В Министерстве образования и науки решили повременить с повсеместным введением нового предмета "Основы религиозной культуры и светской этики". Аббревиатура ОРКСЭ в 2012 году появится в расписании только 10% школ в каждом регионе. Такое предложение содержится в промежуточном докладе об итогах апробации новой дисциплины в регионах, который оказался в распоряжении "Известий".
В конце года министр образования Андрей Фурсенко должен представить президенту итоговый доклад, в котором будут представлены окончательные предложения ведомства о том, каким образом предмет будет преподаваться в школе. Пока в Минобрнауки предлагают постепенно внедрять новый предмет в школе из-за разного уровня подготовки территорий.
Те 10% школ, в которых начнут преподавать ОРКСЭ, станут базой для подготовки учителей для остальных учебных заведений. В 2013 году предмет будут преподавать в 50% школ, а уже с 2014-го все четвероклашки приступят к изучению "Основ религиозной культуры". Правда, это не коснется 21 региона, где последние два года шла апробация новой школьной дисциплины.
Регионы могут сами решить, вводить предмет постепенно или сразу. Правда, в докладе министерства признается, что в регионах есть дефицит учителей, готовых преподавать ОРКСЭ. Преподаватели начальных классов не владеют содержанием предмета, а учителя истории, мировой художественной культуры и других смежных предметов не умеют работать с младшими школьниками.
Переподготовка займет 2-3 месяца, говорит собеседник "Известий" в министерстве. Правда, это не самая большая проблема, в этой ситуации много подводных камней. Представители конфессий недовольны тем, как преподается предмет, настаивая на том, что его должны читать не в 4-5-х классах, как сейчас, а в старшей школе.
Автор учебника по ОРКСЭ для 4-го и 5-го классов отец Андрей
Кураев действительно считает, что рассказывать об основах религиозной культуры нужно и в средней, и в старшей школе, то есть в 4-7-х и 10-х классах.
Мы полагаем, и таково мнение подавляющего большинства педагогов, с которыми мне доводилось встречаться и беседовать, что было бы лучше, если бы этот курс был спиральным и ребята возвращались бы к этой теме на разных этапах своего взросления, отметил Кураев.
Впрочем, в школах пока не начали подготовку к новому предмету. Член Общественной палаты, директор образовательного центра "Царицыно" в Москве Ефим Рачевский рассказал "Известиям", что никаких официальных поручений от московского департамента образования он не получал и учителей готовить к преподаванию нового предмета не начал.
Нет ресурсов, чтобы к этому готовиться, заявил он "Известиям". Я всегда негативно отношусь к новым предметам. Школьную программу надо разгружать, а не наоборот. К тому же подобного рода курсы надо преподавать факультативно.
Между тем большинство родителей, школьников и учителей в целом не против преподавания "Основ религиозной культуры" в школе и даже находят позитивные результаты. Так, 80% учителей считают, что курс способствует нравственному воспитанию детей, а более 60% родителей ответили, что обсуждают с ребенком темы таких уроков. Впрочем, 60% опрошенных выражали сомнение по поводу дополнительной нагрузки на детей, говорится в докладе. Самим школьникам нравится новый предмет так ответили 82% школьников.
42% родителей отправили своих ребят на курс "Основы светской этики", треть школьников изучают "Основы православной культуры", 18% "Основы мировых религиозных культур". Лучше всего на школьников воздействует курс "Основ буддийской культуры". 94% родителей учащихся, посещающих эти занятия, считают, что их дети стали добрее и терпимее. Правда, изучать буддизм выразили желание менее 1% школьников, подсчитали в Общественной палате.
Источник: Известия