Как заявил сегодня генеральный прокурор РФ Владимир Устинов, "главной целью преступной группировки, арестованной правоохранительными органами, было создание на Северном Кавказе мусульманского государства ваххабитского толка... Об этом свидетельствует большое количество документов". При задержании у них изъяты автоматы, пистолеты, гранаты, взрывчатка и спецснаряжение. Группа имела свои базы в нескольких населенных пунктах Карачаево-Черкесии и Кабардино-Балкарии. Вблизи административной границы между двумя республиками находились оборудованные экстремистами тайники, в которых обнаружены оружие и боеприпасы, продовольствие и одежда.
По данным Главного управления Генеральной прокуратуры на Северном Кавказе, в эту группу также входят и арабские наемники из бандформирования Хаттаба. Кроме задержанных лиц, в местном отделении милиции выявлены также два сотрудника органов внутренних дел, считающих себя приверженцами ваххабизма. Подобное происходит на Северном Кавказе уже не в первый раз. Несмотря на то что некоторые исламские муфтии осуждают ваххабитов, они продолжают пропаганду своего вероучения. Симпатизирующие ваххабитам "исламоведы" объясняют это тем, что ваххабиты представляют собой оппозицию и этим привлекают к себе недовольных сегодняшней жизнью этнических мусульман. Однако это не совсем так. Действительно, верховный муфтий России Талгат Таджуддин и большинство северокавказских муфтиев осуждают ваххабизм и даже борются с ним, однако значительная часть муфтиев поддерживает ваххабитов. И если на Северном Кавказе ни один муфтий не решается откровенно встать на сторону ваххабитов, то в Москве и Татарстане это происходит постоянно.
Московский муфтий Равиль Гайнутдин, претендующий наравне с Таджуддином на лидерство среди российских мусульман (хотя в Духовное управление европейской России (ДУМЕР) Гайнутдина входят только 135 зарегистрированных общин из 3048, а в Центральное духовное управление мусульман (ЦДУМ) Таджуддина около 1000 общин), постоянно демонстрирует свою лояльность в отношении к ваххабитам.
Например, 12 июня 2001 г. в интервью "МК" Гайнутдин прямо заявил:
"Ваххабизм неверно трактуется политиками и журналистами. Ему приписывается сплошной негатив, но на самом деле... ваххабизм это учение, основанное на Коране и Сунне. В нем нет ни намека на экстремизм или терроризм. Более того, они осуждаются" (подобные же заявления Гайнутдин делал и в интервью "Сегодня" от 26.07.2000, и в интервью своему другу Максиму Шевченко в "НГ-религиях" от 29.11.2000).
Вот так, ваххабиты это истинные мусульмане, которые осуждают терроризм. Если поверить Гайнутдину, то получится, что и Хаттаб осуждает терроризм, да и тайник в высокогорном урочище Бичесын с 30 кг взрывчатки как-то сам собой появился. Лидеры всегда выражают свои мысли мягко, а их сторонники понимают все буквальнее и жестче. Очевидно, что слова Гайнутдина о ваххабизме будут поняты его приверженцами так: "истинный ислам это и есть ваххабизм". Неудивительно, что заместитель Гайнутдина Нафигулла Аширов в марте 2001 г. признался и в своих симпатиях к талибам, как раз когда они разрушили все буддийские, индуистские и античные памятники культуры в Афганистане: "Афганистан моноконфессиональное государство, и решение, должны ли находиться в мусульманской стране памятники языческого прошлого, внутреннее дело Афганистана. Западная истерика по поводу уничтожения афганских будд имеет исключительно политическую природу... Талибы, они политические противники и их травят тогда, когда грехи других предпочитают не замечать" ("НГ-религии" от 14.03.2001 г.).
Почему Гайнутдин заявляет о своей полной лояльности ваххабитам, ведь это невыгодно, особенно в связи с его стремлением сохранить хорошие отношения с Кремлем? Ответ прост и лежит на поверхности: Гайнутдин получает миллионы долларов от различных иностранных ваххабитских фондов, вот лишь некоторые из них (даем их названия такими, какими они были зарегистрированы в российском Минюсте): Российский Фонд Ибрагим Бин Абдулазиз Аль Ибрагим (Саудовская Аравия), Международная исламская организация спасения, "Международный гуманитарный призыв" (ОАЭ), Комиссия по научным знакам в Коране и Сунне, Исламское агентство помощи и спасения, "Исламик релиф(помощь)", Лига Исламского мира (Саудовская Аравия), Всемирная ассамблея исламской молодежи, Комитет мусульман Азии (Кувейт). Кстати, многие в 1991 г. удивлялись, что Саудовская Аравия предоставила свою территорию для американских авианосцев и пехотинцев, которые в конце концов вытеснили иракские войска из Кувейта: почему одни мусульмане помогли войне американцев против других мусульман? Ответ прост: В Саудовской Аравии и Кувейте господствует ваххабитский ислам (в Саудовской Аравии его исповедуют до 95% жителей, включая иностранцев).
