ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

5 вопросов о православных гимназистах

Кабышева Мария :: 28 ноября 2011

Регулярные реформы в системе образования, а также многочисленные претензии к нравственному и образовательному уровню современных школ порой заставляют родителей искать альтернативы обычной государственной школе. Одна из таких альтернаив – православные гиназии, популярность которых все растет. С чем это связано, насколько полноценно "православное" образование, почему и здесь не обходится без проблем – на эти и другие вопросы "Фомы" отвечает директор православной школы "Рождество" Валерия Шварц.

1. В православных школах учатся не только дети церковных родителей, есть дети и из нецерковных семей. Как Вы избегаете проблем? Ведь ребенку, которого раньше в храм не водили, теперь приходится молиться, соблюдать посты, посещать богослужения?

У нас, конечно, нет прибора по измерению духовного роста каждого отдельного ученика, но этот вопрос мы подробно проговариваем с родителями на стадии собеседования перед тем, как принять ребенка в школу. Мы подчеркиваем, что в православной школе все мы идем одним путем – при этом, само собой, каждый со своей скоростью и глубиной проникновения. Родители обычно с этим соглашаются. Однако если через какое-то время мы понимаем, что наш "договор" остался только на словах, что семья на самом деле отдала ребенка в православную школу только потому что там "плохому не научат", а разделять с нами наш путь не собирается – то мы просто прекращаем отношения с этой семьей. Нельзя сеять в ребенке цинизм и ставить его в ситуацию, когда он должен где-то врать – либо у нас, либо дома.

2. Когда православные родители отдают детей в православную школу – это понятно. Но что же заставляет делать то же самое и нецерковных родителей?

Мне кажется, что существование таких школ, как наша, в значительной степени порождено родительским и всеобщим страхом перед тем злом, в которое ребенок может окунуться: наркотики, пьянство, растление и так далее. И родители просто ищут наиболее надежные стены, которые могут ребенка от всего этого уберечь, и считают, что это – стены православной школы. Вполне понятное и объяснимое чувство.

Что же касается православных родителей, то тут не все так просто. Во-первых, лично я не считаю, что православные школы – обязательный выбор для церковных родителей. Православие, да и вообще религиозная составляющая жизни человека – это дело семейное. В каком-то смысле главная "школа" тут – это именно семья. Школа же, где дают образование, должна быть в первую очередь просто качественным учебным заведением. А во-вторых, и православные родители иногда бывают очень недовольны той или иной православной школой. Некоторые считают, что школа, куда ходит их ребенок, – "недостаточно православная", и в ней, например, читают – о ужас! – книжки про Винни-Пуха и Муми-тролля. И такие родители забирают своих детей, чтобы те не подвергались "насильственному просветительству". Детей либо переводят в обычную школу, считая, что там по какой-то причине лучше, либо увозят из крупных городов туда, где находят заведения, более соответствующие своим представлениям.

3. Православные гимназии, как правило, имеют гуманитарный уклон. Почему? Ведь порой это ставит родителей перед сложным выбором: оставить ребенка с математическими склонностями учиться в любимой гимназии или перевести в светскую школу, но с техническим уклоном?

Для того, чтобы ребенок сумел воспринять какие-то духовные ценности, необходимо развить его душевные ценности. А душевный строй развивается музыкой, живописью, литературой – то есть, всем тем, что составляет гуманитарную сферу. Отсюда – гуманитарный уклон. Что делать родителям, которые желают образовывать детей математически? Отдавать в хорошую математическую школу. А духовно-нравственные задачи решать в кругу семьи.

4. Существует мнение, что выпускники православных школ оказываются неприспособленными к дальнейшей жизни. Так ли это?

Сейчас преждевременно делать выводы такого рода: для этого нет показательной статистики. Православные школы в России пока просто не успели выпустить достаточно количество людей, чтобы социологически это оценить. Полноценные выпускные классы в православных школах только-только появляются. Но по моим личным ощущениям, наши выпускники ничем принципиально не отличаются от своих сверстников, поскольку ведут совершенно открытый образ жизни. И нет никаких оснований полагать, что им трудно приспособиться в мире. Наоборот: они, получив православное воспитание, в большей степени защищены от всяких "растлительных вирусов", чем их сверстники. Это делает их более стойкими в очень непростой взрослой жизни, полной проблем и искушений.

5. Нередко случается, что дети, которые учатся в православных школах, к подростковому возрасту теряют интерес к Православию или даже демонстративно отвергают церковную жизнь. Почему так происходит?

Знаете, в нашей профессиональной среде выработался специальный термин: "дети верующих родителей". Они составляют совершенно отдельную группу, с которой каждый священник выстраивает взаимодействие так, как считает возможным, но совершенно особым образом. Это первое поколение детей, которых родители привели в храм после безбожного периода. Это дети, родители которых искренне обрели веру, но сами дети по существу ничего о Православии не знают. Им в их 14 лет приходится заново рассказывать, что такое православная вера. Родители приучили детей регулярно бывать в храме, но подчас не смогли объяснить им ничего об отношениях человека и Бога. Поэтому внешнюю обрядовую часть церковной жизни дети восприняли, но личным, внутренним духовным опытом это подкреплено далеко не всегда. Вот и получается, что дети, которых в детстве водили в церковь, отторгаются от храма, ведь хождение храм для них стал чем-то очень слишком привычным. А подросткам в принципе свойственно что-то отвергать, и отвергают они как раз самое близкое и родное – родителей, а вместе с ними и храм, который прочно с родителями ассоциируется.

Источник: Фома

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Плаха – геноцид русских"Ректор РПУ: яркая дискуссия о традиционных ценностях подтвердила актуальность темыВ рамках Петербургского экономического форума официальный представитель МИД России М.В. Захарова провела презентацию монографии В.А. Щипкова "Против секуляризма"Представители Церкви приняли участие в панельной дискуссии на сессии "Религия и экономика: к новым путям взаимодействия государства и религиозных организаций" в рамках Петербургского экономического форумаА.В. Щипков выступил на сессии "Роль государства и медиа в формировании мировоззрения и ценностей человека" в рамках Петербургского международного экономического форумаЩипков. "Писательский труд"Щипков. "Беловежский сговор"Щипков. "Потёмкинские деревни"Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама