2 апреля в Казанском храме Владивостока освятили новую колокольню со звонницей из девяти колоколов. Поблескивающие свежей бронзой благородные музыкальные инструменты были привезены из Москвы в сопровождении опытного звонаря Константина Володина. Он полностью контролировал процесс производства, доставки и установки колоколов во Владивостоке - теперь о колокольне Казанского храма можно говорить как об "образцово-показательной". По словам Константина Володина, с другими нашими колокольнями "надо еще работать".
Накануне Пасхи мы застали его как раз за такой работой в Свято-Никольском храме, звонницу которого он тоже успел привести в порядок за время своего пребывания во Владивостоке. Время поджимало, и наш разговор проходил прямо на колокольне кафедрального собора.
Справка "Н"
Константин Володин, 45 лет, москвич. Звонарь церкви Ризоположения Господня. Уникальный мастер по настройке звонниц. Специалистов такого класса на востоке России очень мало, поэтому Константин часто выезжает на Урал, в Сибирь и Казахстан. Настроил звонницы на колокольнях более чем 80 храмов России. На Дальнем Востоке впервые. Поначалу Константин Володин производит впечатление человека нелюдимого и молчаливого, но после первых же минут общения становится понятно, что за суровой внешностью скрывается душа открытая и добрая. Кстати, в этом он похож на своих "подопечных": пока колокола молчат, они кажутся суровыми, но стоит им "заговорить", как душа наполняется радостью. В то же время, как и любые инструменты, колокола нуждаются в талантливом музыканте.
- Константин, вас называют уникальным мастером и звонарем...
- Это не моя заслуга. Дело в том, что за многие годы безбожия и разрухи в России были утрачены традиции звонарского искусства. Поэтому настоящих звонарей сейчас мало, и почти все мы - самоучки.
- На первый взгляд, в работе вашей нет никакой сложности - бей себе в колокола! Но, подозреваю, в ней много тонкостей. Например, обязательно ли на колокольне должен быть представлен весь звукоряд?
- Необязательно. Колокольный звон - это скорее ритмический рисунок, нежели музыкальный, хотя построение мелодической композиции тоже важно. Вообще, когда колокол отливают, то отмечают и вес, и размеры, и ноту, которую он издает. Отбирая колокола для вашего Казанского храма, я учитывал все это. И не только.
- Хотя бы в общих чертах: как "оборудовать" звонницу.
- В ней должны быть три группы колоколов: каждая - для исполнения собственной партии. Дополняя друг друга, мелодии сливаются в общую композицию. Поэтому подбор звонницы - дело очень серьезное. От того как колокола подобраны по тону, какие они по качеству звучания (благозвучию), в конце концов сколько их в каждой группе и вообще на звоннице, зависят красота и качество звона. Ну и от мастерства звонаря, конечно.
- Да, наука непростая. А как вы стали звонарем?
- Я рос обычным советским пацаном и к Богу обратился довольно поздно. Это произошло в начале 1990-х, когда рухнул Союз и многим пришлось менять ориентиры. А мне еще в детстве был знак: рядом с дачей, где мы отдыхали, стояла церковь, и, когда начинали звонить колокола, я бросал все дела, выкидывая такие коленца, что все только диву давались. Во мне билась радость от колокольного звона. Поэтому, когда я пришел в церковь, сразу попросился в ученики к звонарю.
- Но ведь одного желания недостаточно...
-Главное - это вера и хороший учитель. Мне повезло: у меня был хороший наставник, диакон отец Георгий, сейчас он в Троице-Сергиевой лавре. Он научил меня сути звонарского дела, его философии. Кстати, слух и чувство ритма - совсем не главное... Настоящий звонарь - всегда импровизатор.
- И от чего зависит мелодия?
- От многого: от погоды, настроения, от того, поет у тебя сегодня душа или молчит, от любой мелочи.
- Вы служите в одном храме или вас приглашают в разные церкви?
- Вот уже больше 10 лет я служу звонарем в церкви Ризоположения Господня в Москве на Донской улице. Храм у нас уникальный, и колокольня тоже. Здесь находится самый большой действующий колокол в России: он отлит в 1771 году, весит три тонны и славится неподражаемо красивыми обертонами. Существует красивая легенда, что эти нюансы "высветлены" серебром и золотом, добавленными в бронзу. На самом деле чистота и красота звучания зависят от точного соотношения в сплаве двух металлов - меди и олова - 20 на 80 процентов. И никаких примесей. Этот сплав так и называется: "колокольная бронза".
- У вас какие-то особенные веревки. Они изготавливаются специально для колоколов?
- Нет, главное, чтобы были легкими и прочными. Я пользуюсь теми, что выпускаются для альпинистского снаряжения - считаю самыми лучшими. Беру их прямо на фабрике и покупаю сразу километр - хватает надолго.
- Существуют ли определенные виды звонов или вы можете бесконечно импровизировать?
- Конечно, существуют - все в рамках канонов. Разные поводы - разные звоны. Благовест - это бой главного колокола - созывает на молитву, звон во все колокола называется "трезвон", он же по-народному "малиновый", исполняется по праздникам. Существуют и другие виды: перезвон, перебор, погребальный звон, водосвятный и другие. Я особенно люблю трезвон - такой праздничный и веселый. Кроме того, в трезвоне богатый простор для импровизаций.
- Можно ли играть на колоколах "светские" мелодии, как на других инструментах?
- У меня абсолютный слух, и я могу сыграть на колоколах все что угодно - от "Вечернего звона" до Чайковского. Только зачем? Колокола существуют не для этого. Они настраивают на молитву или создают праздничное настроение совсем другим способом. Они будят душу. Как? Объяснить не могу. Это загадка.
P.S. Несмотря на то что профессия Константина довольно архаична, в жизни он вполне современный человек и свободно пользуется новейшими информационными технологиями. Если кого-то интересуют тонкости колокольного и звонарского дела, рекомендуем сайт Константина http://www.kolokola.nm.ru.
Словарь: ·
Благовест - колокольный звон, призывающий к молитве. Так же называются самые большие колокола в звоннице. ·
Звонница - совокупность всех колоколов на колокольне. Состоит из трех групп. Первая: зазвонные (малые) колокола. Украшают колокольный звон переливами и разнообразными ритмическими рисунками. Вторая: подзвонные (средние) колокола. Ведут основную мелодию. Третья группа: благовесты (большие, басовые) колокола. Отвечают за основной ритм, а своими низкими богатыми обертонами придают звону мощь и красоту. ·
Обертоны - дополнительные тона, определяющие тембр колокола и придающие его звучанию индивидуальную, неповторимую окраску. ·
Перезвон - последовательный звон поочередно всех колоколов. Часто предваряют праздничную молитву. Например, "пасхальный перезвон".
"Ежедневные новости", 9 апреля 2004 г.