ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

Очередь единения и раздора

Александра Сопова :: 28 ноября 2011

Пояс Пресвятой Богородицы, пробыв в России чуть более месяца, а в Москве чуть более недели, отбыл в монастырь Ватопед на Святую Афонскую гору рано утром в понедельник. Ему поклонились чуть менее трех миллионов человек. Время подводить итоги и сравнивать выводы экспертов: то ли мы сумели взять от принесения святыни, что могли и хотели получить.

Город получил достопримечательность и проблему. В поездах и на станциях Сокольнической линии объявляли по громкой связи, где начинается очередь. Все городские службы сосредоточились на поддержке верующих, идущих к святыне в ноябрьскую московскую погоду. Скорые, полевые кухни от МЧС, колка дров в самом центре Москвы, дежурные катера на реке (паломники свидетельствуют, что в давке в ночь на 22 ноября некоторых действительно сталкивали в воду)... Да, за бюджетные деньги, даже если это раздражает блогеров. Да, это в основном российские граждане, они заплатили налоги и имеют право не разбираться, что оплачивается из региональной, а что – из федеральной казны.

Ежедневные публикации во всех светских СМИ, верхушки рейтингов в новостях, репортажи на телевидении. Может, на каком-то этапе и пиар, но почти сразу – уже отражение события, заинтересовавшего десятки тысяч людей и, стало быть, достойного внимания все новых и новых десятков тысяч. Город получил событие, ради которого некоторые жители "глубинки" отправились в столицу, потому что многое можно увидеть по телевизору – и достаточно, а к этому – душа просит быть причастным.

Что получила Церковь? "Этот Пояс дает нам возможность молитвенно и физически прикоснуться к Самой Пречистой Царице Небесной, – сказал в последний день пребывания святыни в Москве Патриарх Кирилл. – То, что произошло в связи с посещением этой святыней нашей земли, являет силу Божественной благодати нашему народу, который в значительной степени еще пребывает в безверии и отстоит далеко от Церкви, даже будучи формально крещеным. И когда миллионы людей прикасаются к этой святыне, выстаивая сутками в мороз и под дождем, то тем самым является сила Святой Руси, которую многие уже считали умершей, безвозвратно потерянной... Принесение Пояса Пресвятой Богородицы вдруг дало возможность увидеть, может быть, самое сильное и великое, что сохраняется в жизни народа, – эту сильную, горячую, искреннюю веру людей".

Вряд ли Патриарх предполагает непереходимую пропасть между тем народом, который "лишь формально крещен и пока далек от Церкви", и тем, который стоял в очереди к храму Христа Спасителя. Ведь стояли в том числе те, кто последний раз заходил освятить куличи и собирался теперь за крещенской водой, да вклинился в эти планы ковчег с древним артефактом. Очередь объединила их с теми, кто регулярно исповедуется и гречку с тушенкой в среду или пятницу с полевой кухни не возьмет.

Два мира – два детства

Фразочка о двух мирах вспоминалась за эту неделю часто и по многим поводам. Во-первых, она мягко заменяет формулу о том, что у нас якобы "две Церкви" и/или "две России". Мол, одна Россия увидела другую и одна Церковь – осознала массовость другой. Во-вторых, описывает нетождественность события его отражением в СМИ и соцсетях. В-третьих, она о взгляде из "обычной" многочасовой очереди на короткую жидкую очередь "випов", как бы они ни получили свои пропуска: как "благоукрасители и благотворители" или как высокие чиновники.

МЧС предоставило 17 полевых кухонь, и запах костра и каши разносился по набережной

В тех, кто стоял в очереди, сознательные верующие подозревали "магическое сознание" и языческую логику "я Тебе, Боже, 12 часов в очереди, а Ты мне – изволь удачу, здоровье и много денег". Неверующие предполагали "тупой фанатизм", "стадный инстинкт" и "подделку" вместо самой реликвии.

"В большинстве своем адекватные люди, – сделал из общения вывод один из священников, дежуривших в очереди и отвечавших на вопросы паломников. – С нормальными вопросами".

"То, с чем упорно боролись, на борьбу с чем положено столько сил, сопротивлению чему в жертву принесено так много, – за считанные дни признано церковной нормой. Десять лет моих личных пастырских усилий – нивелировано с легкостью..." – сетует другой священник на Facebook, замечая, впрочем, что к стоящим у него претензий нет. В комментариях разгорается одна из самых длинных дискуссий по теме.

Споры о месте интеллигенции в Церкви эффектно противопоставляются тысячам "я ребеночка хочу" и "можно ли взять не один, а два освященных пояска".

Дрова кололи прямо на тротуаре

Об очереди, сломавшей "формат церковно-общественных мероприятий", пишут "ломающие формат" авторской колонки художественные тексты; почему-то наибольшее напряжение вызывают публикации о пропусках в храм мимо очереди (как будто они не всегда бывают и как будто стоящие в "длинной и честной" очереди пытаются запретить Христу войти в дом мытаря Закхея); одни говорят о пасхальной радости на набережной, другие – о зверином ожесточении и тоске.

Пиар и политика

"Объясните мне, чего вы к сейчас в такой очереди стоите, а к другим святыням в Москве не ходите?" – спрашивает священник у народа. "Да мы ж ничего не знаем!" – честно отвечают ему. "Много ведь мощей в храмах!" – "Получается, здесь просто пиара больше", – говорят сами верующие. Начинается краткий экскурс по святыням столицы: не только частица того же пояса Богородицы в храме Илии Обыденного, но и мощи и чудотворные иконы, перед которыми можно помолиться в той или иной скорби. "Батюшка, а нам, а нам!" – рассказ повторяется для "галерки" стоящих в том же кордоне. Другой священник заключает подобную лекцию пастырским наставлением: "Если что забудете, в интернете посмотрите". Эффект от рассказов есть: в храме пророка Илии народу явно больше обычного, вопрос "где свечи о здравии, а где за упокой" выдает нечастых захожан, да и на ближайших улицах дорогой в Обыденский интересуются постоянно.

"Батюшка, как в очереди молиться?" – "Например, можно так: Пресвятая Богородице, спаси нас!" – "Я имею в виду, какую молитву читать?" – "Так это тоже молитва, только краткая".

"Мы тут сами как священники становимся, – рассказывает полицейский на набережной. – Перед тем как кордон открывать, целую проповедь читаешь: братья и сестры, не бегите, не давите друг друга, не по-Божески это".

В воскресенье днем очередь преодолевалась часа за два. В ней практически постоянно двигались, полевые кухни уступали солдатам и полицейским, а кроме того, не давились, не бежали сломя голову между кордонами, как в предыдущие дни, когда за 18 часов ожесточались на морозе. Тогда, вспоминают "дежурные батюшки", люди стремились хотя бы просто за руку подержаться, а главным вопросом было "сколько осталось стоять". Но в шустрой двухчасовой очереди и молитвенников почти не видно, и акафистов не слышно. Те же священники говорят, что этим очередь отличается от обычных уже для Москвы людских потоков к "привозным святыням": например, к мощам великомученика Пантелеимона редкий человек шел без молитвослова.

Возле очереди каждые несколько часов сменялись двадцать дежурных священников, готовых ответить на вопросы верующих и поддержать их

"Все равно это чудо Божие, – уверен священник после общения с очередью. – Я не помню, когда последний раз что бы то ни было выводило на улицу сотни тысяч человек. Митинги на Манежной в 90-е? Путч? Разгром Белого дома? И тогда столько не было. А теперь вера вывела".

В интернете продолжат обсуждать, что в Храм Христа Спасителя приезжал приложиться к поясу Богородицы раб Божий Геннадий, председатель ЦК КПРФ, а перед храмом на Остоженке милые девушки раздавали листовки с призывами не слушать "верных ленинцев", которые "вновь поднимают голову", не забыть о мраке безбожия, в который они ввергали страну. Вроде бы агитацию и даже церковную торговлю (чтобы не создать прикрытие для злоупотреблений, мошенничества и сектантской вербовки) в очереди собирались пресекать, а листовки были анонимные, и раздававшие их люди уверяли, что "не знают", кто автор текста и кто инициировал его распространение.

Отложенные последствия

У принесения пояса Богородицы есть даже комический эффект: в столице сегодня всем понятна шутка в надписи на заборе: "Москвичи! В городе 154 магазина "ремни"!" Для многих самым заметным следствием массового паломничества стали перекрытия дорог и пробки. Владимир Путин рассуждает о роли принесения святыни в решении демографической проблемы в России. Кто-то полагает, что государство должно оценить реальную численность и активность верующих и впредь еще больше с этим считаться. Однозначно, событие стало достаточно резонансным, и каждый из побывавших у святыни теперь с большей вероятностью начнет задавать себе и окружающим вопросы о вере. Наверняка многое будет зависеть от того, как ему будут отвечать. Один из священников сказал: "Они – наша потенциальная паства, и у нас появилась уникальная возможность обратиться к ним. Другое дело, что не все эти люди и после поклонения Поясу будут ходить в храмы – но это уже наша вина, вина священников, прежде всего". Как и ожидаемый бэби-бум, оценивать миссионерский эффект принесения святыни пока рано.

Считается, что в городах, где пояс Богородицы побывал до принесения в Москву, святыне поклонились около двух миллионов человек. В Москве к вечеру последнего дня – более 800 тысяч человек. Более трети паломников – жители других регионов России и ближнего зарубежья: организаторы насчитали больше 850 автобусов с паломниками с Украины, из Белоруссии и Молдавии.

С 20 октября принесенная Фондом Андрея Первозванного в Россию реликвия посетила Санкт-Петербург, Екатеринбург, Норильск, Владивосток, Красноярск, Тюмень, Нижний Новгород, Дивеево, Саранск, Самару, Волгоград, Ростов-на-Дону, Ставрополь, Калининград, Москву. Первоначально святыня должна была вернуться на Афон 23 ноября, но срок ее пребывания в России продлили из-за большого числа желающих поклониться ей.

Источник: Нескучный сад

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Плаха – геноцид русских"Ректор РПУ: яркая дискуссия о традиционных ценностях подтвердила актуальность темыВ рамках Петербургского экономического форума официальный представитель МИД России М.В. Захарова провела презентацию монографии В.А. Щипкова "Против секуляризма"Представители Церкви приняли участие в панельной дискуссии на сессии "Религия и экономика: к новым путям взаимодействия государства и религиозных организаций" в рамках Петербургского экономического форумаА.В. Щипков выступил на сессии "Роль государства и медиа в формировании мировоззрения и ценностей человека" в рамках Петербургского международного экономического форумаЩипков. "Писательский труд"Щипков. "Беловежский сговор"Щипков. "Потёмкинские деревни"Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама