Завершилось пребывание в России великой афонской святыни, перед которой молились многие поколения подвижников, – пояса Пресвятой Богородицы. За это время ей поклонилось более 3 миллионов человек, что является, по словам Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, "выражением великой веры народа, в ответ на которую Бог дает нам чудо – чудо сохранения веры и жизни". И разве сам по себе феномен столь масштабного паломничества наших соотечественников к святыне не говорит об их горячем стремлении к Православной Церкви?
Зачем люди, несмотря на непогоду и свои немощи, стояли в бесконечных очередях в храм Христа Спасителя и другие храмы российских городов, где побывал пояс Богородицы? Наверное, у каждого в сердце были свои побуждения, боли и мольбы. Но, пожалуй, наиболее точно выразил главный смысл этой великой побудительной силы наш патриарх, связавший пребывание пояса Пресвятой Богородицы в России с возможностью "понять силу Божественной благодати и близость присутствия к нам небесного мира".
Между тем некоторые "культурологи", бросившиеся в эти дни комментировать реакцию россиян на принесение пояса Пресвятой Богородицы, попытались увидеть в этом нечто совсем иное – к примеру, как писала газета "Московские новости" от 25 ноября 2011 года, "вспышку коллективного магизма".
Если на ряде интернет-сайтов наблюдалось откровенное беснование и полное неприятие религиозных чувств наших соотечественников, то в "Московских новостях" предприняли попытку придать публикации "научный характер" и с этой высоты, хорошо известной нам по истории СССР, "ниспровергнуть" основы веры. Для этого позвали "исследователя феномена религиозности" – чтобы вместе с ним назвать недавние события "закатом рационализма". Текст, занявший целую полосу под рубрикой "Размышления", вышел под заголовком "Для толпы, которая стоит в очереди за чудом, религия неотличима от колдовства".
"Истерический масштаб", "религиозный психоз", "заряженная сильными эмоциями большая группа офонаревших людей" – такими определениями оперирует "исследователь феномена религиозности", который, впрочем, не видит ничего дурного в том, что "наша российская коллега Татьяна Глушкова целый месяц вместе с паломниками-индусами провела в Индии и написала об этом книгу", а "на могилу цадика Нахмана Брацлавского в украинский город Умань съезжаются тысячи религиозных евреев", не говоря уже о том, что "мусульмане всего мира совершают хадж". То есть с религиозностью как таковой он бы готов был смириться – но только не в данном случае.
Однако прежде чем остановиться на некоторых тезисах текста, сделаем несколько штрихов к портрету, так сказать, "главного героя". Это Николай Шабуров. Он – директор Центра изучения религий Российского государственного гуманитарного университета. Активно выступал против введения предмета "Основы православной культуры" в школьную программу. Один из авторов учебника "Религии мира", где около 100 страниц из 267 посвящено брахманизму-буддизму-индуизму. Одно из его интервью несколько лет назад носило скандальное название – "Бог отвернулся от Православия".
И на сей раз, давая интервью корреспонденту "МН" Татьяне Малкиной, Шабуров в выражениях и оценках тоже не стесняется. "Плохо то, что это (то есть очередь к поясу Богородицы в храм Христа Спасителя. – В.П.) принимает истерический масштаб".
На самом деле все ровно наоборот: в очереди никаких истерик не наблюдалось; люди, приехавшие в Москву со всех концов России и даже прилетевшие из других стран – чтобы испросить у Пречистой помощи и заступничества, старались друг другу помогать; спокойно читали и пели молитвы Богородице. А вот истерика случилась как раз у "исследователя феномена религиозности" и его визави – автора текста Татьяны Малкиной, когда они обсуждали происходящее, ведь многотысячная, все не убывавшая очередь в храм к святыне – яркое свидетельство того, что все больше наших соотечественников приходит к Православию.
Впрочем, для Шабурова и его собеседницы, пишущей слово "Бог" только с маленькой буквы, вера – это несуществующий вздор: по их мнению, речь идет о "религиозном психозе". Подобным образом (и как бы мимоходом) Шабуров изливает свою злобу и на такие великие чудеса, как Благодатный огонь и мироточащие иконы.
И возрождение церковной жизни в России, и стремление значительной части современного общества к Церкви, как и стояние в очереди к афонской святыне и обращение с молитвой к Богородице (даже тех, кто никогда раньше не молился) – все это для него все тот же "религиозный психоз". Поистине, "слово о кресте для погибающих юродство есть, а для нас, спасаемых, – сила Божия", как утверждал апостол Павел (1 Кор. 1: 18).
Шабуров провозглашает, что для толпы, стоящей в очереди за чудом, религия неотличима от колдовства, а "увлечение магизмом" идет от нежелания брать на себя ответственность, рассуждать: по мнению "исследователя феномена религиозности", люди, стоящие в очереди, "важные проблемы делегировали поясу Богородицы". Последнее заявление за его абсурдностью комментировать не станем, но вот что касается "магизма", отошлем читателя к тексту священника Игоря Фомина "Пять вопросов о поклонении поясу Пресвятой Бородицы".
Все, кто стоял в очереди, пишет он, люди верующие, ибо невозможно простоять 10–15 часов лишь из праздного любопытства. А для скольких наших соотечественников именно с этого момента и начался сознательный путь в Церковь!
Еще одним ответом – едва ли не лучшим – на обвинения в "магизме" стала недавняя проповедь патриарха Кирилла в Покровском монастыре у мощей блаженной Матроны (ей тоже, кстати, досталось от авторов публикации).
"Когда мы подходим к ее мощам, – сказал патриарх, – мы не получаем прошения по нашим молитвам автоматически, потому что в Церкви нет никакой магии. Это колдуны и маги говорят: "Ничего не надо, заплати деньги, сделай то-то и то-то, скажи заклинание, соверши какие-то суеверные действия – и ты автоматически получишь все, что хочешь". В Церкви человек ничего не получает автоматически – он получает в ответ на свою молитву, на свою веру и на свое стремление и готовность жить по Божиему закону. А в центре этого закона – способность человека нести свой крест, как учит Христос".
Нельзя пройти мимо и еще одного аргумента Шабурова: он уверен, что сегодня невозможно говорить о росте религиозности. Опросы общественного мнения, по его словам, показывают, что у нас не очень высокий процент верующих: регулярно, раз в неделю, на церковные службы ходит лишь 3–4% населения. Чтобы понять, что это не так, достаточно посмотреть данные социологических исследований ВЦИОМ, Института общественного проектирования и других известных исследовательских центров.
Так, например, известный социолог Михаил Тарусин в масштабном всероссийском исследовании "Реальная Россия" приводит данные, согласно которым число активно религиозных людей (тех, что посещают храм раз в месяц и чаще) в октябре 1992 года составляло 4%, в августе 2000 года – 6%, а в 2005 году, когда проводилось это исследование, – уже 8%. Более того, в 1992 году причащающихся несколько раз в год насчитывалось 7%, в 2000-м – 12%, в 2005-м – 18%. Сегодня число людей, и регулярно посещающих храм, и причащающихся, еще выше. Так что в случае Шабурова мы имеем дело либо с некомпетентностью, либо с подтасовкой фактов.
Вполне очевидно, что чувства ярости, которые вызывают Русская Православная Церковь и верующие и которые вновь вырвались на свет в связи с принесением пояса Пресвятой Богородицы в Россию, отнюдь не случайны. Кому-то христианство не нравится в принципе. Может показаться, что это происходит только в России и что я высказываю свое частное мнение. Но еще в начале ноября наш патриарх сказал:
"Русская Православная Церковь с большой озабоченностью воспринимает рост проявлений ненависти в отношении христиан в мире. По сведениям ряда независимых источников, христиане стали самой гонимой религиозной группой в мире".
Источник: Православие.ру