Одним из самых заметных событий уходящего года стало явление в Москве Пояса Пресвятой Богородицы. Эта православная святыня, которая по преданию исцеляет от недугов и помогает рождению детей, прибыла в Россию из монастыря Ватопед, что в Афоне. Москва стала последним, 14 городом нашей страны, куда афонские монахи 19 ноября сопроводили одну из самых главных православных святынь. Изначально планировалось, что она пробудет в столице до 23 ноября. Однако в связи с беспрецедентным количеством верующих, желающих поклониться Поясу Богородицы, по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, с согласия Священного кинота Афона и братии Ватопедского монастыря святыня находилась в Москве до 4 часов утра 28 ноября. Вместе с тем в московской прессе появилось немало измышлений по поводу всяких злоупотреблений и нарушений во время пребывания в столице Пояса Пресвятой Богородицы. Как процесс поклонения святыне проходил на самом деле, журналистам рассказали одни из основных его организаторов. Пресс-конференцию дали заместитель мэра в правительстве Москвы Александр Горбенко, руководитель столичного Департамента межрегионального сотрудничества, национальной политики и связей с религиозными организациями Юрий Артюх, председатель Синодального информационного отдела Московской патриархии Владимир Легойда.
В начале пресс-конференции Александр Горбенко напомнил, что Пояс Пресвятой Богородицы посетил Россию впервые. Афонские монахи сопроводили святыню в 14 городов нашей страны и еще Серафимо-Дивеевский монастырь. Всего православная святыня пробыла в России 39 дней, из них 9 дней в Москве, которая стала последним городом ее пребывания в России. В столице Пояс Пресвятой Богородицы, установленный в храме Христа Спасителя, посетили около миллиона верующих. Причем это были не только жители мегаполиса. Специально прикоснуться к исцеляющей святыне из различных городов страны приехало огромное число паломников. С этой целью в Москву прибыло около 1 тысячи автобусов.
Конечно, сам процесс поклонения православной святыне был организован прибывшими монахами из Ватопедского монастыря в Афоне и московскими священнослужителями. Однако кроме духовной части этого выдающегося события на повестку дня встали и чисто технические вопросы, выдвинулись организационные задачи бытового плана. Огромное количество людей, стремящихся в эти дни попасть в храм Христа Спасителя, прибытие большого числа транспорта из других городов и даже стран, тяжелые погодные условия, в которых оказались люди, жаждущие прикоснуться к святыне, все эти обстоятельства создали массу мирских проблем. Их пришлось решать столичным властям. Для этого городским руководством была создана специальная комиссия, которую возглавил заместитель мэра в правительстве Москвы по вопросам работы со средствами массовой информации, межрегиональному сотрудничеству, спорту и туризму, рекламе Александр Горбенко. Чтобы понять, какой объем работы выпал на эту комиссию, достаточно привести такие факты. Очередь паломников для поклонения Поясу Пресвятой Богородицы нередко одновременно составляла до 80 тысяч человек. Она, как правило, растягивалась на 8 километров от Лужников до храма Христа Спасителя. Прохождение в очереди до святыни порой составляло 26 часов. И так все 9 дней пребывания Пояса Пресвятой Богородицы в Москве. Причем люди стояли сутками на морозе. В том числе через подобные испытания проходили дети, а также инвалиды. Столичные власти предприняли серьезные меры, чтобы не допустить обморожения людей, обострения хронических болезней, а также облегчить многочасовое стояние паломников в беспрецедентной очереди. Кроме того, остро встал вопрос и общественного порядка при таком огромном скоплении людей, обеспечения их безопасности. Вдоль всей очереди были выставлены и круглосуточно находились рядом с православными верующими 202 специальных автобуса для обогрева и кратковременного сна. Из этих автобусов фактически выросла целая сплошная стена, которая стояла параллельно многокилометровой очереди. Также для паломников в удобных местах было организовано 508 биотуалетов с необходимыми гигиеническими принадлежностями. Очень важно отметить, что постоянно работало 132 пункта с горячим питанием. Было развернуто 17 полевых кухонь, где несколько раз в день бесплатно выдавалась горячая каша различных видов с тушенкой и хлебом. Круглосуточно действовали пункты с горячим чаем часть из них была организована коммерческими предприятиями за умеренную плату, а часть раздавала чай бесплатно за счет средств городского бюджета. Однако даже в платных пунктах чай продавался по ценам, значительно ниже первоначально установленных частными торговыми точками, по тем, которые рекомендовали столичные власти. Однако коммерсанты в этом случае не только не понесли убытков, но и не упустили своей выгоды разница между совокупной запрашиваемой и реальной стоимостью чая и печенья им была восстановлена городским руководством за счет средств Москвы. Столичный Департамент здравоохранения организовал круглосуточное дежурство врачей и специальных бригад скорой помощи таковых постоянно с паломниками находилось 23 бригады. Крометого, 4 группы врачей круглосуточно обходили автобусы для обогрева людей и при необходимости оказывали там паломникам медицинскую помощь. Всего московские врачи оказали экстренную помощь в 1143 случаях, 76 человек им пришлось прямо из очереди госпитализировать в столичные больницы. Однако причинами всех этих случаев послужило обострение застарелых или хронических болезней. У одного ребенка случился приступ аппендицита. К гордости столичных властей стоит отметить, что за все 9 морозных дней не произошло ни одного обморожения паломников, не случилось заболеваний из-за недостатка или плохого питания, обмороков от усталости. 20 специальных автобусов совершенно бесплатно в круглосуточном режиме развозили по удобным маршрутам тех паломников, кто уже прошел мимо Пояса Пресвятой Богородицы. Была организована круглосуточная работа такси специально для верующих, причем по фиксированно низкой плате в любое время суток, в любой конец Москвы машина могла отвезти паломника всего за 350 рублей. В отдельные дни время работы метро продлялось на час. Московские власти организовали работу "горячей линии" по проблемам стояния в многокилометровой очереди и прохода к святыне. Туда поступало около 2,5 тысячи звонков каждые сутки в основном с вопросами: где начинается очередь и где заканчивается, как лучше до нее добраться из определенного района города, каков режим работы метро или других видов общественного транспорта. Правопорядок круглосуточно обеспечивало более 2 тысяч полицейских и около 100 тысяч волонтеров. Столичные власти также предприняли кардинальные меры для того, чтобы огромное скопление людей, в том числе приехавших из других городов, не стали причиной серьезного затруднения передвижения москвичей по своим привычным маршрутам как на автомобилях, так и на общественном транспорте. В том числе были организованы удобные и безопасные места стоянок прибывающих в большом количестве иногородних автобусов. Здесь фактически идеально сработала московская служба ГИБДД.
Обозреватель нашей газеты задал вопрос, правда ли то, что так называемых VIP-персон пускали в храм Христа Спасителя дотронуться до православной святыни вне всякой очереди, когда многие тысячи простых людей сутками стояли на ногах и мерзли на морозе. Александр Горбенко опроверг подобную информацию и назвал ее не более чем слухом. Подоплекой подобных домыслов могли послужить такие факты. Заместитель мэра объяснил, что во время пребывания Пояса Пресвятой Богородицы в храме Христа Спасителя беспрерывно шла специальная служба. Каждые два часа ее проводили различные группы, состоящие из 150 священнослужителей. То есть в течение 9 дней ежесуточно требовалось порядка 1800 церковных людей, которых собрать только по Москве не представлялось возможным. А потому священнослужители через каждые два часа прибывали на автобусах из других городов, естественно, они фазу же шли в храм со служебного входа. Дорога, как правило, была дальняя, а потому для удобства священники ехали в светской одежде и переодевались уже в храме . Возможно, их принимали за VIP-персон, пытающихся пройти без очереди. Некоторых людей действительно пускали по так называемой льготной очереди. Но это были отнюдь не VIP-персоны, а верующие ребятишки из детских домов и домов инвалидов как из Москвы, так и других городов. Для них заранее были напечатаны специальные пригласительные билеты, которые после прикосновения к святыне должны были забрать. Однако были такие дети и инвалиды, которые просили оставить билеты на память, а на самом деле передавали их другим людям простым верующим. Но осуждать за такие поступки трудно ведь люди стояли не за дефицитными вещами, а стремились прикоснуться к святыне.
Александр Горбенко сообщил обозревателю нашей газеты, что работа по решению мирских проблем паломников в их многочасовом стоянии к православной святыне стала для столичных властей бесценным опытом в организации и проведении крупномасштабных мероприятий, которых в Москве ожидается еще великое множество. Председатель Синодального информационного отдела Патриархии Владимир Легойда самым высоким образом оценил организаторскую работу московского руководства по обеспечению массового доступа многотысячных паломников к Поясу Пресвятой Богородицы, назвал эту работу идеальной. От имени руководства Русской православной церкви Владимир Легойда выразил правительству Москвы глубокую благодарность.
Источник: Тверская 13