Российские мусульмане разделены на две враждебные группировки:
сторонников верховного муфтия Талгата Таджуддина и московского муфтия Равиля Гайнутдина. Этому расколу в значительной степени способствовали зарубежные эмиссары. К 1990 году на территории РФ существовало два духовных управления мусульман (ДУМ): европейской части СССР и Сибири (ДУМЕС) с центром в Уфе и Северного Кавказа (ДУМСК) с центром в Махачкале. ДУМСК распался на несколько ДУМов, но позже они вновь объединились в Координационный центр духовных управлений мусульман Северного Кавказа (КЦДУМСК). С тех пор на Северном Кавказе возникло множество не подчиняющихся никому общин так называемых салафитов (они же ваххабиты, боящиеся из-за возможных преследований называть себя своим истинным именем). Особенно широко учение салафитов распространялось в независимой Ичкерии. Вот как это описывает симпатизирующий ваххабитам "исламовед" Алексей Малашенко: "Именно с 1996 г. в Чечне начинается планомерная реализация салафитского проекта... Вскоре после приостановки в августе военных действий З.Яндарбиев принял решительные меры по исламизации государства. В сентябре он подписал указ о расформировании светских судов, которые были заменены шариатскими... Право участвовать в работе этих судов получили зарубежные (арабские) миссионеры. Яндарбиев привлек к формированию шариатской судебной системы, а также к более энергичной салафитской пропаганде дагестанца Багаутдина Мухаммада (лидера ваххабитов в Карамахи и Чабанмахи. СМИ.ru).
Одновременно был введен так называемый Уголовный кодекс-шариат, фактически являющийся переводом Уголовного кодекса Судана (вооружившись этим "кодексом", суданские мусульмане вырезали сотни тысяч суданских христиан. СМИ.ru). В Грозном открылся Исламский молодежный центр, который стал организационным оплотом и кадровым резервом салафитов. В том же году из салафитов сформировали "исламскую гвардию". Ключевые позиции в Чечне заняли полевые командиры, называющие себя сторонниками "истинного ислама" (то есть ваххабиты. СМИ.ru). Их представители И. Халимов, А.-В. Хусаинов, М. Удугов вошли в состав правительства". Сторонником ваххабитов был и Шамиль Басаев, но Малашенко считает, что Басаев стал ваххабитом не из идейных соображений, а потому, что это было выгодно. Ваххабизм распространяется по Северному Кавказу, но северокавказские муфтии занимают странную позицию: с одной стороны, они осуждают ваххабитов (глава КЦДУМСК муфтий Магомед Албогачиев заявляет, что северокавказский ислам основан на суфизме, а ваххабиты, к которым так лояльно относится Гайнутдин и особенно его радикальное окружение, напрочь отрицают суфийскую традицию), а с другой КЦДУМСК входит в качестве ассоциированного члена в Совет муфтиев России (СМР) во главе с Гайнутдином. КЦДУМСК принимает участие и в акциях сторонников Таджуддина (например, в последней конференции "Исламская угроза или угроза исламу", прошедшей 28 июня в Президент-отеле). Идеологически они скорее ближе к Таджуддину, но Гайнутдин располагает более обширными финансовыми и медиа-ресурсами. Раскол среди российских мусульман берет свое начало в 1991 г., когда муфтии Габдулла Галиулла и Нурмухаммад Нигматуллин создают независимые духовные управления Татарстана и Башкирии, а саратовский имам Муккадас Бибарсов Межрегиональное управление мусульман (позже ДУМ Поволжья). Эти акции были вызваны националистическими побуждениями: Всероссийский татарский общественный центр вместе с Галиуллой требовал перевести центр ДУМЕС из Уфы в Казань (иначе обещал отторгнуть от ДУМЕС татарские общины по всей России), а Нигматуллин упрекал Таджуддина в том, что Талгат татарин, а в Уфе должен быть главным башкир (хотя в Башкирии число татар больше, чем башкир). Демарш же Бибарсова вызван его непомерными амбициями: позже, в 1996 году, он зарегистрировал организацию "Мусульмане России" в надежде стать главным мусульманином РФ. 30 сентября 1992 г. раскольники объединяются в Высший координационный совет Духовных управлений мусульман России (ВКС ДУМР), в который кроме вышеуказанных персоналий входит Нафигулла Аширов, ставший к тому времени муфтием созданного им же ДУМ Азиатской части России. Нафигулла Аширов сейчас главное действующее лицо СМР: хотя формально главой СМР является Гайнутдин, фактически там всем заправляют Аширов и Абдул-Вахед Ниязов. В 1971 г. Аширов был осужден в Тюмени за грабеж, после освобождения был вновь осужден (на этот раз за хулиганство), а в 1990 прошел обучение в признанном центре исламского радикализма и ваххабизма Университете им. Амира Абдель-Кадира (г. Константин, Алжир). Таджуддин с 1991 г. сотрудничал с саудовскими властями и религиозными организациями, но уже в 1992 г. он разрывает с ними отношения. Причиной разрыва становится то, что саудовцы были готовы выделять миллионные пожертвования лишь для пропаганды ваххабитского направления ислама.
Чтобы читателю была понятна разница между традиционным исламом и ваххабизмом, необходимо заметить, что ваххабизм неоисламская секта, появившаяся лишь 200 лет назад, не признающая никаких национальных особенностей и традиций, фанатично преданная букве Корана и идее джихада. Разница между традиционным исламом и ваххабизмом такая же, как между православными и "свидетелями Иеговы". Например, один из главных праздников мусульманских народов Татарстана, Башкирии, Средней Азии и Казахстана Навруз имеет зороастрийское происхождение, и его, по мнению ваххабитов и их афганских друзей талибов, недопустимо праздновать "истинному мусульманину". Точно так же ваххабиты полностью отвергают мистическую традицию суфиев, на которой, по словам лидера КЦДУМСК муфтия Магомеда Албогачиева, основан северокавказский ислам. С 1991 г. в России активно действуют такие светские исламские деятели, как Абдул-Вахед Ниязов и Гейдар Джемаль (Джемаль духовный наставник редактора "НГ-религий" Максима Шевченко, хотя Шевченко еще формально не перешел в ислам. М.Т.), также вошедшие в 1992 г. в ВКС ДУМР. Они активно сотрудничают с саудовскими посольством и фондами (Фонд Ибрагим бен-Ибрагим, Хаят уль-Игаса и др.) и организуют в России набор исламской молодежи (зачастую 12-14 лет) и ее отправку на обучение в Саудовскую Аравию, где "студенты" знакомятся не только с основами ислама, но и с ваххабизмом. "В начале 90-х годов несколько сот наших молодых людей поехали в институты и университеты Саудовской Аравии, которая оплачивала все расходы наших студентов. Ни одна другая страна исламского мира не смогла принять столько абитуриентов в свои исламские центры. Королевство Саудовской Аравии приняло наших студентов и подготовило их", заявил Гайнутдин в интервью "НГ-религиям" (от 29.11.2000). Гайнутдин имел за собой не только финансовые средства нефтяных арабских королевств, но и поддержку Кремля. Группе Гайнутдина долго удавалось вводить Кремль в заблуждение (заявлять о своей лояльности к администрации президента, а самим поддерживать то ваххабитов, то Лужкова).
Ваххабизм свил гнездо не только в окружении московского муфтия. В Татарстане при поддержке Шаймиева в 1998 г. муфтием республики стал Гусман Исхаков. По словам муфтия Татарстана (в юрисдикции Таджуддина) Фарида Салмана, Гусман Исхаков является "платным агентом Саудовской Аравии в России, а сын его сейчас учится в Саудовской Аравии в университете Абдель-Ваххаба в Эр-Рияде" (Абдель-Ваххаб основатель ваххабизма). В окружении Шаймиева есть и другие лица, которые по слухам связаны с исламскими радикалами. Например, мужем нынешнего вице-премьера Татарстана по культуре Зили Валиевой, которая, как говорят, и организовала письмо Шаймиева к Путину с требованием запретить празднование в России годовщин Куликовской битвы, является глава общества "Ватан" ("Родина") Рамзиль Валеев. Одноименная партия (связь с которой г-н Валеев отрицает) 12 июня 2000 г. провела в Москве пикет под лозунгом "Басаев да, Путин нет", а 18 марта 2001 г. приняла обращение к Путину и Шаймиеву с требованием отменить празднование годовщины Куликовской битвы. Легально действует в Татарстане и партия "Иттифак" Фаузия Байрамова, который в советские времена писал стихи о Ленине, а сейчас является приверженцем ваххабизма и даже, по словам Фарида Салмана, "заявляет, что нужно убивать детей от межнациональных браков". Российские мусульмане вторая по численности конфессиональная группа в России после православных. Гайнутдин и его окружение заявляют, что в России 20 млн. мусульман, Таджуддин 15 млн. Но и та и другая цифры завышены. По данным Госкомстата, в 1999 году в РФ постоянно проживали 13,17 млн. этнических мусульман (9% населения РФ; в 1989 их было 11,83 млн.). Из них считают себя мусульманами 8-9 млн. человек (по данным разных социологических служб, мусульмане составляют 3-6% россиян), хотя 75% из них не ходят в мечеть ни разу в год, а 65% не молятся ни разу в год (похожая ситуация наблюдается и у православных, хотя посещают церкви православные чаще, чем мусульмане). Мусульманину положено молиться 5 раз в день, таких мусульман в России примерно полмиллиона. Ваххабитов из них всего несколько десятков тысяч, но и этих десятков тысяч может оказаться достаточно для захвата власти в одной мусульманской республике. И этой мусульманской республикой может стать не только какая-нибудь из северокавказских, но и Татарстан.
Источник: СМИ.ру|||