Новые министры российского правительства один за другим удостаиваются аудиенции у патриарха московского и всея Руси Алексия Второго. Вслед за министром культуры и массовых коммуникаций Александром Соколовым к предстоятелю РПЦ на огонек заглянул и министр образования Андрей Фурсенко. И без гадалки ясно, что главной темой беседы министра и патриарха стала перспектива преподавания религии в российской средней школе. Дискуссия на эту тему длится уже несколько лет. В некоторых регионах преподавание основ православия уже включено в школьную программу. И не в качестве факультатива, а как обязательный предмет. Все попытки правозащитников оспорить в суде преподавание одиозного учебника Бородиной "основы православной культуры" успехом не увенчались. Защитники обязательного духовного образования в школе неоднократно обещали, что наряду с основами православной культуры" будут преподаваться "основы культуры иудейской, мусульманской и т.д." Но пока дальше обещаний дело не пошло. Минообразованием рекомендован лишь учебник по "православной культуре". И неслучайно министр образования первым делом встретился с главой православной Церкви, а не какой-либо другой. Алексий Второй и Анрей Фурсенко сошлись на том, что изучение религии поможет возрождению нравственных начал у молодого поколения. Русская православная Церковь готова взять на себя роль воспитателя и вслед за другими государственными ведомствами бороться с "огромным валом безнравственности, распространением наркомании и алкоголизма". Возникает вопрос, почему РПЦ , которая после падения советской власти получила давно желаемую ей свободу проповеди, не смогла препятствовать росту "безнравственности, наркомании и алкоголизма. Не стоит ли признать, что в самой Церкви, которая по опросам населения, заслуживает достаточно высокого уровня доверия населения, не хватает настоящих проповедников, которые могли бы привлекать в храмы паству и воспитывать ту самую нравственность, за которую ратует глава РПЦ? Введение обязательного преподавания православия в школах неминуемо вызывет протест среди большого числа учащихся и их родителей, которые в силу национальной принадлежности ( а Россия- страна прежде всего многонациональная) или, будучи убежденными атеистами, отрицательно отнесутся к насильственному введению религиозного образования. И хотя партриарх говорит о том, что преподавание основ православной культуры - не религиозный , а культорологический предмет", в это верится с трудом.
"Русский курьер", 1 апреля 2004 г.