Патриарх Кирилл призвал улучшить обслуживание в православных храмах : поставить на входе обученного человека, который с улыбкой встретит, проведет экскурсию и всегда поможет. "Максимально кто работает это свечной ящик, просто продают и деньги получают, сетует предстоятель РПЦ. Но ведь это же люди, которые пришли в храм , им же интересно!" Почему церкви кишат злобными старушками, зачем священнику жалобная книга и Фейсбук об этом и не только рассуждал в эфире радио "КП" ректор Российского православного университета св. Иоанна Богослова игумен Петр (Еремеев).
ХРАМ КАК БОЛЬШАЯ ПОЛИКЛИНИКА, А ВРАЧ ОДИН
Игумен Петр: Если мы приходим к кому-то в гости, то рассчитываем встретить понимание, любовь. Тем более это правило относится к церкви. Издревле в храме всегда были люди, которые встречали приходящих ко Христу людей. Эти служители рассказывали такому человеку о вере, предваряя его встречу со священником. Церковный служитель способствовал воцерковлению человека. Сегодня во многих приходах уже есть штатные сотрудники с такой направленностью катехизаторы. Тем не менее остро стоит вопрос о том, как сделать так, чтобы приходящие в храм люди встречали радушное отношение, чувствовали себя единым целым с общиной и остались в ней навсегда.
ПИСЬМОМ ПО ХАМСТВУ
Звонок от радиослушательницы Надежды: Мы с подругой пришли оформлять отпевание мужа. В такой скорбный момент сотрудница стала так орать: почему пришли вдвоем, выйдите вон!
Игумен Петр: Если вы встречаете такое кощунственное хамство, нужно сделать настоятелю письменное обращение. Мы благодаря вашей помощи сможем реагировать на такие случаи. Ведь часто бывает так: настоятель храма видит церковных сотрудников из алтаря в самом благоприятном свете. При нем все ведут себя прилично. Он выходит из храма возможно, служители меняются.
"КП": Лично вам на кого-нибудь уже жаловались?
Игумен Петр: У меня есть небольшой опыт настоятельства в Хабаровске и Москве. Были разные случаи, но хамства или грубости со стороны моих помощников встречать не приходилось.
"КП": Откуда столько злобы в людях, которые, работая в таком месте, по определению должны быть человечны? В храме в Крылатском только что зажженную тобой свечку прямо при тебе выкидывают в урну...
Игумен Петр: Нужно понимать, что все мы, приходящие в храм , имеем свои недостатки. И не только приходящие возжечь свечу перед святым образом, но и церковные работники. Посочувствуйте, скажите доброе слово. Другое дело, когда встречаете повседневные грубость и хамство. Тем, кто не вполне справляется со своими эмоциями, не стоит утруждать себя работой в храме .
Звонок от радиослушательницы Ирины: Первый раз мы с подругой пришли в храм , когда случилось несчастье. Нас стали ругать, что пришли не в тот день, и просто выставили. Больше в храм не пойду!
Игумен Петр: Не отдаляйте себя от храма из-за нелепых случайностей. Бог вас любит и именно вас ждет и даст вам доброго пастыря. Думайте так, и тогда никакие неурядицы не отлучат вас от храма .
ВМЕСТО ЗЛОБНЫХ СТАРУШЕК СТУДЕНТЫ
"КП": Почему не омолодить церковный персонал? Проблема злобных старушек будет решена.
Игумен Петр: Поскольку у приходов часто просто нет средств, чтобы содержать специальных дежурных по храму , мы рассчитываем на помощь самовыдвиженцев пенсионеров. Поэтому порой священник мирится с недостатком в характере той или иной бабушки. Хотя именно бабушки спасали церковь в недавнем прошлом.
В 80 90-е годы, когда мы приходили в храмы впервые, нас встречали старушки, выстрадавшие свою веру в гонениях. Нам воистину везло на бабушек в те годы. В ответ же на современные вызовы появляются учебные программы по подготовке церковных служителей. В нашем университете по благословению Его Святейшества в этом году был создан целый факультет церковного служения. Ведется подготовка катехизаторов, организаторов работы с молодежью, работников в социальной сфере, в сфере образования. На приходах появляются штатные места для таких специалистов.
"КП": У вас уже есть дежурный по храму . И что, народ доволен и валом валит?
Игумен Петр: Наш храм святого Иоанна Богослова на Новой площади новая, почти с нуля созидаемая община. Мы строим ее сообща, каждый ощущает себя в храме востребованным и желанным. Второй наш храм давно уже действующий приход в Покровском-Стрешневе храм Покрова Пресвятой Богородицы. Но при этом у нас все еще гораздо больше, чем на службы, люди приходят в обеденное время, в "тихий час". А священников всего двое. Это побудило выделить из числа активных студентов нашего вуза дежурных по храму . Мы пригласили ребят алтарничать, петь в хоре и вообще помогать в организации приходской жизни. На любой вопрос люди получают ответ и приветливое отношение. Вопрос не в возрасте, а в отношении. А роль настоятеля внимательно отбирать персонал для храма . Твой помощник должен уметь разделить не только радость, но и горе приходящих.
НЕ ЗАБЫТЬ ПРО ТЕЛЕФОН И ФЕЙСБУК
"КП": Патриарх предлагает такому "церковному менеджеру" обмениваться телефонами с прихожанами и в случае чего звонить с вопросом: "А что это вас так давно у нас не видно?" Напоминает навязчивых консультантов в магазинах, сигналящих об акциях и скидках...
Игумен Петр: Речь идет о выстраивании в приходе общинных, семейных отношений. Не стоит думать, что "телефонная книга" прихода будет использоваться для звонков с навязчивыми предложениями. Многие приходы используют электронную почту и сайты для донесения информации о богослужениях и мероприятиях, в отдельных случаях обзванивают по домашним телефонам. И делается это по просьбе самих верующих. Мой христианский наставник в юности, сейчас почтенный старец протоиерей, служащий в Кропоткине, неизменно размещает на вратах храма свой актуальный телефон для связи в любое время суток.
"КП": И в соцсетях молодежь "вербуете"...
Игумен Петр: Я открыл страницы в соцсетях в самом начале их развития. Тогда это было удобно для восстановления связей с товарищами по семинарии и академии. Но массово стали добавляться люди незнакомые, которые присылают вопросы о вере и духовной жизни. Как правило, это именно молодежь. Иногда вопросов 15 20 в день. Сейчас со временем стало совсем трудно, но ни одного письма без ответа стараюсь не оставлять. В соцсетях много тематических православных групп. Причем администраторами там выступают преимущественно миряне. Это дает возможность активно, но ненавязчиво продвигать христианские ценности в интернет-среду.
Источник: Комсомольская правда