ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

Футбольное поле для миссионерской работы

Беседа со священником Глебом Грозовским

25 октября 2011

Футбол для россиян – больше, чем просто вид спорта. Это и политика, и философия, и образ жизни, а для некоторых даже почти религия. Духовник петербургского футбольного клуба "Зенит" священник Глеб Грозовский считает, что футболом не нужно "жить" или "дышать", как советует известная реклама, – в футбол можно просто играть, и тогда вероятность того, что в здоровом теле и дух будет на должном уровне, существенно возрастает. О том, как занятия спортом помогают ему в пастырской работе, отец Глеб рассказал порталу "Православие.ру".

– Отец Глеб, а зачем вообще футбольной команде нужен священник? Он может как-то помочь в тренировочном процессе, или на него возложены функции психолога?

– Спасибо, что именно так ставите вопрос, а то ведь некоторые всерьез думают, что священник в футбольной команде – это как шаман. Но я сразу скажу, что ни ворота, ни мяч не освящал и вообще никаких таких "танцев с бубнами" не делал. Моя роль в команде проста: спортсмену, как и всякому обычному человеку, нужен священник, даже если человек об этом не догадывается. В какой-то момент руководство клуба "Зенит" решило обратиться к епископу Петергофскому Маркеллу, а владыка благословил меня на миссионерскую деятельность, и вот с "Зенитом" я уже четвертый год. За это время уже трое приняли крещение, а у некоторых разрушились стереотипы, что все попы – с большим пузом, ездят на "Мерседесах" и думают только о том, как обобрать народ. Мне близок футбол, я сам играл на профессиональном уровне, но был вынужден закончить свою спортивную карьеру в 19 лет.

– Значит, вы понимаете футболистов с полуслова. И какие же у них проблемы? Испытывают ли они необходимость в покаянии, когда получают желтую карточку или выпрашивают пенальти, которого по правилам не должно было бы быть?

– Список можно продолжать: сквернословие, суеверие, сребролюбие... Только всеми этими грехами больны не только спортсмены, но и все наше общество. Разве, к примеру, только футболисты изрядно сдабривают свою речь нецензурными словами? Правда, независимо от профессии, есть и такие люди, для которых это недопустимо. Это вопрос воспитания.

Взрослый думающий человек сам будет решать, как ему поступать. Тем более что сейчас уже очень мало тех, кто вообще никогда не слышал о Церкви, о духовной жизни. А нравственность без ее источника – без Бога – нежизнеспособна. Поэтому без раскаяния – никак.

– И что же, вам удалось победить сквернословие среди спортсменов?

– А как же быть священникам, которые окормляют вооруженные силы, или заключенных, или наркоманов, или бездомных? К сожалению, действительно, большая часть жителей России использует матерную брань постоянно, в повседневном общении. Главное для меня как для пастыря здесь – не быть ханжой, не притворяться, что этого нет, но и не зудеть при каждом услышанном бранном слове. А вот когда, например, у меня в храме прислуживал военный летчик и рассказывал о проблемах современной армии, мне приходилось слышать такое, чему удивились бы даже футболисты... Но есть и противоположные примеры. Вот, кстати, полузащитник "Зенита" Сергей Семак – очень образованный и воспитанный человек; возможно, даже когда-нибудь станет священником – по крайней мере, его христианские качества очень располагают. Когда-то за честную игру он получал приз "Джентльмен года" от газеты "Комсомольская правда". Моя бабушка по линии жены после общения с ним была крайне поражена тому, что, оказывается, спортсмены могут быть мягкими, вежливыми и тактичными.

– Есть ли в пастырской работе со спортсменами особенности?

– Конечно. Сложность в том, что "мои" футболисты в большинстве своем не прихожане, а захожане. Лишь несколько человек регулярно исповедуются и причащаются. Поэтому тут нужна работа миссионера. Они видят, что священник не нечто далекое и необычное, утучненное в торжественном одеянии, а вполне нормальный человек, который тоже способен поддерживать себя в хорошей спортивной форме... Но в то же время они видят, что забота о теле – это еще не все, помимо игры есть какие-то еще устремления в жизни. Очень хотелось бы, чтобы у меня получалось показать им такие примеры. Ведь почти все спортсмены – трудоголики, для них часто не существует ничего другого, кроме тренировок, но ведь им нужно еще и родным посвятить время...

