К концу будущего года "Анжелика Франсуаза", "Антуанетта Шарлотта", "Геацинт Жанна" и "Дениз Давид" навсегда покинут северную башню собора Парижской Богоматери и, не исключается, будут... преданы огню.
Уточним: речь идет о колоколах, носящих имена святых, которые было решено к 850-летнему юбилею знаменитейшего на весь мир Нотр-Дама заменить на новые. Возникает вполне логичный вопрос: а стоит ли это делать, как-никак они верой и правдой прослужили более чем полтора столетия, и многие их считают частью национального культурного наследия.
Настоятель собора и инициатор проекта Патрик Жакен считает, что стоит. И приводит веский аргумент: "Мы хотим вернуть Нотр-Даму его прежний голос".
Дело в том, что до 1789 года на обеих башнях собора было 20 колоколов, которые обладали неповторимым звучанием. Однако во время Великой Французской революции их сняли. Причем 19 переплавили на пушки, и лишь один, самый большой, басовитый "Бурдон Эммануэль", сработанный еще в 1681 году, по счастливой случайности избежал этой печальной участии. Революционеры его конфисковали, но не успели отправить в печь, а в 1802 году по требованию Бонапарта Наполеона "Бурдон Эммануэль" был водружен на прежнее место под своды южной башни собора.
Новые колокола позволят воссоздать дореволюционное звучание собора Парижской Богоматери
Что касается четырех колоколов со звучными именами, то они были отлиты и размещены на северной башне в 1856 году по настоянию Наполеона III, который таким образом отметил крещение своего сына в Нотр-Даме. Но вот в чем загвоздка: работу литейщика Гийома Бессона, исполнившего заказ, никто из специалистов филигранной или качественной не считал ни тогда, ни тем более сейчас. Не то звучание.
Старые колокола заменят на десять новых: восемь разместят на месте прежних четырех на южной башне, и еще один рядом с "Бурдоном Эммануэль" на северной.
"Российская газета" связалась с Филиппом Паккаром, продолжателем рода Паккаров лучших французских колокольных дел мастеров с конца XVIII века , который ныне владеет семейной мастерской. Хотя пока не решено, кто получит контракт по литью колоколов, многие полагают, что, скорее всего, он достанется именно Паккару.
РГ: Вы, как профессионал, разделяете мнение о том, что "северные" колокола надо менять?
Филипп Паккар: Несомненно. Они изначально были не хороши. И дело не в том, как их отливали. Дело в погрешностях формы и профиля колоколов, а это не исправить. Нужны новые. Естественно, старейший "Бурдон Эммануэль" останется на своем месте он идеален. Насколько мне известно, новых будет девять разного размера и с разными "голосами". Так что это позволит воспроизводить дореволюционное звучание собора Парижской Богоматери.
РГ: Но откуда известно, как тогда звучали колокола? Ведь магнитофонов-то не было...
Паккар: В архивах, в том числе известного архитектора XIX века Южена Виолле-ле-Дюка были обнаружены чертежи тех сгинувших в горниле Великой Французской революции колоколов. Диаметр, вес, конфигурация, другие особенности. То есть задача выполнимая.
РГ: Как вы относитесь к полемике вокруг замены колоколов?
Паккар: Всегда есть недовольные. Но ведь меняют-то колокола не только на лучшие, но и те, которые помогут вернуть аутентичный с исторической точки зрения колокольный звон. Иного способа этого добиться просто не существует.
РГ: С тех далеких времен изменилась ли технология литья колоколов?
Паккар: В основном все осталось как было и раньше. Сложность заключается как в самой методике литься, так и в том, как придать колоколу нужную ноту, "настроить" его таким образом, чтобы он звучал чисто. В этом деле главное огромный опыт, накопленный поколениями мастеров.
РГ: А металл тот же?
Паккар: Да. Сплав. Бронза с добавлением олова.
РГ: Сколько колоколов прошло через руки Паккаров?
Паккар: Многие сотни. К примеру, тот который находится на колокольне собора Святого Сердца на вершине Монмартрского холма. Он самый большой во Франции. Между прочим, наши карильоны есть и в России: года три назад они были установлены в двух церквах в окрестностях Санкт-Петербурга.
Источник: Российская газета