Бывая за рубежом и посещая там церковные службы, я часто прихожу в смущение. Конечно, у православных во всем мире одна вера. Но все-таки в разных странах церковные традиции отличаются. Например, в Румынии люди идут на причастие с зажженными свечами, в Греции причастнику ставят Чашу на голову. Как относиться русскому православному человеку к таким обычаям? Надо ли им следовать, если оказался на богослужении в чужой стране? Павел
Отвечает архимандрит КИРИЛЛ (Говорун), первый заместитель председателя Учебного комитета Русской Православной Церкви, кандидат богословия, доктор философии:
Уважаемый Павел! В первые века между Церквями существовали гораздо большие различия. Например, по-разному праздновали Пасху только Первый Вселенский собор установил общий порядок празднования. И все равно еще долго в Церквях, связанных с малоазиатской традицией, например, акцент делался на страданиях Христовых, на Страстной пятнице, а в других Церквях на самом факте Воскресения, и именно последняя традиция в конечном итоге установилась во всех Поместных Церквях.
Но в древности эти две традиции мирно сосуществовали и не приводили к разделению, что неудивительно, поскольку эти различия не подрывали основы веры. Конечно, в то время меньше путешествовали, но все равно образованные люди знали о том, что в разных странах в Христианской Церкви существуют некоторые различия в традициях. Никого это не смущало. Тем более не должны смущаться мы.
Наличие такого разнообразия в обычаях ни в коем случае не повод для раскола. Благодать Таинства Евхаристии не зависит от того, со свечой подходит верующий к причастию или без. Со всеми Поместными Церквями у Русской Православной Церкви есть евхаристическое общение, следовательно, находясь на канонической территории любой из этих Церквей, вы можете причащаться. Главное причаститься с сердцем сокрушенным и смиренным и не вносить соблазн в среду верующих другой страны.
Источник: Нескучный сад