Псковский музей-заповедник застраховал Спасо-Преображенский собор Мирожского монастыря на общую сумму в 1 млн. евро, сообщает пресс-служба администрации региона.
"Спасо-Преображенский собор был передан Мирожскому монастырю в безвозмездное пользование Псковским музеем-заповедником в мае 2010 года по распоряжению территориального управления Росимущества в Псковской области. Одним из условий договора безвозмездного пользования является то, что пользователь обязан ежегодно осуществлять страхование памятника", отметили в пресс-службе региональной администрации.
Собор Спаса Преображения Мирожского монастыря
Выстроен из плинфы и камня до 1156 г. Это крестово-купольный храм, имеющий уникальный для древнерусского искусства архитектурный тип. В интерьере центральное крестообразное пространство соединялось с угловыми только небольшими проходами. Однако уже в процессе первоначального строительства были добавлены надстройки над западными углами. Позднее храм был перестроен и его форма утратила первоначальный замысел. Архитектурный тип собора послужил образцом для собора Рождества Пресвятой Богородицы Снетогорского монастыря. Храм является одним из лучших примеров русской архитектуры домонгольского периода.
Расписан сверху донизу в 30-х и 40-х годах XII века неизвестными мастерами, выходцами из Греции. Уникальность фресок в высоком художественном качестве, в продуманной иконографической концепции, а также в том, что сохранился практически весь комплекс росписей. По стилю они не имеют хронологических аналогов в России и напоминают византийские мозаики в некоторых храмах Сицилии того же XII века.
Центральное положение в композиции занимает тема соединения в Боге-сыне божественной и человеческой природы и Его искупительной жертвы, её раскрытию подчинены все узловые моменты храмовой декорации. Кульминационными в композиции являются Деисус в конхе алтаря и гигантское купольное Вознесение. Тема искупительной жертвы определяет содержание сводов и люнетов храма. Среди этой группы фресок особенно выделяется "Оплакивание Христа" (на северной стене). Третий сверху регистр посвящён чудесам Христа. Два нижних регистра росписей основного объёма отведены под фигуры святых пророков, воинов, пресвитеров, монахов и т. д. Надписи (на греческом языке) редки, вследствие чего подавляющее большинство образов не идентифицировано. Среди идентифицированных воины Сергий и Вакх, целители Пантелеймон, Кир и Иоанн, (редко изображаемые) мученики Ромул и Евдокий, персидские святые Акепсим, Аифал и Иосиф, преподобные Никон и Ефросин и др.
Вид на монастырь с Покровской башни
Вид на монастырь со стороны реки Великой
В XVII веке фрески были забелены, что счастливым образом способствовало их спасению. Стараниями археолога и историка искусств В. В. Суслова и его учеников они были открыты из-под штукатурки в конце XIX века. Утраченность отдельных участков и потёртость красочных слоёв не устраивала духовенство монастыря. Указом Синода В. В. Суслов был отстранён от реставрации, а для "восстановления" фресок была нанята артель владимирских иконописцев под руководством Н. М. Сафонова, которая в 1900-01 годах промыла древние росписи, а затем переписала их "в древнем стиле", сохраняя лишь древнюю иконографию сюжетов. Новое раскрытие фресок началось в 1920-х годах, но и по сей день примерно половина площади уникального фрескового ансамбля находится под ремесленным поновлением 1901 года.
По материалам источников: Интерфакс-Религия