баррикады. Косовские сербы не признают отделения Косово от Сербии, албанской власти в Косово и считают себя частью большой Сербии.Сербы установили баррикады на главных дорогах в знак протеста против того, что приштинские власти разместили своих пограничников и таможенников на границе Сербии и Косово.
После презентации книги "Летописи нового косовского страдания" сербское издание "Правда" побеседовало с Черногорско-Приморским доктором Амфилохием Радовичем. Он написал четыре книги о злодеяниях, несчастьях, страданиях сербского народа в Косово и Метохии.
Я молюсь о наших людях на баррикадах, лишь бы они выдержали, лишь бы устояли. Я понимаю, что меня снова могут обвинить. Вернулось национал-фашистское время, продолжается Вторая мировая война. 86-летняя старуха Мира Новакович из села Дрен говорит, что сейчас хуже, чем при Гитлере: "Тогда я могла подойти к источнику за водой. Теперь не могу, ведь колодец обнесен колючей проволокой". Я говорил об этом нынешнему коменданту KFOR генералу Эрхарду Древсу в монастыре Соколица. Ему было неприятно сравнение с нацизмом. Решения, которые они предлагают, – гитлеровские. Они начали их в 1941-м году, а заканчивают сегодня.
Кризис продолжается свыше двадцати лет. Народу тяжело, он не видит ни улучшений, ни выхода?
Надеюсь на Бога, уповаю, что Сербия не утратит Духа Святого, не потеряет духовность. Нет никаких сомнений: страна – в кризисе, и он переживается гораздо острее, чем европейский духовный и моральный кризис. Ведь затаскивание Сербии в такую Европу для нашей страны большее искушение. Но возможно, как бы противоречиво это ни звучало, это будет спасительно, как способ и путь к отрезвлению – так мы привнесем с собой свой дух, свою мораль... И ими оздоровится и исцелится Европа, даже такая, какая она есть. Европа духовно больна.
У Сербской православной церкви много проблем и в Черногории?
– Черногория... Ее имя говорит: черная, но все же гора. Черногория явила в себе таких святых как Василий Острожский, Петр Цетиньский, святой Арсений, наследник святого Саввы, преподобный Стефан Пиперский и новый святитель, цетиньянин Симеон Дайбабский. Они перед престолом Божиим не забудут свой народ, свою землю...
Как народ реагирует на две церкви в Черногории – непризнанную Черногорскую Церковь (Черногорская церковь объявила себя автокефальной, но не признана в этом статусе другими православными поместными Церквами – прим. ред.) и Сербскую Церковь?
Огромное количество народа буквально пробудилось. Одна маленькая группка, испорченная идеологическо-племенными распрями, из интереса пришли в эту так называемую Черногорскую православную церковь. Я хотел бы, чтобы среди этих так называемых священников оказался хотя бы один, кто перешел туда по убеждениям, по идейным соображениям. Боюсь, что все до одного перешли туда, чтобы заработать какие-то жалкие гроши, начиная с некоего Жики из Смедерева, потом какого-то расстриги из Теслича в Боснии и двух цыган из Баната. Грустно и печально от такой торговли душой. Не исключение и тот, что стоит у них во главе. Один единственный священник СПЦ перешел к ним из-за того, что пенсия, которую он получал в Сербской Церкви, показалась ему очень маленькой.
Это значит, что он получил денег?
Именно так. За это время наша Сербская православная церковь в Черногории продвинулась вперед, слава Богу. Это касается и священства с монашеством, и храмов, и восстановления монастырей, и народа, который вернулся в Церковь. Особенно радует, что все больше молодежи. Это момент искушения, и, как говорит святой Василий Великий: "Облачно – распогодится".
МОЛИТВА О ЖИТЕЛЯХ КОСОВО И МЕТОХИИ
(Прошение на ектении) Еще молимся Господу Богу нашему, да услышит вопль и мольбы страждущаго народа Своего в Косово и Метохии и прочих сербских землях, и о всех правды ради страждущих и терпящих гонения и злославления, и да скоро ниспослет благодать и силу Свою и защитит безвинно гонимыя, молим Ти ся усердно: Господи, помилуй!
Источник: Православие и мир