Мне довелось пообщаться и с их родителями, женами и детьми – это помогает лучше понять их духовные переживания. Вот, например, недавно я встречался с родителями одного футболиста, он играл во второй лиге чемпионата России, а теперь собирается посвятить жизнь Богу в ангельском чине. Это решение пока непонятно его семье. Но когда я общался с бывшим футболистом, меня просто поразило, насколько глубоко, насколько искренне его желание. Удивительно, как Господь избирает кого-то из нас, где бы мы ни жили и кем бы мы ни были!

– Но не каждый священник умеет быстро бегать и отбивать мяч головой, да и режим питания пастырей (большие перерывы между приемами пищи, избыток углеводов во время поста) часто располагает к полноте...

– Свое тело можно ограничивать в пище, было бы желание. Но иногда священник, чтобы не обидеть тех, кто так трудился, готовя пищу, жертвует своей фигурой. Может, это и спасительнее.

Конечно, работа над собой – это большой труд, и представьте, каким бы это стало замечательным примером для паствы! И молодой физически активный человек, подобно тому, как он работает со своими мышцами в спортзале или на футбольном поле (а спорт сейчас очень моден среди молодежи и считается одним из признаков успешности в жизни), так же мог бы заботиться и о своей душе, так же тренировать ее каждый день.

И поскольку человек во всем должен быть красив и всесторонне развит, то думаю, что как священник полезен спортсменам, так и мне, священнику, полезен спорт.

– А чем полезен спорт?

– Спорт многому учит. Мне он помог стать целеустремленным, терпеливым, выдержанным. Я научился не бояться трудностей и физической боли. Опоздание на игру или тренировку каралось, когда я был маленький, очень жестко, и это выработало пунктуальность. Спорт может очень хорошо дисциплинировать, если, конечно, человек сам этого захочет. Полагаю, что для священника нужно быть в хорошей спортивной форме. Здоровому человеку и молиться, и служить легко. Священник – это ведь воин Христов. Чем он болезненнее, тем меньше сможет служить у престола Божия и делать добрые дела. Впрочем, это лишь мое мнение.

– На поле военных действий или людям, погибающим в прямом смысле слова от зависимостей – алкоголикам и наркоманам, а еще сиротам священник необходим в любом случае. А футболисты ведь благополучны и заняты вполне мирным делом. Так почему вы выбрали именно эту категорию людей для окормления?

– Не вижу проблемы, чтобы обосновать необходимость быть священнику в любом сообществе людей. Господь благословил мне окормлять и алко-, и наркозависимых в Центре здоровой молодежи; кроме того, я в течение 11 лет работаю с детскими домами и приютами. Ну, а поскольку в юности я играл в футбол, а позднее получил образование тренера по футболу, то мне достаточно комфортно общаться с футболистами, зная их психологию.

В Царском Селе есть сиротское учреждение "Детская деревня – SOS", мы приезжаем туда, гоняем вместе мяч, привозим и "звезд" футбола, стараемся заинтересовать подростков тем, что им будет полезно. Естественно, через футбол параллельно тренер воспитывает характер, закладывает нравственные качества, такие как уважение друг к другу, сдержанность, умение прощать.

Задача священника – общаться с людьми, приходить в школы, больницы, детские дома, на стадионы и т.д. Если меня приглашают выступить где-либо, то я обязательно должен пойти, постараться найти общий язык с аудиторией, помолиться за пришедших.

– Работаете ли вы с фанатскими группировками? Может ли священник помочь уменьшить то насилие и хулиганство, которые часто встречаются на российских стадионах?

– Я не думаю, что драки и пьянки напрямую связаны с футболом. Фанатство как явление появилось сравнительно недавно. Вспомните болельщиков 1960-х годов! Можно посмотреть видеозаписи и увидеть, какие у них были лица, как они выражали свою радость или неудовольствие. Но теперь все совершенно по-другому. Собственных традиций фанатского движения у нас нет или почти нет, а то, что наши поклонники футбола заимствуют у Запада, далеко не всегда является нормальным и вообще приемлемым. Когда в 1990-е открылись все границы, к нам полилось много грязи. В Петербурге было даже так, что бандитские авторитеты сами создавали фанатские группировки, чтобы потом, в нужный момент, использовать их в каких-то своих целях. Например, кого-то избить. Обидно, что молодежь часто подвержена стадному чувству. Конечно, можно говорить, что во всем виноват футбол, разжигающий азарт. Но мне кажется, что все гораздо глубже. Любая игра может быть азартной. И игра в шахматы может привести к поножовщине, если играющий не может сдержать себя и смириться с поражением. Просто всегда необходимо следить за собой и делать все, чтобы азарт не овладевал тобою.

У "Зенита" есть представитель, который работает с фанатами, но для того, чтобы меня услышали и вообще как-то воспринимали, понадобилось три года беспрерывного общения с ним и с фанатами посредством СМИ. Мне приходилось выступать по телевидению, дабы удержать фанатов от попытки избить или убить футболиста Владимира Быстрова. Конечно, с фанатскими группами надо взаимодействовать, и мне, священнику, надо объяснять им, что уж если вы кричите на весь стадион: "Православны-е! Православны-е!" – так уж будьте и на самом деле таковыми. Это же лицемерие, когда на трибуне вы кричите одно, а потом можете побить человека только за то, что он болеет за другую команду. У некоторых фанатских групп на флагах и баннерах есть изображение креста и даже образ Иисуса Христа, то есть они хотят позиционировать себя с Православием, они чувствуют свои корни. Но перестроиться им, конечно, очень трудно. Немало времени должно пройти, чтобы людей утомила дикость и разнузданность и им захотелось чего-то другого. Правда, вот недавно на Кипре наблюдал на стадионе, как болеют православные греки, и подумал: "А наши-то фанаты еще ничего..."

– Может быть, вам создать футбольную команду из фанатов?

– Я уже думал об этом. Но тут надо мыслить шире. У нас есть желание и конкретные предложения создать отдел по связям с культурой и спортом при Санкт-Петербургской епархии. Ведь работа уже давно в этих направлениях ведется. Слово за архиереем. У нас это пока не так хорошо развито, как, например, в Москве, где проходит турнир детских православных команд имени святого благоверного князя Димитрия Донского. В столице уже многие настоятели на приходах задумались о том, чтобы организовать для молодежи интересные спортивные секции для вовлечения ее в жизнь общины с перспективой литургической жизни. Сначала подростки приходят со стороны, а потом становятся реальными членами Церкви Христовой. Отмечу, что, еще не зная о существовании такого турнира, мы организовали межприходскую футбольную лигу среди молодежных команд Санкт-Петербурга. Кроме того, у нас уже в третий раз проходит турнир под названием "Среди своих", в котором принимают участие взрослые команды наших соборов, приходов и молодежных организаций. А также мы занимаемся подбором ребят в эти команды. Если я замечаю какого-то молодого человека, живо интересующегося футболом, то я ему, как правило, рекомендую команду, и он уже не только во дворе гоняет мяч, но и выступает за приход. А там вливается в коллектив и становится своим среди своих.

Конечно же, общаясь с церковными людьми, мальчишки узнают много нового и нередко сами приходят в Церковь, да еще и приводят своих родителей. Так что футбольное поле вполне может стать полем для миссионерской работы. Жаль, что не все еще это могут принять. Церковные люди в основной своей массе футбол и спорт вообще ассоциируют с тщеславием, большими деньгами и политикой. А у нас в футбол играют даже девочки, и весьма этому рады. Священник, как рыбак, должен уметь ловить рыбу любыми средствами.

Источник: Православие.ру

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Плаха – геноцид русских"Ректор РПУ: яркая дискуссия о традиционных ценностях подтвердила актуальность темыВ рамках Петербургского экономического форума официальный представитель МИД России М.В. Захарова провела презентацию монографии В.А. Щипкова "Против секуляризма"Представители Церкви приняли участие в панельной дискуссии на сессии "Религия и экономика: к новым путям взаимодействия государства и религиозных организаций" в рамках Петербургского экономического форумаА.В. Щипков выступил на сессии "Роль государства и медиа в формировании мировоззрения и ценностей человека" в рамках Петербургского международного экономического форумаЩипков. "Писательский труд"Щипков. "Беловежский сговор"Щипков. "Потёмкинские деревни"Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама