ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

О подходах Церкви к вопросам электронной идентификации граждан государством

Сергей Чапнин :: 26 октября 2011

Выступление ответственного редактора "Журнала Московской Патриархии", секретаря комиссии Межсоборного присутствия по вопросам взаимодействия Церкви, государства и общества Сергея Чапнина на конференции-семинаре ЦФО "Электронное правительство и информационное общество в Ивановской области. Вопросы реализации в 2010-2011 гг.", проходившей 19 – 20 октября 2011 года.

О подходах Церкви к вопросам электронной идентификации граждан государством

Сергей Чапнин

Для собравшихся сегодня в этом зале не секрет, что на протяжении вот уже десяти лет граждане России, и в том числе православные христиане, выражают серьёзную обеспокоенность использованием новых электронных технологий при взаимодействии с государственной властью.

И это говорит о том, что вопросы, которые с точки зрения федеральных и региональных органов власти выглядят как вопросы политические, правовые, организационные и технические, имеют еще и философский, а точнее – богословский аспект. Я призываю вас, областных, городских и муниципальных служащих, учитывать это в своей дальнейшей работе. Полагаю, что в правительстве Ивановской области серьезность этой проблемы уже понимают.

Русская Православная Церковь не только внимательно следит за развитием ситуации, но формулирует свою позицию, уточняя ее по мере развития событий.

Напомню, что вопросы электронной идентификации были затронуты в целом ряде общецерковных документов:

в решении VII Пленума Синодальной Богословской комиссии Русской Православной Церкви от 19-20 февраля 2001 года;

в посланиях Архиерейского Собора 2004 года к Президентам России и Украины,

Заявлении Священного Синода от 6 октября 2005 года,

в Определении Освященного Архиерейского Собора 2008 года "О вопросах внутренней жизни и внешней деятельности Русской Православной Церкви",

в "Основах учения Русской Православной Церкви о достоинстве, свободе и правах человека" (приняты на Архиерейском Соборе 2008 года),

в Обращении Святейшего Патриарха Кирилла к Уполномоченному по правам человека в РФ от 28 июля 2009 года,

и, наконец, в Определении Архиерейского Собора 2011 года "О вопросах внутренней жизни и внешней деятельности Русской Православной Церкви".

В настоящее время комиссия Межсоборного присутствия по вопросам взаимодействия Церкви, государства и общества по поручению Священного Синода подготовила проект нового документа. И я надеюсь, что в ближайшее время он будет принят. Основные принципы этого документа легли в основу моего доклада.

О чем это говорит? На мой взгляд, прежде всего о том, что необходим серьезный диалог государственных служащих с представителями Русской Православной Церкви на всех этапах реализации программы "Информационное общество".

Русская Православная Церковь занимает твердую позицию: недопустимо нарушать права граждан в связи с отказом от электронных способов учета персональных данных. Принятие новых технологий должно быть исключительно добровольным, а отказ от использования электронных документов не должен влечь за собой лишение граждан их законных прав.

К сожалению, поводов для тревоги немало. К нам поступают многочисленные обращения, которые ясно свидетельствуют, что в результате отказа от получения и использования некоторых новых документов и идентификаторов нарушаются конституционные права граждан.

Люди, по религиозным основаниям отказавшиеся от получения таких идентификаторов и документов НЕ МОГУТ:

получать медицинскую помощь,

пенсию по возрасту и другие выплаты,

вести предпринимательскую деятельность,

устроиться на работу,

оплачивать коммунальные услуги,

совершать сделки с имуществом,

приобретать проездные документы и так далее.

Совершенно очевидно, что создается реальная угроза благополучию людей.

Еще одна угроза – это безопасность наших персональных данных. Могу со всей ответственностью утверждать, что сейчас уже началась настоящая охота за легальным использованием персональных данных граждан. И ведут ее не только коммерческие организации, но и государственные учреждения.

Пример – средняя школа, где учится мой старший сын. Типовое "Согласие законного представителя на обработку персональных данных", которое мне предложила подписать школа, прямо говорит о том, что родители дают согласие не только на использование тех данных ребенка, которые необходимы и достаточны для обеспечения учебного процесса, но и вообще любых персональных данных не только самого ребенка, но и его родителей. Причем в Согласии особо оговаривается право школы на даже трансграничную передачу этих данных.

Я отказался подписать такое согласие, однако большинство родителей подписало его, даже не вчитываясь в содержание. Между тем, этот документ грубо нарушает один из основополагающих принципов закона № 152-ФЗ "О персональных данных", а именно: соответствие объема, характера и способов обработки персональных данных целям их обработки. Вместе с юристами я разработал альтернативную форму согласия и школа приняла его без оговорок.

Должен сказать, что к Церкви сегодня обращены не только многочисленные просьбы защитить права российских граждан, но и вопросы о символическом значении используемых государством кодов и знаков, в которых некоторые усматривают антихристианскую символику.

Здесь надо подчеркнуть: что бы ни говорили отдельные радикальные проповедники и "инициативные группы" мирян, которые есть и в Ивановоской области, с точки зрения Церкви никакой знак или номер сам по себе не может повредить душе, если только не становится отражением сознательного отречения от Христа и в этом случае принимается и употребляется человеком – добровольно или под давлением.

В то же время СНИЛС как личный код приобретает качество имени – это несменяемый, пожизненный и посмертный атрибут, который постепенно становится основным идентификатором человека в его взаимоотношениях с государством и коммерческими учреждениями.

Поправьте меня, если я ошибаюсь, но всё идет к тому, что в нашей стране фактически отменяется паспорт (насколько мне известно, федерального закона о паспорте в России нет и не будет), но что еще важнее, государство перестает использовать имя и фамилию гражданина.

Для христианина – это святое имя, данное ему в крещении.

Считаю очень серьезной ошибкой решение о регистрации на портале госуслуг исключительно по цифровым идентификаторам ИНН и СНИЛС.

Сегодня эти идентификаторы только начинают использоваться, однако пройдет несколько лет и кто сможет гарантировать, что употребление таких кодов не будет навязано людям в качестве условия их существования в обществе? Особое опасение у многих людей вызывает перспектива обязательного предъявления кодов или электронных идентификаторов для совершения покупок, получения медицинской и социальной помощи, материальных благ и услуг.

Не исключено, что процессы цифровой идентификации человека и накопления информации о нем могут быть использованы для построения глобальной системы тотального контроля и управления гражданином и обществом в целом. Накопленные в такой базе данных сведения можно будет использовать для давления на человека с целью его политического, экономического, идеологического и духовного порабощения.

Эти опасения являются источником глубокой тревоги многих людей в связи с перспективами тотального и обязательного присвоения личных кодов и электронных идентификаторов.

Особо подчеркну: нет ничего греховного в учете населения государством. С давних времен власть проводила переписи населения, выдавала удостоверяющие личность документы. Эти меры нужны для работы экономики любой страны, охраны правопорядка и общественной безопасности, выполнения социальных функций. Более того, совершенно естественно, использовать для этого современные информационно-коммуникационные технологии.

Церковь участвует в дискуссии о формах учета граждан не для того, чтобы оправдать тех, кто уклоняется от гражданских обязанностей или имеет преступные цели. Нет. Задача Церкви – защитить богоданную свободу человека, которая закреплена в конституционных правах граждан жить в соответствии со своими убеждениями и принципами.

Какие еще проблемы и угрозы вызывают нашу тревогу?

Есть очень серьезные сомнения в том, что государство сможет обеспечить должную защиту информации личного характера, собираемой, перерабатываемой и хранимой государственными органами или иными структурами. Современные технические средства не только предоставляют новые возможности, но и таят серьезные угрозы для безопасности личности, общества и государства. Даже самая совершенная компьютерная система не гарантирует абсолютной защищенности хранимой в ней информации от случайных ошибок, сбоев, вирусов, несанкционированного доступа, злонамеренного использования, искажения или удаления.

Полагаю нас ждет всплеск новых форм мошенничества, связанного с несанкционированным доступом к государственным услугам и базам персональных данных.

Гражданам, желающим использовать средства электронного учета, необходимо дать четкие гарантии осведомленности о содержании электронных записей, касающихся этих людей, равно как и возможность изменять содержание данных записей или удалять их в тех случаях, когда иное не предусмотрено требованиями общественной безопасности.

Необходимо устранить возможность идентификации личности без ее ведома.

Необходимо предоставить человеку возможность не участвовать в системе автоматизированного сбора и анализа информации о его личной жизни. Граждане, отказавшиеся от такого учета, не должны быть гражданами "второго сорта". Документы, выдаваемые государством, не должны содержать информацию или символы, назначение которых непонятно или скрывается от владельца. Люди вправе не принимать любых новых технологий и символов, которые не должны быть безальтернативными и принудительными. Для таких лиц необходимо сохранить возможность пользоваться традиционной, уже закрепленной в существующих договоренностях между гражданином и государством, системой учета (по фамилии, имени и отчеству, дате и месту рождения, месту жительства), а также традиционными бумажными документами, удостоверяющими личность. Государство должно ясно заявить, что альтернативный учет сохраниться и будет обеспечен необходимым бюджетными средствами.

Полагаю, что государству следует ясно заявить и законодательно закрепить, что УЭК или какая-либо иная карта останется именно картой. Государство не будет использовать внедряемые в тело человека чипы для его идентификации.

Это лишь краткий обзор тех проблем, которые вызывают тревогу Церкви в связи с реализацией государственной программы "Информационное общество".

Полагаю, государственная власть разных уровней призвана более подробно и более компетентно представлять свою позицию по различными, в том числе правовым и технологическим аспектам введения "электронного правительства".

Церковь готова продолжить диалог с властью и всеми заинтересованными организациями.

Спасибо за внимание.

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Плаха – геноцид русских"Ректор РПУ: яркая дискуссия о традиционных ценностях подтвердила актуальность темыВ рамках Петербургского экономического форума официальный представитель МИД России М.В. Захарова провела презентацию монографии В.А. Щипкова "Против секуляризма"Представители Церкви приняли участие в панельной дискуссии на сессии "Религия и экономика: к новым путям взаимодействия государства и религиозных организаций" в рамках Петербургского экономического форумаА.В. Щипков выступил на сессии "Роль государства и медиа в формировании мировоззрения и ценностей человека" в рамках Петербургского международного экономического форумаЩипков. "Писательский труд"Щипков. "Беловежский сговор"Щипков. "Потёмкинские деревни"Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама